Решение по делу № 33-10783/2023 от 17.05.2023

Дело № 2-220/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33-10783/2023

        13 июня 2023 г.                                                           г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

Председательствующего                Абдрахмановой Э.Я.,

судей:                            Алексеенко О.В.

Индан И.Я.,

при секретаре                         ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бородина С.Б. к Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан о включении стажа в муниципальную службу, взыскании судебных расходов,

по апелляционной жалобе Бородина С.Б. на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 30 марта 2023 г.

Заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Я., судебная коллегия

установила:

Бородин С.Б. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан о включении стажа в муниципальную службу, взыскании судебных расходов.

Свои требования мотивировал тем, что что с 17.01.1992г. был утвержден председателем городского комитета по управлению государственным имуществом на основании решения Исполкома Салаватского ФИО3 ФИО1 народных депутатов №... от 17.01.1992г, а с 01.01.1993г. назначен на должность председателя комитета по управлению государственным имуществом администрации г.Салават в связи с реорганизацией аппарата исполкома. 24.03.1994г. уволен в порядке перевода на основании п.5 ст.29 КЗоТ РФ на должность председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Салават. В указанной должности проработал по 11.01.2002г., фактически выполнял те же полномочия, что и председатель комитета по управлению государственным имуществом администрации г.Салават, место работы находилось там же где и место предыдущей работы, он подчинялся главе администрации г.Салават, заработная плата выплачивалась из средств городского бюджета, при этом Комитет по управлению муниципальной собственностью г.Салават входил в структуру Администрации г.Салават. Истец полагает, что ответчиком неправомерно не включен спорный период работы в период стажа муниципальной службы в Республике Башкортостан для назначения пенсии за выслугу лет.

Бородин просил С.Б. просил признать периоды работы с 24.03.1994г. по 11.01.2002г. в должности Председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Салават, периодом работы, дающим право для назначения пенсии за выслугу лет по муниципальной службе, взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы на оплату госпошлины в размере 300 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб.

Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 30 марта 2023 года постановлено:

Исковое заявление Бородина С.Б. к Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан о включении стажа в муниципальную службу, взыскании судебных расходов, - оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Бородин С.Б. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, указывая на нарушение норм материального права. Просит отменить решение суда и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.

Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Бородина С.Б., его представителя – ФИО6, представителя Администрации Главы Республики ФИО5ФИО11, представителя администрации ФИО3 округа город ФИО5 Республики ФИО5 - Хасанову Э.З., представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики ФИО5ФИО12, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельств дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Бородину С.Б., суд первой инстанции исходил из того, что что Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Салават являлся самостоятельной структурной единицей, которая не была отнесена к органам местного самоуправления, должность председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Салават не была включена в штат аппарата администрации г.Салават в спорный период, не включена в Реестр должностей муниципальной службы, и не отнесена к должностям муниципальной службы ни на уровне субъекта, ни на уровне муниципального образования, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что истец, являясь председателем Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Салават, не замещал муниципальной должности, вследствие чего оснований для включения спорного периода в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет не имеется.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Согласно статье 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Статьей 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) предусмотрено, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Федеральным законом N 25-ФЗ установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций (часть 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

На основании Законом РСФСР от 3 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», Закона РСФСР от 3 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», Закон Башкирской ССР от 29 октября 1991 № ВС-9/34 «Об образовании Государственного комитета Башкирской ССР по управлению государственным имуществом и внесении изменения в Закон Башкирской ССР «О Совете Министров Башкирской ССР» в местных администрациях (до марта 1992 года назывались исполкомами городских (районных) советов народных депутатов) в 1992 годах создавались комитеты по управлению государственным имуществом.

В соответствии с Положением о городском Комитете по управлению имуществом города Салавата (далее - Комитет) Комитет входит в структуру местной администрации г. Салават и подотчетен городскому Совету народных депутатов, несет перед ним ответственность за выполнение возложенных на него задач. Комитет осуществляет выполнение своих функций во взаимодействии с органами государственного управления Республики Башкортостан и Российской Федерации. Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банковских учреждениях, в том числе валютный, гербовую печать со своим наименованием, бланки, штампы и прочие официальные атрибуты (п.6). (26-32 т.1).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Администрацией городского округа г. Салават при расчете продолжительности стажа муниципальной службы в Республике Башкортостан для назначения пенсии за выслугу лет на дата Бородину С.Б. не включен период работы в должности Председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Салават согласно записи в трудовой книжке с 24.03.1994г. по 11.01.2002г.

Протоколом заседания Республиканской комиссии по вопросам муниципальной (государственной) службы от дата №... комиссия пришла к выводу о том, что у Бородина С.Б. отсутствует требуемый стаж муниципальной службы в Республике Башкортостан не менее 12,5 лет. По мнению комиссии, стаж муниципальной службы Бородина С.Б. составляет 11 лет 8 месяц 11 дней.

Согласно записи №... в трудовой книжке дата Бородин С.Б. утвержден председателем городского комитета по управлению государственным имуществом» на основании решения исполнительного комитета Салаватского городского Совета народных депутатов от дата №... (л.д.21 т.1); запись №... от дата Бородин С.Б. назначен на должность председателя комитета по управлению государственным имуществом администрации г. Салавата в связи с реорганизацией исполкома на основании постановления главы администрации г. ФИО5 №...б от дата (л.д.33 т.1).

Как следует из представленных штатных расписаний аппарата администрации г.Салават комитет по управлению муниципальным имуществом г. Салават был выведен из штатного расписания Администрации г. Салават с сентября 1994 г (т.1 л.д.64-69, 70-4, 75-122 т.1)

дата (запись №...) Бородин С.Б. уволен из комитета по управлению государственным имуществом администрации г.Салавата в порядке перевода в Комитет по управлению муниципальной собственностью г.Салавата на основании распоряжения администрации г. Салават №...а и в тот же день (запись №...) принят председателем Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Салавата, приказ №...-к от дата на основании приказа председателем Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Салавата, приказ №...-к от дата (л.д.17 т.1).

В личном деле Бородина С.Б. отсутствуют сведения о прохождении им в спорный период квалификационного экзамена или аттестации для присвоения квалификационного разряда муниципального служащего, в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от дата № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Также отсутствуют в личном деле истца данные о подаче муниципальным служащим декларации о доходах, заполнение которой предусматривалось статьей 12 Федерального закона от дата № 8-ФЗ.

Указом Президиума Верховного Совета РБ от 14 мая 1993 года № 6-2/198 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Государственном комитете Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом; установлено, что положения о комитетах по управлению имуществом районов и городов Республики Башкортостан разрабатываются на основе Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом.

Указом Президента РБ от 25 января 1994 года № УП-31 «Об образовании Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью» (далее - Указ Президента РБ от 25 января 1994 года № УП-31) образован Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью (далее - Госкомсобственность) путем слияния Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом и Фонда имущества Республики Башкортостан и утверждено Положение о Госкомсобственности.

Указом Президента РБ от 25 января 1994 года № УП-31 комитеты по управлению муниципальным имуществом городов и районов Республики Башкортостан подотчетны Госкомсобственности Республики Башкортостан. Председатели комитетов по управлению муниципальным имуществом назначаются председателем Госкомсобственности Республики Башкортостан по согласованию с главами местных администраций. Комитеты по управлению муниципальным имуществом действуют в соответствии с Типовым положением о комитете по управлению муниципальным имуществом, утверждаемым Госкомсобственностью Республики Башкортостан. Госкомсобственности Республики Башкортостан совместно с главами местных администраций поручено произвести реорганизацию органов приватизации на местах в соответствии с Указом Президента РБ от 25 января 1994 года № УП-31 в срок до 1 марта 1994 года.

В соответствии с Положением о Госкомсобственности Республики Башкортостан, утвержденным Указом Президента РБ от 25 января 1994 года № УП-31, Госкомсобственность Республики Башкортостан обеспечивает осуществление единой государственной политики по управлению и приватизации государственной и муниципальной собственностью на территории Республики Башкортостан. Госкомсобственность Республики Башкортостан осуществляет руководство городскими и районными комитетами по управлению имуществом в порядке, установленном законодательством, и по согласованию с местной администрацией назначает их председателей.

При этом Госкомсобственность Республики Башкортостан являясь органом государственной власти Республики Башкортостан, территориальных органов не имела, о чем свидетельствуют штатные расписания за 1994-2002 годы (л.д.135-175 т.2).

Как следует из представленных штатных расписаний аппарата администрации г.Салават комитет по управлению муниципальным имуществом г.Салават был выведен из штатного расписания Администрации г.Салават с сентября 1994 г (т.1 л.д.64-69, 70-4, 75-122 т.1)

24 марта 1994 года (запись №13) Бородин С.Б. уволен из комитета по управлению государственным имуществом администрации г.Салавата в порядке перевода в Комитет по управлению муниципальной собственностью г.Салавата на основании распоряжения администрации г. Салават №...а и в тот же день (запись №...) принят председателем Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Салавата, приказ №...-к от дата на основании приказа председателем Комитета по управлению муниципальной собственностью г.Салавата, приказ №...-к от дата (л.д.17 т.1).

При таких установленных данных, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что из представленных документов в спорный период Комитет по управлению имуществом города Салават Республики Башкортостан не являлся территориальным подразделением Госкомсобственности Республики Башкортостан и с марта 1994 года не являлся структурным подразделениями администрации города Салават, т.к. не входил в ее штатное расписание, функционировал на самофинансировании.

Конституция Российской Федерации в ч. 2 ст. 11 закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.01.1997 № 1-1 изложена правовая позиция, согласно которой из статей 5 (часть 3), 11 (часть 2), 66 часть 1), 67 (часть 1), 72 (пункт «н» части 1), 73, 76, 77, 78 Конституции Российской Федерации следует, что входящая в состав Российской Федерации республика осуществляет принадлежащую ей власть на всей своей территории и для осуществления этой власти сама устанавливает систему представительных и исполнительных органов государственной власти.

Из статей 11 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации еле/дует, что Конституция Российской Федерации не содержит ни исчерпывающего перечня органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, ни ограничения этого перечня лишь высшими органами государственной власти субъекта.

Поэтому система органов государственной власти республики как субъекта Российской Федерации может включать в себя как высшие органы власти, так и территориальные органы, в том числе органы соответствующих административно - территориальных единиц, предусмотренных административно – территориальным устройством республики.

Создание конкретных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и принятие соответствующего нормативного правового регулирования по данному вопросу является полномочием субъекта Российской Федерации.

В обоснование своих требований истец указывает, что с 24.03.1994 г. по 11.01.2002 г. он работал в должности Председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Салават и период данной работы подлежит включению в стаж муниципальной службы.

Между тем, Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Салават не входил в штатное расписание (предельную численность работников) администрации города и также не входил в штатное расписание Госкомсобственности РБ, поскольку в указах Президента Республики Башкортостан об установлении лимитов численности работников аппарата республиканских органов исполнительной власти у Госкомсобственности РБ не было территориальных органов в отличие, например, от Министерства финансов РБ.

Только с принятием Указа Президента Республики Башкортостан от 26.09.2005 № УП-381 районные и городские комитеты по управлению собственностью признаны территориальными органами Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан.

Кроме того, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе становление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится, согласно статье 72 (пункт «ж» части 1) конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в сферу совместного ведения входит также установление общих принципов реализации системы органов государственной власти и местного самоуправления (статья 2, пуша- «н» части 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).

При этом, специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации (постановление 12-П от 16.07.2007), предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей того статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать пенсионное обеспечение - за счет собственных бюджетных средств – лиц, замещавших должности гражданской службы субъекта Российской Федерации и должности муниципальной службы, в том числе устанавливая порядок исчисления стажа соответствующей службы, дающего право на пенсию за выслугу лет (доплату к пенсин), условия зачета в него тех или иных периодов трудовой деятельности, предшествовавших такой службе, соблюдая при этом положения федерального законодательства, закрепляющих принципы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Законом РСФСР от 3 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» были установлены организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в РСФСР путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.

Законом Башкирской ССР от 29 октября 1991 года № ВС-9/46 «О порядке применения на территории Башкирской ССР Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» па основании Декларации о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики были определены изъятия и дополнения, с учетом которых па территории Башкирской ССР применялся Закон РСФСР от 3 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Также принят Закон Башкирской ССР от 29 октября 1991 № ВС-9/34 «Об образовании Государственного комитета Башкирской ССР по управлению государственным имуществом и внесении изменения в Закон Башкирской ССР «О Совете Министров Башкирской ССР», па основании которого образован Государственный комитет Башкирской ССР по управлению государственным имуществом, входящий в состав Совета Министров Башкирской ССР, то есть в структуру органов государственной власти Башкирской ССР.

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами в 1992 году в Башкирской ССР при местных администрациях городов и районов создавались Комитеты по управлению имуществом, финансируемые за счет средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий, находящихся в собственности соответствующих национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований, то есть на самофинансировании или хозрасчете, а не за счет бюджета.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 12 октября 1994 года № ВС-25/11 «О местном государственном управлении в Республике Башкортостан» исполнительным и распорядительным органом местного государственного управления в районах, городах является местная администрация (статья 24), отделы и структурные подразделения местной администрации состоят на бюджете или хозяйственном расчете (статья 27). В стаж государственной службы Республики Башкортостан включаются периоды работы в местных администрациях городов, районов на должностях, финансируемых из бюджета.

В целях повышения эффективности управления государственной собственностью в период экономической реформы, дальнейшего совершенствования процесса приватизации в Республике Башкортостан, в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 года № ВС-22/19 «О реформировании республиканских структур по управлению государственной собственностью» Указом Президента РБ от 25 января 1994 года № УП-31 «Об образовании Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью» (далее - Указ Президента РБ от 25 января 1994 года № УП-31) образован Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью (далее Госкомсобственность) путем слияния Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом и Фонда имущества Республики Башкортостан и утверждено Положение о Госкомсобствешюсти.

Указом Президента РБ от 25 января 1994 года № УП-31 установлено, что комитеты по управлению муниципальным имуществом городов и районов Республики Башкортостан подотчетны Госкомсобствешюсти Республики Башкортостан. Комитеты по управлению муниципальным имуществом действуют в соответствии с Типовым положением о комитете по управлению муниципальным имуществом, утверждаемым Госкомсобствешюстыо Республики Башкортостан. Госкомсобственности Республики Башкортостан совместно с главами местных администраций поручено произвести реорганизацию органов приватизации на местах в соответствии с Указом Президента РБ от 25 января 1994 года № УП-31 в срок до 1 марта 1994 года.

В соответствии с Положением о Госкомсобственности, утвержденным Указом Президента РБ от 25 января 1994 года № УП-31. Госкомсобственность обеспечивает осуществление единой государственной политики по управлению и приватизации государственной и муниципальной собственностью на территории Республики Башкортостан. Госкомсобственность осуществляет руководство городскими и районными комитетами но управлению имуществом в порядке, установленном законодательством, и по согласованию с местной администрацией назначает их председателей. Однако городские и районные комитеты по управлению имуществом в штатную численность Госкомсобственности как его территориальные подразделения не входили, что подтверждается Указами Президента РБ об утверждении предельной численности работников аппарата республиканских органов исполнительной власти и лимитов количества служебных легковых автомобилей и штатными расписаниями Госкобсобственности (Указы Президента РБ от 2 ноября 1998 года № УП-733. от 25 июня 1999 года № УП-384, от 22 декабря 1999 года № У11-816, от 27 января 2001 года № УП-56, от 6 февраля 2002 года № УП-30).

Так, Указом Президента РБ от 6 февраля 2002 года № УП-30 «О предельной численности работников и лимитах количества служебных легковых автомобилей органов исполнительной власти Республики Башкортостан» утверждена предельная численность работников аппарата Государственного комитета по управлению государственной собственностью в количестве 151 единиц, территориальные органы отсутствуют.

В состав предельной численности работников органов местного государственного управления работники городских (районных) комитетов по управлению собственностью вошли только в октябре 2004 года (соответствующие организационные мероприятия на местах были проведены только в 2005 году (после принятия Закона РБ о «О бюджете РБ на 2005 год»): Указом Президента РБ от 20 октября 2004 года № УП-528 «О внесении изменений в приложения № 2 и № 4 к Указу Президента Республики Башкортостан от 6 февраля 2002 года № УП-30 «О предельной численности работников и лимитах количества служебных легковых автомобилей органов исполнительной власти Республики Башкортостан» была увеличена предельная численность работников администраций районов и городов Республики Башкортостан в связи с переводом работников хозрасчетных районных, городских комитетов по управлению собственностью на бюджетное финансирование (в Указе Президента РБ от 26 августа 2004 года № УП-458 «О внесении изменений в приложение № 2 к Указу Президента Республики Башкортостан от 6 февраля 2002 года № УП-30 «О предельной численности работников и лимитах количества служебных легковых автомобилей органов исполнительной власти Республики Башкортостан» указано количество штатных единиц, выделяемых администрациям городов (районов) РБ для перевода работников хозрасчетных районных, городских комитетов по управлению собственностью па бюджетное финансирование).

Тот факт, что работники городских (районных) комитетов по управлению собственностью в 1994-2004 годы не являлись государственными служащими, поскольку данные комитеты не являлись территориальными органами Госкомсобственности и местных администраций (хотя имели двойную подведомственность: по отраслевому признаку - Госкомсобственности, по территориальному признаку - администрациям городов, районов) подтверждается также Указом Президента Республики Башкортостан от 2 апреля 2002 года № УП-133 «О Министерстве имущественных отношений Республики Башкортостан», которым Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью преобразован в Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан, Кабинету Министров Республики Башкортостан поручено внести предложения о создании территориальных органов Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан.

Таким образом, в соответствии Указом Президента РБ от 25 января 1994 года № У11-31 Госкомсобственность являлся органом государственной власти Республики Башкортостан, но территориальных органов не имел, что подтверждается штатными расписаниями, указами о предельной численности государственных служащих. Комитеты по управлению имуществом районов и городов Республики Башкортостан не являлись территориальными органами Госкомсобственности и не являлись структурными подразделениями администраций городов (районов), не входили в их штатное расписание, соответственно не являлись органами государственного управления, поскольку функционировали на самофинансировании.

Изложенное свидетельствует о том, что в Комитете по управлению имуществом (собственностью) города Салават государственная либо муниципальная служба Республики Башкортостан не осуществлялась.

Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения:

1) должностей муниципальной службы;

2) муниципальных должностей;

3) государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации;

4) должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;

5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Статьей 3 Закона Республики Башкортостан от 03.06.2004 № 82-з «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Республике Башкортостан» установлены такие периоды:

1) периоды замещения выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы, предусмотренных Реестром выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, утвержденным Законом Республики Башкортостан от 4 февраля 2003 года № 458-3 «О Реестре выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан», муниципальных должностей муниципальной службы (должностей муниципальной службы), предусмотренных Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, утвержденным Законом Республики Башкортостан от 23 декабря 2005 года № 259-з «О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан», и Перечнем специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, утвержденным Законом Республики Башкортостан от 16 июля 2004 юла № 87-3 «О Перечне специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан»;

2) периоды замещения должностей муниципальной службы, предусмотренных Реестром должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, утвержденным Законом Республики Башкортостан от 7 декабря 2012 года № 617-3 «О Реестре должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан»;

3) периоды, включаемые в стаж государственной гражданской службы Республики Башкортостан;

4) период нахождения па инвалидности, наступившей при осуществлении полномочий по выборной муниципальной должности, предусмотренной Реестром выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан, или муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, при исполнении обязанностей по муниципальной должности муниципальной службы, должности муниципальной службы.

Данный перечень должностей применяется при расчете стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет и является исчерпывающим.

В силу ст. 3 Федерального закона от 31.07.1995 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (действующей в спорный период) государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Исходя из положений Закона Республики Башкортостан от 13.10.1994 № ВС-25/28 «О государственной службе в Республике Башкортостан» (ст. 33) финансирование гражданской службы осуществлялось в спорный период только за счет средств бюджетной системы.

В соответствии с Положением о Комитете по управлению имуществом города Салавата, утвержденным решением Салаватского городского Совета народных депутатов РБ от 24.06.1992 № 21-13, Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в банковских учреждениях, в том числе валютный, гербовую печать со своим наименованием, бланки, штампы и прочие официальные атрибуты (п. 6), деятельность Комитета финансируется из местного бюджета, а также за счет средств, полученных от приватизации (п. 19).

Вместе с тем, в соответствии с п. 2.1 Типового положения об оплате труда и материальном стимулировании работников городских (районных) комитетов по управлению муниципальной собственностью, осуществляющих свою деятельность на основе самофинансирования, утв. Постановлением Госкомсобственности РБ от 06.02.98 № 64, источниками формирования средств, направляемых на оплату труда и материальное стимулирование, являются:

- отчисления от доходов, полученных комитетом от приватизации по установленным местной Программой приватизации нормативам;

- отчисления от доходов, полученных за выполнение делегированных полномочий Госкомсобственности РБ;

- иные, разрешенные действующим законодательством доходы, полученные от деятельности комитета.

Таким образом, Комитет являлся отдельным самостоятельным юридическим лицом, что, в настоящее время, соответствует правовому положению подведомственных автономных учреждений, работа в которых не входила в стаж государственной или муниципальной службы.

Доводу истца о работе на должности заместителя главы администрации судом первой инстанции судом первой инстанции дана оценка, что основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка. В трудовой книжке истца каких-либо записей о замещении им должности заместителя главы администрации не внесено.

Частью 3 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 22 декабря 2016 года № 443-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан» гарантии пенсионного обеспечения предусмотрены для лиц, замещавших до 1 января 2017 года должности муниципальной службы Республики Башкортостан, уволенных с должностей до 1 января 2017 года, имеющих минимальный стаж для назначения пенсии за выслугу лет (женщины - не менее 10 лет, мужчины - не менее 12,5 лет).

В связи с отсутствием у Бородина СБ. требуемого стажа муниципальной службы Республики Башкортостан не менее 12,5 лет, право на пенсию за выслугу лет муниципальной службе Республики Башкортостан не имеется.

Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы истца о том, что суд неправомерно вынес решение со ссылкой на ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» 02.07.2007 г., поскольку указанный федеральный закон не распространяется на спорный период в трудовых правоотношениях, он не являлся, и не мог являться муниципальным служащим в период с 24.03.1994 г. по 11.01.2002 г.; не принято во внимание то, что ему выплачивалась заработная плата за счет средств бюджета г. Салават, как органа государственной власти, а не как органа местного самоуправления; ФЗ от 08.01.1998 №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», действовавший в спорный период, к трудовым правоотношениям истца не применим; законодательство о государственной службе в Республике Башкортостан было принято до принятия федеральных законов, регулирующих деятельность госслужащих, в связи с чем, имеющиеся разночтения между федеральными законами и законами РБ; на момент перевода на должность Председателя КУМС г. Салавата законодательство о государственной службе ни в Республике Башкортостан, ни в России не действовало, следовательно, период работы с 24.03.1994 до 24.10.1994 подлежал включению в стаж, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет по муниципальной службе; занимаемая должность Председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Салават не являлась временной, заключенной по гражданско-правовому договору, а также не относилась к вспомогательно-техническому персоналу. Отказывая в удовлетворении иска, суд неправомерно не учел, что Закон РБ «О государственной службе Республики Башкортостан» от 13.10.1994г. был реализован только после принятия Указа Президента РБ №УП-1 от 05.07.1997г. «Об утверждении Единого республиканского реестра государственных должностей в РБ», до принятия данного реестра и до издания обозначенного Указа Президента РБ периоды работы должностных лиц, работающих в отделах и структурных подразделениях администрации города Салават подлежали включению в стаж государственной службы, что подтверждаются п. 1 Распоряжения Кабинета Министров РБ от 07.07.1997г. №660-р, данное распоряжение до настоящего времени не отменено, не утратило юридическую силу; суд неправомерно не учел данный довод и не удовлетворил иск в части включения в стаж муниципальной службы дающей право для назначения пенсии за выслугу лет период с 24.03.1994г. до 07.07.1997г., то есть до принятия указанного распоряжения; суд неправомерно не принял во внимание в качестве доказательства штатные расписания, представленные ответчиком, согласно которым вплоть до 31 октября 1994 г. занимаемая истцом должность учитывалась в Администрации г. Салават; суд неправомерно не учел в качестве доказательств расчетные листы по начисленной и выплаченной заработной плате, хранящиеся в архиве ответчика, за весь период 1994г. в том числе, за октябрь, ноябрь, декабрь 1994г., из которых следует, что истцу выплачивалась зарплата за счет бюджета г. Салават; суд не правомерно не учел в качестве доказательств то, что в отношении истца принимались распоряжения Администрацией г. Салават, связанные с предоставлением ежемесячных надбавок к должностным окладам за выслугу лет, наравне с работниками аппарата Администрации г. Салавата; неправомерно отклонены доводы о том, что в период работы истца в должности Председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Салават, на него была возложена Главой Администрации г. Салават обязанность заместителя главы Администрации г. Салават с 25.06.1999 г. Указом Президента РБ от 20.01.1999 г. предусмотрено, что «председатель городского или районного Комитета по управлению имуществом назначается главой администрации города или района по согласованию с Госкомсобственностью», данный Указ Президента РБ подтверждает нахождение истца в трудовых отношениях с Администрацией г. Салават, а также его нахождение в трудовых правоотношения с Администрацией г. Салават подтверждается и тем, что 10.01.2002 г. он уволен с должности Председателя Городского Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Салават в порядке перевода распоряжением Администрации г. Салават №... от дата, подписанным Главой Администрации г. Салават; суд не дал правовую оценку его доводам о том, что в соответствие с трудовым законодательством, факт допуска работника к исполнению обязанности, является доказательством принятия его на работу.

Указанные апеллянтом обстоятельства направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нашедших отражение в мотивировочной части решения, в апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.

Таким образом, судом первой инстанции определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

В целом, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Доводов, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве основания для отмены оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 30 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бородина С.Б. – без удовлетворения.

Председательствующий                Э.Я. Абдрахманова

Судьи                            О.В. Алексеенко

                                И.Я. Индан

Мотивированное апелляционное определение изготовлено дата.

Справка: судья ФИО13

33-10783/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
БОРОДИН СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ
Ответчики
Администрация городского округа г. Салават Республики Башкортостан
Другие
Министерство земельных и имущественных отношений РБ
Республиканская комиссия по вопросам муниципальной (государственной) службы в РБ при администрации главы РБ
Администрация главы Республики Башкортостан
Ямбулатова Нили Марсовна
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Абдрахманова Эльвира Явдатовна
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
18.05.2023Передача дела судье
13.06.2023Судебное заседание
21.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2023Передано в экспедицию
13.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее