Судья Алимов Р.М.
Номер дела в суде первой инстанции №2-7693/2023
Номер дела в суде апелляционной инстанции №33-3497/2024
УИД 05RS0038-01-2023-001704-41
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2024 года г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Сатыбалова С.К. и Акимовой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Дибировой М.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5 к Администрации ГОсВД «город Махачкала» об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилой площади, по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО11 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 30 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Биремовой А.А., судебная коллегия
установила:
ФИО5 обратился с исковым заявлением к Администрации ГОсВД «город Махачкала» об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилой площади по г. Махачкала, указав в обоснование иска, что истец ФИО5 относился к лицам, оставшимся без попечения родителей. Постановлением главы МО «<адрес>» № от 20.12.2010 года истцу был назначен опекун.
15.08.2018 года истцом подано заявление о включении его в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилой площади.
В 2022 году истец обратился к ответчику с заявлением, в котором просил сообщить о результатах рассмотрения его заявления о постановке на ФИО6 учет. Истцу сообщили, что в списках, нуждающихся в жилой площади по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей его нет.
В связи с изложенным, истец обратился с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако о результатах рассмотрения его заявления ему не сообщили.
На основании изложенного, истец просит суд обязать администрацию ГОсВД «город Махачкала» включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилой площади по г. Махачкала.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 30 ноября 2023 года постановлено:
«Исковые требования ФИО5 (паспорт серии 8220 №) к Администрации ГОсВД «город Махачкала» (ИНН 0562042520), третьему лицу, не заявляющему самостоятельные требования относительно предмета спора, МКУ «Управление по ФИО6 вопросам г. Махачкалы» об обязании включить ФИО5, <дата> года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилой площади по г. Махачкала – удовлетворить.
Обязать Администрацию ГосВД «город Махачкала» включить ФИО5 <дата> года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в жилой площади по г. Махачкала».
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» ФИО11 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что судом при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ст.ст. 113,117 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного ФИО6 фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п. 3 ст. 8 названного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно п. 3 указанных Правил, в список включаются: дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации; лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении ФИО6 условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного ФИО6 фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Согласно ст. 1 Закона Республики Дагестан от 4 декабря 2008 г. № 57 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Как усматривается из материалов дела, решением Рутульского районного суда РД от 7 сентября 2010 г. с учетом определения об исправлении описки от 17 января 2022 года были удовлетворены исковые требования органа опеки и попечительства <адрес> РД, ФИО1 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО2, <дата> года рождения, ФИО3, <дата> года рождения, и ФИО5, <дата> года рождения.
Согласно свидетельству о смерти, ФИО4 (мать истца) умерла 4 февраля 2010 года.
Постановлением главы МО «<адрес>» № от 20 декабря 2010 года над истцом была назначена опека.
Постановлением главы МО «Рутульский раойн» от 26.01.2022 г. № 25 внесены изменения в постановление администрации МО «<адрес>» № от 20.12.2010 года.
Из представленного суду ответа МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое Аварийное жилье» и улучшению ФИО6 условий» ФИО5 следует, что ФИО5 в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью в г. Махачкале не значится. Также ему было разъяснено, что ранее ему был дан ответ от 19.09.2018 г., которым отказано в предоставлении услуги в связи с тем, что представленный ФИО5 пакет документов не соответствует требованиям, указанным в ФЗ №.
Таким образом, материалами дела установлено, что истец относится к категории детей –сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в связи со смертью матери в 2010 году и лишением родительских прав отца на основании решения суда от 7 сентября 2010 года.
Также материалами дела подтверждено, что истец своевременно, еще в 2018 году, обратился с заявлением к ответчику о постановке на ФИО6 учет по категории детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом доказательств обеспеченности истца благоустроенным жилым помещением материалы дела не содержат.
То обстоятельство, что истцу на праве общей долевой собственности принадлежит 1/6 доли собственности на квартиру по адресу: г. Махачкала, <адрес>, общей площадью 82, 8 кв.м., не может свидетельствовать об отсутствии оснований для постановки истца на ФИО6 учет, поскольку в рассматриваемом случае размер общей площади, приходящейся на истца в указанной квартире, составляет 13,8 кв.м., то есть менее размера учетной нормы площади жилого помещения, установленного в Республике Дагестан.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии ФИО6 прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других ФИО6 фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда первой инстанции об удовлетворении иска правильным и обоснованным, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 30 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: