Р Е Ш Е Н И Е (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
29 августа 2018 года г.Чита, пр.Фадеева, 10А
Черновский районный суд г.Читы
в составе председательствующего Петрова А.В.,
при секретаре Резановой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чите, в помещении суда, административное исковое заявление Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 34» об оспаривании и признании незаконным в части предписания № № от 16.05.2018г. Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю,
у с т а н о в и л :
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34» (далее по тексту - МБОУ «СОШ № 34») обратилось в суд с данным административным исковым заявлением, в котором указывает, что 16 мая 2018 года Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в его было вынесено предписание № № об устранении выявленных нарушений санитарных правил по результатам проверки.
Административный истец частично не согласен с вынесенным предписанием по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1.9. Санитарных правил СанПиН 2.4.1.3049- 13 количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3- х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, обращаясь с требованиями о приведении в соответствие списочного состава детей в группах МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34» исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты в соответствие с требованиями пункта 1.9. Санитарных правил СанПиН 2.4.1.3049-13, не предлагает способ устранения данного нарушения и с учетом отсутствия возможности расширения помещений образовательного учреждения, фактически ставит вопрос об отчислении обучающихся детей по инициативе образовательного учреждения, что противоречит действующему законодательству.
Так, порядок зачисления и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях города Читы регламентирован Положением об организации приема заявлений, постановки на учет и зачисления детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории городского округа «Город Чита», утвержденным приказом председателя Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 22 марта 2017 года № №, в соответствии с пунктом 3.3 которого, основное комплектование дошкольных образовательных учреждений осуществляется один раз в год с 01 мая по 30 июня.
В соответствии с приказом Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 23 марта 2018 года № № комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений в 2018 году осуществлялось с 10 апреля по 29 июня 2018 года. В настоящее время комплектование всех дошкольных образовательных учреждений города Читы закончено.
Согласно положений статьи 61 Федерального закона 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность: в связи с получением образования (завершением обучения); досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи (по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе, в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность; по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию; по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность).
Следовательно, действующее законодательство не предусматривает возможности отчисления обучающегося по инициативе образовательной организации, в том числе и в целях устранения нарушений санитарных правил.
Таким образом, административный истец полагает, что исполнимость предписания свидетельствует о его законности, обязанность по доказыванию того, что предписание исполнимо, возлагается на орган, его принявший. Из этого также следует вывод, что всякое предписание, не являющееся исполнимым, является незаконным.
Доказательств исполнимости требования о приведении в соответствие списочного состава детей в группах, исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты в соответствие с требованиями пункта 1.9. Санитарных правил СанПиН 2.4.1.3049-13 Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю не представлено, при проведении проверки данный вопрос не исследовался.
В соответствии с пунктом 4.25 СанПиН 2.4.1.3049-13 в горячем цехе допускается функциональное разделение помещения с выделением зон: переработки овощной, мясо-рыбной продукции и зоны холодных закусок при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к технологическим процессам приготовления блюд, что не является императивной нормой и не может быть вменено в качестве обязанности.
Управление Роспотребнадзора вменяет административному истцу обязанность по обеспечению на пищеблоке функционального разделения производственных процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, ссылаясь на пункты 4.24, 14.11 СанПиН 2.4.1.3049-13.
Однако пункт 4.24 СанПиН устанавливает требования ко вновь строящимся и реконструируемым объектам дошкольных образовательных организаций, а пункт 14.11 СанПиН и не имеет отношения к пищеблокам.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34» (дошкольное отделение) введено в эксплуатацию в 1983 году, капитальный ремонт и реконструкция здания не проводились. Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю не представлено заключений компетентных органов о возможности проведения требуемых работ, вопрос о технической возможности устранения выявленных недостатков, без нарушений требований о безопасности строения для окружающих, соответствия его при этом градостроительным нормам и правилам не исследовался. Осуществление указанных строительных работ без результатов строительно-технической экспертизы может нанести урон зданию детского сада.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6.16 СанПиН 2.4.1.3049-13 в ранее построенных зданиях дошкольных образовательных организаций допускается использовать помещение туалетной в соответствии с проектом.
На основании вышеизложенного, административный истец полагает, что предписание в указанной части вынесено с нарушением норм действующего законодательства, в связи с чем просит суд признать незаконными и отменить пункты №№ 1, 4, 5, 9 предписания Управления Роспотребнадзра по Забайкальскому краю № 91 от 16.05.2018г.
Представитель административного истца – директор МБДОУ «СОШ № 34» Закурдаева Ю.А., заявленный административный иск поддержала в полном объеме, пояснила аналогичное вышеизложенному, указала также на то, что оспариваемым предписанием Управления Роспотребнадзора на образовательное учреждение фактически возлагается обязанность произвольно, без каких-либо оснований, сократить численность воспитанников дошкольного учреждения, поскольку, в случае исполнения предписания СОШ № 34 будет вынуждено просто отчислить часть воспитанников, что недопустимо и, безусловно, нарушит их права. Пояснила также, что на момент проверки общая площадь при игровой деятельности воспитанников соответствует количеству детей, фактически находящихся в группе.
Кроме того, указала на то, что фактически п.п.4, 5 оспариваемого предписания СОШ № 34 уже исполнены – на пищеблок приобретен и установлен в «горячем» цехе стол для переработки овощной продукции и определена зона для приготовления холодных закусок; разделочный инвентарь, доски ножи для готовой и сырой продукции определены по цехам; приобретено оборудование для измельчения готовой продукции; установлен умывальник для мытья рук в горячем цехе, в цехе для обработки сырь умывальник имеется.
Представитель заинтересованных лиц – Комитета образования городского округа «Город Чита» и Администрации городского округа «Город Чита», привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, - Быкова С.В., действующая на основании доверенностей, полагала административный иск МБДОУ «СОШ № 34» полностью обоснованным и подлежащим удовлетворению, изложила аналогичную административному истцу позицию, так же указала, что Роспотребнадзор не предлагает никаких конкретных мер для исполнения оспариваемых пунктов предписания. Произвольное уменьшение численного состава детей в группах будет означать фактически исключение части детей из детского сада, что, конечно же, недопустимо и противозаконно. Те нормативы, на которые ссылается Роспотребнадзор при вынесении оспариваемого предписания, регламентируют деятельность новых объектов детских учреждений, а здания старых детских садов, которые были построены еще до введения указанных нормативов, должны эксплуатироваться согласно проекту его постройки. Приведение количества детей в группах исходя из расчета площади групповой не менее 2,0м? на одного ребенка будет означать либо произвольное исключение части детей из детского сада либо реконструкцию здания и возведение к нему пристройки, что в сложившихся финансовых условия и социально-экономической ситуации в Забайкальском крае, невозможно по причине отсутствия финансирования даже на текущие нужды образовательной организации, не говоря уже о каких-то строительных работах и реконструкции.
Уменьшение числа воспитанников возможно путем выпуска достигших семилетнего возраста воспитанников, как о том говорит Роспотребнадзор, невозможно, поскольку не всегда по достижении возраста семи лет дети обязательно идут в школу и такой способ уменьшения числа воспитанников носит предположительный и вероятностный характер. Более того, каждое дошкольное учреждение ежегодно имеет муниципальное задание на принятие определенного количества числа детей в списочный состав воспитанников, а искусственное уменьшение числа воспитанников детского сада будет нарушать как права несовершеннолетних, уже посещающих дошкольное образовательное учреждение, так и тех несовершеннолетних и их родителей, которые стоят в очереди на получение мест в детские сады.
Представитель административного истца Виноградова В.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против доводов административного искового заявления возражала, просила в иске отказать, указала, что при вынесении оспариваемого предписания Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю руководствовалось действующими санитарными правилами и нормами, в связи с чем доводы административного истца не подлежат применению. Кроме того, также указала на то, что МБДОУ «СОШ №34» еще до рассмотрения настоящего административного иска в суде п.п.4, 5 оспариваемого предписания фактически исполнены, в связи с чем непонятна сама целесообразность оспаривания этих пунктов предписания в судебном прядке. Кроме того, указала также на устойчиво сложившуюся правоприменительную практику Забайкальского краевого суда, в соответствии с которой требования по оборудованию умывальных недостающими умывальниками (раковинами) обязательны для всех образовательных учреждения в не зависимости от того, когда были построены здания, в которых они располагаются.
Допрошенная в качестве специалиста в судебном заседании ФИО4, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за питанием населения, условиями обучения и воспитания, пояснила, что при проведении проверки она руководствовалась действующим санитарными правилами и нормами, а поскольку при проведении проверки ею был выявлен ряд нарушений, она выдала СОШ №34 соответствующее предписание с указанием устранить имеющиеся нарушения.
Рассмотрев поступившее административное заявление, заслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в силу Положения об Управлении является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 322 от 30.06.2004г.).
В силу ст.3 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В подтверждение обоснованности своей позиции Управлением Роспотребнадзора представлены материалы выездной проверки деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 34», расположенного по адресу: Забайкальский край, г.Чита, ул.Ранетная, 7, ул.Ключевая, 18, ул.Механизаторская, 12, в ходе проведения которой обнаружены нарушения обязательных требований ст.ст. 11, 17, 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п.1.9, 4.25, 4.24, 14.11, 6.16.2, 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы..."), а именно:
- количество детей в группах дошкольной образовательной организации не определено, исходя из расчета площади групповой для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 м? на 1 одного ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) – не менее 2,0 м? на одного ребенка, фактически нормативный размер площади на одного ребенка не соблюдается и ниже указанных параметров;
- на пищеблоке в горячем цехе функционально не разделены зон переработки готовой овощной, мясо-рыбной продукции и зоны холодных закусок (на одном установленном производственном столе осуществляется переработка овощной, мясо-рыбной продукции и приготовление холодных закусок), отсутствует специально отведенное место для обработки яиц, на пищеблоке отсутствует технологическое оборудования для измельчения готовой продукции;
- в дошкольном отделении не установлены в умывальных всех групп раковины для мытья рук взрослых (персонала).
По результатам проведения 16.05.2018г. плановой выездной проверки Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в адрес МБДОУ «СОШ № 34» выдано предписание об устранении нарушений № № от 16.05.2018г., с п.п. 1, 4, 5, 9 которого не согласилась СОШ № 34 - лицо, получившее данное предписание.
Согласно указанного предписания «МБДОУ № 34» предписано:
- п.1: «Количестве детей в группах дошкольной образовательной организации определить исходя из расчета площади групповой (игровой комнаты) для детей ясельного возраста (от 1,5 до 3-х лет) не менее 2,5 м?, для детей дошкольного возраста (от 3-х до 7ми лет) – не менее 2,0 м? на одного ребенка»;
- п.4: «обеспечить на пищеблоке в горячем цехе функциональное разделение зоны переработки готовой овощной, мясо-рыбной продукции и зоны холодных закусок»;
- п.5: «Обеспечить на пищеблоке функциональное разделение производственных процессов, исключающее встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции:
- обработку мяса, птицы, рыбы, овощей осуществлять в отдельных моечных
ваннах;
- обработку животного и растительного сырья осуществлять на отдельных
производственных столах;
- переместить электрический привод для сырой продукции в зону обработ-
ки сырой продукции;
- осуществлять хранение разделочного инвентаря (доски, ножи) для сырой
продукции в зоне обработки сырой продукции на специальных полках,
кассетах, магнитных держателях, расположенных в непосредственной
близости от технологического стола с соответствующей маркировкой «для
сырой продукции»;
- п.9: «Установить в умывальных всех дошкольных групп раковины для мытья рук взрослых (персонала)» (л.д.__).
Согласно п.п.1.9, 4.11, 4.24, 4.25, 6.16.2, 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы..."):
- Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка (п.1.9);
- В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Допускается использовать групповую для организации сна с использованием выдвижных кроватей или раскладных кроватей с жестким ложем (п.4.11);
- Во вновь строящихся и реконструируемых объектах дошкольных образовательных организаций необходимо предусматривать пищеблок, работающий на сырье или полуфабрикатах, или буфет-раздаточную, предназначенную для приема готовых блюд и кулинарных изделий, поступающих из организаций общественного питания, и распределения их по группам. Состав и площади помещений пищеблока (буфета-раздаточной) определяются заданием на проектирование. Объемно-планировочные решения помещений пищеблока должны предусматривать последовательность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырой и готовой продукции (п.4.24);
- При проектировании пищеблока, работающего на сырье, рекомендуется предусмотреть следующий набор помещений: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, загрузочная. В горячем цехе допускается функциональное разделение помещения с выделением зон: переработки овощной, мясо-рыбной продукции и зоны холодных закусок при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к технологическим процессам приготовления блюд (п.4.25);
- В туалетной младшей дошкольной и средней группы в умывальной зоне устанавливаются 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливаются умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальная раковина для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинах, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м (п.п.6.16.2, 6.16.3).
Согласно положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч.1 ст.218 КАС РФ).
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела):
о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);
связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.
Согласно раздела 3 Устава МБДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34» одними из основных целей учреждения является, в том числе, обеспечение реализации права каждого на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования (л.д.__).
В соответствии с п.1 ч.6 ст.38 Устава городского округа "Город Чита", утвержденного Решением Думы городского округа "Город Чита" от 25.05.2017 N 53, администрация городского округа «Города Чита» организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организует предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти Забайкальского края), создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организует отдых детей в каникулярное время.
Согласно раздела 2 Положения о Комитете образования городского округа «Город Чита», утвержденного Решением Думы городского округа "Город Чита" от 27.11.2008 N 209 "Об утверждении Положения о Комитете образования администрации городского округа "Город Чита" в новой редакции" Комитет является муниципальным учреждением, созданным для исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления.
Согласно раздела 3.1 Положения о Комитете образования администрации городского округа "Город Чита" основным предметом и целями деятельности Комитета образования являются:
- реализация полномочий в сфере образования и защиты прав и интересов несовершеннолетних;
- обеспечение устойчивого развития образования (в интересах городского округа);
- обеспечение соблюдения муниципальными образовательными организациями действующего законодательства Российской Федерации.
В силу раздела 3.2 положения для достижения целей Комитет образования осуществляет следующие полномочия:
- создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных организациях;
- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на данные цели в соответствующий финансовый год;
- контроль за соблюдением действующего законодательства Российской Федерации муниципальными образовательными организациями.
В силу п.1.4 СанПиН 2.4.1.3049-13 настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру (дошкольные образовательные организации).
Соответственно, суд приходит к выводу об обязательности исполнения МБДОУ «СОШ № 34» п.п.4, 5, 9 оспариваемого предписания Управления Роспотребнадзора и, как следствие, - к выводу о необоснованности исковых требований СШ № 34 в части признания незаконными и отмене пунктов 4, 5, 9 оспариваемого предписания.
Вместе с тем суд находит заслуживающими внимания доводы административного истца о невозможности произвольного уменьшения списочного состава детей в силу следующего.
Согласно представленной технической документации (технические паспорта) здания СОШ введены в эксплуатацию в 1976-м, 1986-м годах (л.д.__).
Указанное выше постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (вместе с "СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") было принято 15 мая 2013 года.
Согласно п.1.5 СанПиН 2.4.1.3049-13 настоящие санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил.
Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.
Кроме того, в соответствии с п. 3.3, 3.4 Положения об организации приема заявлений, постановки на учет и зачисления детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования на территории городского округа «Город Чита», утвержденное приказом председателя комитета образования администрации городского округа «Город Чита» от 22.03.2017 № 122а (далее - Положение) комплектование МБДОУ осуществляется один раз в год; список детей, нуждающихся в предоставлении места в МДОУ в текущем учебном году с 01 сентября текущего календарного года, формируется на 01 марта.
На сегодняшний день, как следует из материалов дела и пояснений сторон, комплектование всех МБДОУ г. Читы закончено, дошкольные учреждения укомплектованы.
Согласно статье 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1) в связи с получением образования (завершением обучения);
2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 с.61 273-ФЗ образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В связи с изложенным, принимая во внимание указанные нормы закона, отчисление воспитанников дошкольного учреждения по инициативе образовательной организации не допускается, поскольку будет нарушено право несовершеннолетних и их родителей на образование, воспитание и обучение.
При описанных обстоятельствах говорить о законности требований п.1 оспариваемого предписания Роспотребнадзора о возложении на СОШ № обязанности по исполнению им п.1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 в части приведения численности воспитанников в соответствие с нормативной площади на каждого воспитанника нельзя.
Таким образом, по результатам рассмотрения заявленного МБДОУ «СОШ № 34» административного иска суд приходит к выводу об обоснованности его доводов в части незаконности и подлежащим отмене п.1 оспариваемого предписания.
Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
В нарушение вышеуказанных положений ст.62 КАС РФ административным ответчиком – Управлением Рспотребнадзора доказательств законности п.1 оспариваемого предписания не представлено.
В силу ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что административным ответчиком не представлено доказательств законности и обоснованности оспариваемого пункта 1 предписания, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца в указанной части.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 226-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 34» – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░:
░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░░ № ░░ 16.05.2018░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 34» ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░ 1,5 ░ 3 ░░░) – ░░ ░░░░░ 2,5 ░?, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░ 3-░ ░░ 7-░░ ░░░) – ░░ ░░░░░ 2,0 ░? ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.09.2018░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░