Дело № 2-378/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2015 года пос. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Антонова Н.И.,
при секретаре Харламовой В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жихаревой Л.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия о перерасчете базовой части пенсии,
у с т а н о в и л:
Жихарева Л.С. (далее истец) обратилась в суд с указанным исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия (далее ответчик) по тем основаниям, что она работала с <данные изъяты> Руководителем предприятия в ДД.ММ.ГГГГ была направлена в командировку в <адрес> по обмену опытом. <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ был ликвидирован, все документы не сохранились. Истец обращалась в Национальный архив <адрес>, однако подтвердить поездку в район Крайнего Севера не смогли. Истец обратилась к ответчику с заявлением перерасчете базовой части пенсии, однако решением ответчика истцу было отказано в связи с отсутствием работы в районе Крайнего Севера. Истец просит суд: - признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Муезерском районе Республики Карелия об отказе в установлении Жихаревой Л.С. повышенной базовой пенсии по старости; - обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Муезерском районе Республики Карелия произвести Жихаревой Л.С. перерасчет базовой части пенсии как лицу, работавшему в районах Крайнего Севера.
Истец в суде исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в иске, просит иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что по направлению работодателя примерно ДД.ММ.ГГГГ выезжала в служебную командировку в район Крайнего Севера в <адрес> для обмена опытом по выращиванию норки. На время командировки ей выплачивалась средняя заработная плата. Выдавался ли приказ о направлении в командировку не помнит, командировочное удостоверение не выдавалось, документы, подтверждающие направление в командировку, не сохранились, в командировке находилась один день.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседания не явился Ответчиком представлены письменные возражения на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым с заявленным иском ответчик не согласен, по тем основаниям, что факт работы истца в районе Крайнего Севера в период нахождения истца в командировке, документально не подтвержден, а свидетельскими показаниями данный факт, относящийся, по мнению, ответчика к характеру работы, не может быть установлен.
Суд, заслушав истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 7 статьи 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рубля в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стаж работы для исчисления повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работавших в районах Крайнего Севера, при этом период работы в районах Крайнего Севера данной нормой не установлен.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.
Аналогичная социальная гарантия для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, в форме установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости сохранена и на момент рассмотрения спора, что предусмотрено положениями ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее ФЗ «О страховых пенсиях»), действующего с 01 января 2015 года.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством для исчисления повышенного размера базовой части пенсии как для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, в данном случае является осуществление гражданином обязанностей в рамках трудовых отношений в особых климатических условиях – местности, находящейся в районе Крайнего Севера, в независимости от продолжительности осуществления таких обязанностей в данной местности.
Какой-либо период трудовой деятельности может быть включен в стаж работы в районе Крайнего Севера, если в данный период работа гражданина в районе Крайнего Севера носила стабильный характер и осуществлялась в организациях, расположенных в районе Крайнего Севера.
Данный подход суда соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, обозначенной в пункте 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.06.2013 № 75-КГ13-13, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2013 № 75-КГ13-1.
Таким образом, если работодатель и место работы располагаются не на территории района Крайнего Севера, командировка работника в район Крайнего Севера не может рассматриваться как стаж работы в районе Крайнего Севера.
Из обстоятельств дела следует, что истец является получателем трудовой пенсии по старости. Полагая, что имеет соответствующее право, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете базовой части пенсии, заявив о периоде работы в районе Крайнего Севера, поскольку фиксированный базовый размер страховой части пенсии при ее назначении истцу определен без учета стажа работы в районе Крайнего Севера.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии ч. 4 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего Севера.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что с ДД.ММ.ГГГГ истец работала в <адрес> в том числе копией трудовой книжки истца (л.д.14). Указанное предприятие располагалось в <адрес>. Исходя из доводов истца, она по направлению работодателя примерно ДД.ММ.ГГГГ (точные даты не помнит) выезжала в служебную командировку в район Крайнего Севера в <адрес> по обмену опытом. Факт нахождения истца в служебной командировке, кроме ее доводов, подтвердили свидетели А. и К.., затруднившиеся указать точные даты и период нахождения в командировке, а также факт издания работодателем приказов и выдачи командировочных удостоверений.
В силу Инструкции от 15 февраля 1980 года N 30 «О служебных командировках в пределах СССР», утвержденной Минфином СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС, служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя объединения, предприятия, учреждения, организации на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 с последующими изменениями, территория <адрес> отнесена к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Следовательно, истец состояла в трудовых отношениях с организацией, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Данные трудовые отношения носили постоянный характер. Нахождение истца в районе Крайнего Севера в спорный период в ДД.ММ.ГГГГ носило временный характер. Сведений и доказательств наличия у истца в спорный период трудовых отношений с организацией, расположенной в районе Крайнего Севера не имеется. Работа, носящая стабильный и постоянный характер, осуществлялась истцом в местности, не относящейся к районам Крайнего Севера. Временное выполнение поручения работодателя в <адрес> не может служить основанием для того, чтобы сделать вывод о наличии у истца смешанного стажа работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для установления истцу повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии ч. 4 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях» не имеется. Решение ответчика в указанной части является законным и обоснованным. Исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муезерском районе Республики Карелия о перерасчете базовой части пенсии Жихаревой Л.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме принято 25.12.2015.
Судья - Н.И. Антонов