Р Е Ш Е Н И Е дело №2-1016/2024
Именем Российской Федерации УИД91RS0003-01-2023-004564-90
29 февраля 2024 года г.Симферополь
Центральный районный суд г.Симферополя в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Куриленко А.С.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО4,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 в лице законного представителя ФИО2, к Министерству здравоохранения Республики Крым о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями, взыскании средств,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в лице законного представителя ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Крым о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечить медицинскими изделиями «Устройство для инфузии MiniMed Mio MMT-943 6/60», резервуар ММТ-332А для инсулиновых помп Paradigm 3 мл №, датчиками FreeStyle Libre системы Flash мониторинга глюкозы из расчета потребности, установленной медицинской организацией. Также заявлено требование о взыскании с ответчика средств, потраченных на покупку медицинских изделий, лекарственных средств и этанола в размере 57 272,16 руб.. Просят обратить решение к немедленному исполнению.
В обоснование указано, что ФИО1 является ребенком-инвалидом в связи с заболеванием сахарный диабет 1 типа, которому установлен диагноз «Инсулинозависимый сахарный диабет без осложнений», и который должен обеспечиваться всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100г в месяц), инсулиновыми шприцами, шприцами типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглами к ним, а также средствами диагностики. Ребенку определена необходимость применения помповой инсулинотерапии. Протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ РК «СГДКБ» от ДД.ММ.ГГГГ № определена потребность несовершеннолетнего ФИО1 в следующих медицинских изделиях: «Устройство для инфузии MiniMed Mio MMT-943, 6/60 №» потребность на 1 мес. – 15 ед., годовая потребность – 18 упаковок; «резервуар ММТ-332А для инсулиновых помп Paradigm 3 мл №» потребность на 1 мес. – 15 ед., годовая потребность – 18 упаковок. ГБУЗ РК «СГДКБ» были выписаны рецепты, которые были поставлены на отсроченное обеспечение. Протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ РК «СГДКБ» от ДД.ММ.ГГГГ № определена потребность ребенка в регулярном контроле глюкозы методом непрерывного мониторирования с использованием датчика FreeStyle Libre системы Flash мониторинга глюкозы из расчета потребности 1 датчик на 14 суток. В 2023 году был предоставлен один датчик ДД.ММ.ГГГГ, 2 датчика предоставлено ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует установленной потребности ребенка. В связи с чем, законным представителем за счет собственных средств приобретены и использованы 12 датчиков на общую сумму 57 272,16 руб., из расчета 4 772,68 руб. за 1 датчик.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО4 требования поддержал, просил удовлетворить, привел доводы, изложенные в иске.
Законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 ФИО2 в заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлялась надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. В дело приобщены письменные возражения по заявленным требованиям, где содержится просьба об отказе в иске. Указано, что Министерством предпринимаются меры для издания актов по обеспечению нуждающейся категории лиц медицинскими изделиями, потребность ФИО1 в датчиках учтена в заявке на закупку изделий медицинского назначения. Закупка датчиков произведена ДД.ММ.ГГГГ в количестве 46 штук и были распределены. По данным ГКУ РК «Крымздрав» в соответствии с данными от компании дистрибьютеров расходные материалы, указанные в приказе, в необходимом количестве для обеспечения потребности детей на остатках в <адрес> отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ был заключен контракт на поставку датчиков в количестве 103 упаковки, которые были распределены. ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт, поставка по которому предусмотрена частями. ДД.ММ.ГГГГ датчики поступили на аптечный склад и были распределены, в том числе ФИО1. В последующем также производилось распределение датчиков, в том числе 5 штук на ФИО1, которые переданы в больницу для передаче маме. Таким образом, считают, что ФИО1 обеспечен датчиками мониторинга глюкозы. Указывают, что имеют место проблемы с закупкой по независящим от Министерства причинам. В отношении Устройства для инфузии MiniMed Mio MMT-943, 6/60 № указывают на наличие отоваренных рецептов, также ссылаются, что рецепты от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ имеют статус «Просрочен», так как пациент не обращался в аптечную сеть, рецепт от ДД.ММ.ГГГГ имеет статус «выписан», но пациент не обращался в аптечную сеть. Рецепты от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ имеют статус «Снят с отсроченного обеспечения» на основании актов. Рецепты от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ имеют статус «удаленный МО» из-за неправильно выписанного количества упаковок в рецепте. Полагают, что указанными устройствами пациент обеспечен. Указывают, что резервуары для инсулиновых помп имеются, и за ними надо обратиться в аптечный пункт.
Представитель третьего лица ГБУЗ РК «Симферопольская городская детская клиническая больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований привлечено ГКУ РК «Крымздрав», представитель которого в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет группу инвалидности по категории «ребенок-инвалид», выставлен диагноз инсулинозависимый сахарный диабет 1 типа.
Согласно выписному эпикризу из медицинской карты стационарного больного, выданного ГБУЗ РК «Республиканская детская клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., назначено лечение, в том числе самоконтроль гликемии, контроль уровня гликированного гемоглобина. Определены расходные материалы для инсулиновой помпы.
Из протокола заседания врачебной комиссии ГБУЗ РК «Симферопольская городская детская клиническая больница» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 определена потребность в расходных материалах на 1 мес. по 15 шт. резервуара и инфузионного набора.
В протоколе заседания врачебной комиссии ГБУЗ РК «Симферопольская городская детская клиническая больница» № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 определены медицинские изделия, которыми он подлежит обеспечению: помпа Medtronic 640G, Устройство для инфузии MiniMed Mio MMT-943, 6/60 № потребность на 1 мес. 15 штук, годовая потребность 18 упаковок; резервуар ММТ-332А для инсулиновых помп Paradigm 3 мл № потребность на 1 мес. 15 штук, годовая потребность 18 упаковок.
В протоколе заседания врачебной комиссии ГБУЗ РК «Симферопольская городская детская клиническая больница» № от ДД.ММ.ГГГГ определено, что ФИО1 по жизненным показаниям нуждается в регулярном контроле глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования с использованием датчика FreeStyle Libre системы Flash мониторинга глюкозы. Определена потребность 1 датчик на 14 суток, на 1 месяц 2 датчика, на 2023 год – 24 упаковки.
В дело представлено 2 акта приема – передачи от ДД.ММ.ГГГГ (2 шт) и от ДД.ММ.ГГГГ (1 шт) ФИО2 указанных датчиков.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Согласно ч.15 ст. 37 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Учитывая наличие заключения комиссии о необходимости применения системы мониторинга глюкозы FreeStyle Libre, а также устройства для инфузии MiniMed Mio MMT-943, 6/60 №, резервуара ММТ-332А для инсулиновых помп Paradigm 3 мл №, суд находит, что у ФИО1 возникло право на получение таких медицинских изделий. Данное право участниками не оспаривалось.
В силу ч.1 ст. 38 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
При этом Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ в Перечне социально значимых заболеваний сахарный диабет отнесен к социально значимым заболеваниям.
Из положений ст. 81 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Согласно ч.3 ст.80 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 890 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В силу положений п.4 указанного Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения лиц, не достигших 18-летнего возраста, страдающих сахарным диабетом 1 типа, проживающих на территории Республики Крым, изделиями медицинского назначения для исследования уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования. Проведение процедуры закупки таким порядком возложена на ГУП РК «Крымздрав». Согласно сведениям, предоставленным с сайта «Госзакупки» закупки не всегда имели статус состоявшихся.
Однако, данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязанности по обеспечению нуждающихся лиц медицинскими изделиями.
Именно на органы государственной власти субъектов возложены задачи по созданию устойчивого механизма по бесперебойному предоставлению нуждающимся гражданам необходимых лекарственных препаратов.
При этом в силу положений ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Министерство здравоохранения Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Крым, контролю в сфере охраны здоровья, отраслевое или межотраслевое управление в наиболее важных отраслях и установленных сферах деятельности, оказанию государственных услуг в сфере охраны здоровья и управления государственным имуществом, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований, заявленных к Министерству здравоохранения Республики Крым в части возложения обязанности по обеспечению датчиками системы мониторинга глюкозы FreeStyle Libre.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих необеспечение либо просрочку в обеспечении устройством для инфузии MiniMed Mio MMT-943, 6/60. Из сведений, представленных ответчиком, следует, что действующие рецепты, предъявляемые пациентом в аптечную сеть, были отоварены в день обращения. То обстоятельство, что некоторые из рецептов удалялись из базы медицинской организацией, а также предъявление рецепта по истечении срока его действия, не может свидетельствовать о том, что Министерством здравоохранения Республики Крым не осуществляются соответствующие мероприятия, направленные на обеспечение нуждающейся группы населения указанными медицинскими изделиями.
В отношении медицинского изделия резервуара ММТ-332А для инсулиновых помп Paradigm 3 мл № ответчиком предоставлены сведения об исполнении всех ранее предъявленных в аптечную сеть рецептов, кроме рецепта от ДД.ММ.ГГГГ со статусом «просрочен». При этом имеются сведения о выписанным ДД.ММ.ГГГГ рецептах, которые для получения медицинских изделий не предъявлялись. В связи с чем, суд также не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению ФИО1 указанными резервуарами, так как нарушений по обеспечению указанными резервуарами не установлено.
Руководствуясь положениями ст. 212 ГПК РФ, и исходя из необходимости обеспечения ребенка истицы системой мониторинга глюкозы, суд полагает возможным обратить решение к немедленному исполнению, поскольку данная система позволяет своевременно принять жизненно важные решения по дозировке инсулина.
При этом, исходя из того, что Министерству здравоохранения Республики Крым необходимо провести действия, связанные с закупкой и доставкой такого препарата, то немедленное исполнение решения суда возлагает на Министерство здравоохранения Республики Крым обязанность по незамедлительному началу совершения действий по закупке и последующему обеспечению необходимым медицинским изделием ФИО1 в соответствии с требованиями законодательства, регулирующими порядок проведения закупки лекарственного препарата.
В иске также заявлено требование о взыскании расходов, понесенных на самостоятельное приобретение медицинского изделия – глюкометра с точным отслеживанием уровня сахара в крови. В подтверждение заказа и оплаты предоставлены сведения по проведению электронного платежа ДД.ММ.ГГГГ на сумму 81 545 руб.
Учитывая, что ответчик факт задержки обеспечения ФИО1 средствами непрерывного мониторирования глюкозы в крови не оспаривает, ввиду того, что такие изделия назначены ребенку по жизненным показаниям, суд приходит к выводу, что в рамках заявленных требований с ответчика в пользу законного представителя ребенка подлежат взысканию средства в сумме 57 272,16 руб., затраченные на самостоятельное приобретение медицинских изделий.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечить ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., средствами непрерывного мониторирования глюкозы в крови: датчиками FreeStyle Libre из расчета потребности, установленной медицинской организацией.
Решение в указанной части обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Крым в пользу ФИО2 денежные средства за самостоятельное приобретение медицинских изделий в сумме 57 272,16 руб..
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Кундикова Ю.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 07.03.2024