Судья Гумеров Ш.А. Дело № 77-1649/2019
РЕШЕНРР•
04 сентября 2019 года город Казань
РЎСѓРґСЊСЏ Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан Галимов Р›.Рў., РїСЂРё секретаре судебного заседания Галиевой Р .Р ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании жалобу защитника общества СЃ ограниченной ответственностью «ТАРР¤-РќРљ РђР—РЎВ» Полуниной Рђ.Р, РЅР° решение СЃСѓРґСЊРё Вахитовского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани Республики Татарстан РѕС‚ 19.07.2019 РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, изучив РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, выслушав защитника Полунину Рђ.Р., представителей Министерства экологии Рё природных ресурсов Республики Татарстан Шаехова Рњ.Рњ., Ткачука Рђ.Р., проверив материалы дела,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Татарстан РІ области охраны окружающей среды Центрального территориального управления Министерства экологии Рё природных ресурсов Республики Татарстан (далее – административный орган) РѕС‚ 07.05.2019(СЃ учетом определения должностного лица РѕС‚ 17.05.2019, вынесенного РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ статьи 29.12.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях) общество СЃ ограниченной ответственностью «ТАРР¤-РќРљ РђР—РЎВ» (далее – РћРћРћ «ТАРР¤-РќРљ РђР—РЎВ», общество) признано виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Рё подвергнуто административному наказанию РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 300 000 СЂСѓР±.
Защитник РћРћРћ «ТАРР¤-РќРљ РђР—РЎВ» - Полунина Рђ.Р. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ жалобой, полагая постановление должностного лица РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении незаконным Рё необоснованным, просила его отменить.
Решением судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 19.07.2019 жалоба оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении – без изменения.
Р’ жалобе РІ Верховный РЎСѓРґ Республики Татарстан защитник РћРћРћ «ТАРР¤-РќРљ РђР—РЎВ» - Полунина Рђ.Р. выражает несогласие СЃ постановлением должностного лица Рё решением СЃСѓРґСЊРё районного СЃСѓРґР°, РїСЂРѕСЃРёС‚ РёС… отменить.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в представленном отзыве на жалобу просит рассмотреть вопрос об объединении дел и применении положении статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рзучение материалов дела Рё РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы свидетельствует РѕР± отсутствии правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон № 2395-1) регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.
В силу части первой статьи 11 Закона № 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с частью второй статьи 12 Закона № 2395-1 лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими названному Закону.
РР· положений статьи 22 Закона в„– 2395-1 следует, что пользователь недр обязан обеспечить представление достоверных данных Рѕ разведанных, извлекаемых Рё оставляемых РІ недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся РІ РЅРёС… компонентах, РѕР± использовании недр РІ целях, РЅРµ связанных СЃ добычей полезных ископаемых, РІ федеральный фонд геологической информации Рё его территориальные фонды, Р° также РІ фонды геологической информации субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, если пользование недрами осуществляется РЅР° участках недр местного значения, РІ органы государственной статистики.
В соответствии со статьей 27 Закона № 2395-1 под геологической информацией о недрах понимается информация о геологическом строении недр, о находящихся в них полезных ископаемых (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах), об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного (техногенного) происхождения), данные наблюдений, полученные при осуществлении предусмотренных настоящим Законом видов пользования недрами, при охране недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, и представленные на бумажном или электронном носителе либо на иных материальных носителях (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации о недрах).
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как усматривается РёР· материалов дела, 28.01.2019 РІ 09 часов РїРѕ адресу: Республика Татарстан, РіРѕСЂРѕРґ Казань, улица Астрономическая, РґРѕРј в„– 5/19, кабинет в„– 56 РћРћРћ «ТАРР¤-РќРљ РђР—РЎВ» допустило нарушение пункта 2.3.6 лицензионного соглашения (лицензия РўРђРў ЛАР№ 01805 Р’Р) Р° именно: РЅРµ предоставило РІ Министерство экологии Рё природных ресурсов Республики Татарстан РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 25.01.2019 данные мониторинга подземных РІРѕРґ Р·Р° 2018 РіРѕРґ.
РџРѕ факту выявленных нарушений 25.04.2019 должностным лицом административного органа РІ отношении РћРћРћ «ТАРР¤-РќРљ РђР—РЎВ» составлен протокол РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях.
Постановлением должностного лица административного органа РѕС‚ 07.05.2019 РћРћРћ «ТАРР¤-РќРљ РђР—РЎВ» признано виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Рё подвергнуто административному наказанию РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 300 000 СЂСѓР±.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, копией лицензии с приложениями и иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Должностное лицо Рё СЃСѓРґСЊСЏ районного СЃСѓРґР° пришли Рє правильному выводу Рѕ наличии РІ деянии РћРћРћ «ТАРР¤-РќРљ РђР—РЎВ» состава административного правонарушения, ответственность Р·Р° совершение которого установлена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела Рё имеющимся доказательствам.
РџСЂРё рассмотрении дела РЅР° основании статьи 26.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях судьей районного СЃСѓРґР° установлены РІСЃРµ обстоятельства, подлежащие выяснению РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам РІ соответствии СЃ требованиями статьи 26.11 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях. РџСЂРё этом каких-либо противоречий РІ представленных доказательствах Рё сомнений относительно виновности РћРћРћ «ТАРР¤-РќРљ РђР—РЎВ» РІ совершении вмененного ему правонарушения РЅРµ установлено, поэтому правовых оснований для переоценки доказательств РЅРµ имеется.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы Рѕ неисследованности обстоятельств дела опровергаются материалами дела Рё содержанием решения СЃСѓРґСЊРё районного СЃСѓРґР°, РёР· которых усматривается, что РїСЂРё рассмотрении дела судьей были проверены Рё оценены РІ необходимом Рё достаточном объеме доказательства, которые полно Рё объективно отражают событие административного правонарушения Рё РІРёРЅСѓ РћРћРћ «ТАРР¤-РќРљ РђР—РЎВ» РІ совершении вменяемого административного правонарушения.
Анализ представленных РІ материалы дела доказательств как РІ отдельности, так Рё РІ совокупности РЅРµ дает основание полагать Рѕ наличии обстоятельств, указывающих РЅР° отсутствие РІ действиях РћРћРћ «ТАРР¤-РќРљ РђР—РЎВ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях.
Доводы, которыми аргументирована жалоба заявителя, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьи районного суда, а также к выражению несогласия с произведенной судьей оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Между тем несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств не может служить основанием для отмены вынесенного по делу судебного решения. Новых доводов, которые могли бы повлиять на законность оспариваемого постановления и решения, жалоба не содержит.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Рмеются достаточные основания для вывода Рѕ том, что РїСЂРё пользовании недрами обществом РЅРµ приняты РІСЃРµ зависящие РѕС‚ него меры РїРѕ соблюдению условий, предусмотренных лицензией РЅР° пользование недрами. Общество обоснованно привлечено Рє административной ответственности РїРѕ части 2 статьи 7.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях.
Доводы о том, что общество фактически не пользуется недрами, не находят своего объективного подтверждения, поскольку данные о том, что на территории АЗС № 58 имеются иные источники водоснабжения, которые предназначены в том числе для технических нужд (пожаротушение) материалы дела не содержат.
Пользованием недрами является не только добыча полезных ископаемых, но иные виды пользования, указанные в статье 6 Закона № № 2395-1, в том числе исполнение условий лицензионного соглашения, в части предоставления геологической и иной информации о недрах, а также соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.
Доводам защитника общества Рѕ том, что РїСЂРё рассмотрении дела нарушены требования части 2 статьи 4.4 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, так как РћРћРћ «ТАРР¤-РќРљ РђР—РЎВ» неоднократно привлечено Рє административной ответственности Р·Р° аналогичные нарушения, выявленные РїРѕ РЅРµ выполнению требований РґСЂСѓРіРёС… лицензионных соглашений Рё допущенные РІ результате РѕРґРЅРѕРіРѕ бездействия, судьей районного СЃСѓРґР° РІ решении дана надлежащая правовая оценка, оснований РЅРµ согласиться СЃ которой РЅРµ имеется.
Глава 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет порядок назначения административного наказания, в том числе устанавливает правила назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений (статья 4.4).
В соответствии с частью 1 этой статьи при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
По смыслу данной нормы за совершение одинаковых противоправных деяний в отношении различных предметов административных правонарушений виновное лицо подлежит административной ответственности за каждое такое деяние. Данная позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 25.04.2019 № 884-О.
Утверждения заявителя о малозначительности совершенного им административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть признаны состоятельными.
РР· пункта 21 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 24.03.2005 в„– 5 «О некоторых вопросах, возникающих Сѓ СЃСѓРґРѕРІ РїСЂРё применении Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях» следует, что если РїСЂРё рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, СЃСѓРґСЊСЏ РЅР° основании статьи 2.9 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях вправе освободить РІРёРЅРѕРІРЅРѕРµ лицо РѕС‚ административной ответственности Рё ограничиться устным замечанием, Рѕ чем должно быть указано РІ постановлении Рѕ прекращении производства РїРѕ делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена РїСЂРё рассмотрении жалобы РЅР° постановление РїРѕ делу Рѕ таком правонарушении, то РЅР° основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях выносится решение РѕР± отмене постановления Рё Рѕ прекращении производства РїРѕ делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае правонарушение посягало на установленный государственный порядок правоотношений, складывающийся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании, направленный на охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения и территорий.
Таким образом, оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Доказательств того, что в рассматриваемом случае наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности, а также применение назначенного наказания влечет за собой избыточное использование административного принуждения, не сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, не представлено и судьей районного суда не установлено.
Существенных нарушений норм процессуального права при привлечении общества к административной ответственности не допущено.
Постановление Рѕ назначении РћРћРћ «ТАРР¤-РќРљ РђР—РЎВ» административного наказания соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях Рё вынесено должностным лицом РІ пределах СЃСЂРѕРєР° давности привлечения Рє административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда и постановление должностного лица являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШРР›:
решение СЃСѓРґСЊРё Вахитовского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани Республики Татарстан РѕС‚ 19.07.2019 РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, РІ отношении общества СЃ ограниченной ответственностью «ТАРР¤-РќРљ РђР—РЎВ» оставить без изменения, жалобу защитника Полуниной Рђ.Р, – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Татарстан или его заместители в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
РЎСѓРґСЊСЏ