Судья Стародубцева М.А. №
Докладчик Лаврова О.В. Дело №33а-1120/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2022 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Лихачевой С.А.,
судей Лавровой О.В., Павловой О.Ю.,
при помощнике Литинской О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Попова Олега Владимировича к администрации Углегорского городского округа, межведомственной комиссии администрации Углегорского городского округа об оспаривании бездействия и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации Углегорского городского округа Демура В.Г. на решение Углегорского городского суда Сахалинской области от 09 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Лавровой О.В., судебная коллегия
установила:
23 декабря 2021 года Попов О.В. обратился в суд с административным иском к межведомственной комиссии при администрации Углегорского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный срок решения (в виде заключения) по его заявлению о проведении оценки соответствия многоквартирного жилого дома №9 по улице Портовой в городе Углегорске установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации №47 от 28 января 2006 года требованиям, возложении обязанности принять решение по заявлению собственника в соответствии с данным Положением. В обоснование требований указал, что является собственником квартиры №9 в вышеуказанном многоквартирном жилом доме. 14 октября 2021 года обратился в межведомственную комиссию при администрации Углегорского городского округа с заявлением об оценке соответствия многоквартирного дома установленным требованиям. К заявлению приложил два отрицательных заключения на технический отчет ООО «Техэкспертиза», ставшим основанием для признания многоквартирного дома №9 по улице Портовой в городе Углегорске аварийным и подлежащим сносу. 20 ноября 2021 года получил ответ, о том, что заседание межведомственной комиссии планируется провести после получения судебного решения по административному делу №2-667/2021. С указанным ответом не согласен, считает, что межведомственная комиссия должна провести обследование жилого помещения и многоквартирного дома в целом на предмет его аварийности и непригодности (пригодности) для проживания и принять решение в виде заключения, поскольку никакой другой орган не наделен такими полномочиями. Непринятие межведомственной комиссией решения в соответствии с пунктом 47 Положения не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает его право, поскольку в отсутствие соответствующего обследования и заключения не имеет возможности иным способом проверить уполномоченным компетентным органом возможность сохранения своей собственности.
Определением суда от 21 января 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация Углегорского городского округа Сахалинской области.
Решением Углегорского городского суда от 09 февраля 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
Признано незаконным бездействие межведомственной комиссии при администрации Углегорского городского округа Сахалинской области, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению собственника (правообладателя) о проведении оценки соответствия многоквартирного жилого дома №9 по улице Портовой в городе Углегорске, требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47.
На межведомственную комиссию при администрации Углегорского городского округа Сахалинской области возложена обязанность рассмотреть заявление собственника квартиры №9 в доме №9 по улице Портовой в городе Углегорске Сахалинской области Попова О.В. в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47.
На администрацию Углегорского городского округа Сахалинской области и межведомственную комиссию при администрации Углегорского городского округа Сахалинской области возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить в Углегорский городской суд об устранении допущенных нарушений.
С администрации Углегорского городского округа Сахалинской области в пользу Попова О.В. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе администрация Углегорского городского округа просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что оснований для удовлетворения заявленных Поповым О.В. требований не имелось, поскольку по аналогичному спору в рамках административного дела № проведена судебно-строительная экспертиза, результат которой будет содержать дополнительную оценку соответствия многоквартирного дома требованиям Положения №47.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что заключением межведомственной комиссии, утвержденным постановлением администрации Углегорского городского округа от 25 апреля 2017 года №343, дом №9, расположенный по ул. Портовой в г. Углегорске, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 232 том 1).
09 августа 2021 года собственники и наниматели квартир многоквартирного жилого дома №9 по ул. Приморская города Углегорска Углегорского района, в том числе Попов О.В., обратились в Углегорский городской суд с административным иском к межведомственной комиссии Углегорского городского округа Сахалинской области об оспаривании заключения от 20 октября 2020 года о признании данного многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. В обоснование заявленных требований указали, что в основу оспариваемого заключения принят отчет ООО ЭКЦ «ТехЭкспертиза» по результатам обследования жилого дома на предмет пригодности или непригодности для проживания граждан, однако многоквартирный дом не обследовался, а выводы ООО ЭКЦ «ТехЭкспертиза» противоречат технической документации дома и не соответствуют его фактическому состоянию. Отмечают, что с заявлениями для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным не обращались, заключение органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, отсутствует, решение органа местного самоуправления по итогам работы межведомственной комиссии о признании дома аварийным, не получали. Нарушения, допущенные в работе ООО «ТехЭкспертизы», отражены в рецензии на технический отчет, выполненный по их инициативе.
Административный иск принят к производству Углегорского городского суда, возбуждено административное дело №
В рамках дела №2а-667/2021 определением суда от 27 октября 2021 года назначена судебная строительно-техническая экспертиза, перед экспертом поставлены, в том числе, вопросы: является ли многоквартирный дом №9 по ул. Портовая в городе Углегорске Сахалинской области аварийным; если дом является аварийным, подлежит ли он сносу или возможна его реконструкция.
14 октября 2021 года Попов О.В. обратился в межведомственную комиссию при администрации Углегорского городского округа с заявлением об оценке соответствия многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Углегорск, <адрес>, установленным требованиям, в котором просил принять решение (в виде заключения) об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (л.д. 12-13 том 1).
Письмом от 11 ноября 2021 года №5.04-7-475/21 администрация Углегорского городского округа сообщила Попову О.В., что заседание межведомственной комиссии при администрации Углегорского городского округа запланировано после получения судебного решения по административному делу №2а-667/2021 по административному иску о признании незаконным заключения межведомственной комиссии и возложении обязанности, признании постановления мэра Углегорского городского округа недействующим в отношении многоквартирного дома по адресу: г. Углегорск, ул. Портовая, 9 (л.д. 14 том 1).
Разрешая спор и признавая незаконным бездействие межведомственной комиссии, суд исходил из того, что заявление Попова О.В. от 14 октября 2021 года возлагало на межведомственную комиссию при администрации Углегорского городского округа обязанность провести обследование жилого помещения и многоквартирного жилого дома в целом на предмет его аварийности и непригодности для проживания, и принять решение в виде заключения. Суд отметил, что административный ответчик создал препятствия для надлежащего рассмотрения заявления Попова О.В. межведомственной комиссией, что привело к нарушению его прав, свобод и законных интересов.
С указанным выводом судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тексту - Положение №47).
Согласно пункту 1 Положения №47 оно устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Пунктом 7 Положения №47 определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Из пункта 45 Положения №47 следует, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы: заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Виды решений, которые комиссия вправе принять по результатам своей работы, перечислены в пункте 47 Положения №47, в частности, о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 52 Положения предусмотрено, что решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное пунктом 47 этого Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Постановлением администрации Углегорского городского округа от 23 октября 2019 года №879 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Регламент) (л.д. 73 том 1).
Пунктом 3.2.1 Регламента предусмотрено, что основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и документов, установленных пунктом 2.6.1 подраздела 2.6 раздела 2 настоящего административного регламента в КУМС (л.д. 85).
Из пункта 2.6.1 следует, что для получения муниципальной услуги заявитель предоставляет в КУМС, в частности, заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по форме, указанной в приложении №1 к административному регламенту (л.д. 78 том 1).
Непредставление заявителем документов, предусмотренных пп. 2.6.1 подраздела 2.6 настоящего административного регламента, и невозможность их истребования на основании межведомственных запросов в соответствующих органах и организациях, является основанием для возврата заявления и прилагаемых к нему документов без рассмотрения (пункт 2.8.2 административного регламента).
Разрешая спор, суд не принял во внимание, что, обращаясь в межведомственную комиссию, Попов О.В. просил принять решение (в виде заключения) об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Вместе с тем обращение с такой просьбой ни Положением №47, ни административным регламентом не предусмотрено.
Кроме того, как следует из материалов дела, к заявлению Попов О.В. приложил копию рецензии ООО «Экспертизы-1» на Технический отчет, однако документы, указанные в пункте 45 Положения №47 межведомственной комиссии, не представил, что в силу пункта 2.8.3 административного регламента являлось основанием для возврата заявления и прилагаемых к нему документов.
С учетом изложенного у межведомственной комиссии отсутствовали основания для начала административной процедуры.
Как следует из материалов дела, заявление Попова О.В. фактически направлено на оспаривание уже имеющегося заключения межведомственной комиссии, которым многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Свое право на оспаривание заключения межведомственной комиссии, как следует из материалов дела, административный истец реализовал в рамках административного дела №2а-12/2022 (№2а-667/2021).
Положением №47 не предусмотрена возможность пересмотра выводов комиссии и решения органа местного самоуправления, изложенных в заключении, которое в установленном порядке, на момент разрешения спора, незаконным не признано.
В этой связи суд необоснованно отклонил ссылку административного ответчика на наличие судебного спора, в рамках которого собственниками многоквартирного дома №9 по ул. Портовой в г. Углегорске, в том числе Поповым О.В. оспорено заключение межведомственной комиссии о признании дома аварийным.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения административного искового заявления Попова О.В., оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Углегорского городского суда Сахалинской области 09 февраля 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
Попову Олегу Владимировичу в удовлетворении административного искового заявления к администрации Углегорского городского округа, межведомственной комиссии администрации Углегорского городского округа об оспаривании бездействия и возложении обязанности отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий С.А. Лихачева
Судьи О.В. Лаврова
О.Ю. Павлова