Решение по делу № 2-256/2024 от 19.01.2024

Дело

УИД 47RS0-46

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

        <адрес>                                                                   23 апреля 2024 года

Волосовский районный суд <адрес> в составе:

судьи Тимофеевой В.В.,

при секретаре ФИО2,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ "Сабская средняя общеобразовательная школа» об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,

    установил:

<адрес>, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МОУ "Сабская СОШ", администрации МО Волосовский муниципальный район <адрес> об обязании МОУ "Сабская СОШ" установить индукционную петлю в актовом зале образовательного учреждения в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обязании администрации МО Волосовский муниципальный район <адрес> профинансировать работы по установке индукционной петли в актовом зале образовательного учреждения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите прав инвалидов, прав несовершеннолетних в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях и муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях.

В соответствии со статьями 14, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информаций знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Подпунктом «г» пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Проверкой установлено, что в помещении МОУ "Сабская СОШ", используемом для проведения массовых мероприятий (актовый зал), отсутствуют индукционные петли.

В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление, которое рассмотрено, однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

В результате неоснащения актового зала образовательного учреждения индукционными петлями нарушаются права граждан, в том числе несовершеннолетних, а также инвалидов, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, а также вероятность возникновения иных неблагоприятных последствий, что является недопустимым.

Участвующий в деле прокурор ФИО3 в судебном заседании отказался от исковых требований в части обязания администрации МО Волосовский муниципальный район <адрес> профинансировать работы по установке индукционной петли в актовом зале образовательного учреждения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, заявленные исковые требования в части об обязании МОУ "Сабская СОШ" установить индукционную петлю в актовом зале образовательного учреждения в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поддержал в полном объеме.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части исковых требований прокурора к администрации МО Волосовский муниципальный район <адрес> об обязании профинансировать работы по установке индукционной петли в актовом зале образовательного учреждения, прекращено.

С учетом мнения сторон, судом в качестве 3 лица без самостоятельных исковых требований привлечена администрация МО Волосовский муниципальный район <адрес>.

Представитель ответчика МОУ "Сабская СОШ" ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, в которых указал, что в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. С момента образования Министерства просвещения Российской Федерации нормативно-правовое регулирование в сфере общего образования осуществляется указанным Министерством. В рамках исполнения данных функций Минпросвещения России издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», раздел III которого определяет особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и не содержит требования о необходимости наличия в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры. Полагает, что в связи с изданием профильным Министерством нормативно-правового акта, установившего порядок организации и осуществления образовательной деятельности подведомственных ему образовательных организаций, применение иного Порядка, утвержденного ранее, является незаконным. В образовательное учреждение, в соответствии с согласованными паспортами безопасности, не может быть свободного доступа, осуществляется круглосуточная охрана. Среди обучающихся слабослышащих нет. В актовом зале не проводятся уроки (занятия), что опровергает утверждение прокурора о нарушении прав обучающихся.

Представитель третьего лица администрации МО Волосовский муниципальный район <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в представленных ранее письменных возражениях, указав, что в случае принятия судом решения об удовлетворении исковых требований, данное решение будет не исполнимым, поскольку, школа является бюджетным учреждением и не имеет собственных средств.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с пунктами 1, 5, 6 части 1 статьи 15 вышеназванного Федерального закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно пунктам 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее –Порядок).

Согласно подпункту «г» пункта 4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе, наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

МОУ "Сабская СОШ" является образовательным учреждением, где обучаются и воспитываются несовершеннолетние, а также реализуется образовательная деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проведенной прокуратурой района проверкой, установлено, что в помещении МОУ "Сабская СОШ", используемом для проведения массовых мероприятий (актовый зал), отсутствуют индукционные петли.

В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> внесено представление, по результатам рассмотрения которого МОУ "Сабская СОШ" на совещании принято решение об отказе в удовлетворении указанного представления прокурора, что подтверждается ответом МОУ "Сабская СОШ" от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Данный факт ответчиками не оспаривается.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Иск прокурора в соответствии со ст.12 ГК РФ направлен на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в будущем.

Отсутствие в образовательном учреждении учеников-инвалидов по слуху не освобождает ответчика от обязанности исполнения в своей деятельности приведенных нормативных требований, поскольку требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничения их жизнедеятельности являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент обозначенной категорией лиц.

Доводы представителя ответчика и 3 лица суд считает не состоятельными.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что факт нарушения МОУ "Сабская СОШ" законодательства в сфере защиты прав лиц с ограниченными возможностями нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, до настоящего времени нарушение не устранено, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора, заявленные в рамках полномочий, представленных ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд считает заявленное ходатайство представителя ответчика установить решением суда лицо, обязанного профинансировать мероприятие по установке индукционной петли в актовом зале МОУ «Сабская СОШ» не подлежащим удовлетворению, поскольку, вопросы финансирования подлежат разрешению образовательным учреждением совместно с учредителем АМО Волосовский муниципальный район <адрес>, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством- субъектом РФ в лице <адрес>.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Испрашиваемый прокурором срок для устранения допущенных нарушений является разумным, исполнимым, обстоятельств, требующих увеличения срока, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

    решил:

    Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение "Сабская средняя общеобразовательная школа», в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, установить индукционную петлю в актовом зале образовательного учреждения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Волосовский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-256/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Волосовского района Ленинградской области
Ответчики
МОУ "Сабская СОШ"
Другие
Администрация муниципального образования Волосовский муниципальный район Ленинградской области
Суд
Волосовский районный суд Ленинградской области
Судья
Тимофеева Валентина Владимировна
Дело на сайте суда
volosov.lo.sudrf.ru
19.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.01.2024Передача материалов судье
22.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2024Подготовка дела (собеседование)
13.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.03.2024Предварительное судебное заседание
02.04.2024Судебное заседание
16.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Судебное заседание
27.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее