Дело № 12-51/2015
РЕШЕНИЕ
г. Волосово 14 апреля 2015 года
Судья Волосовского районного суда Ленинградской области Киселев А.М., с участием:
прокурора прокуратуры Волосовского района Ленинградской области Александрова Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании протест прокуратуры Волосовского района, Ленинградской области, №20-17-15 от 27.02.2015 года на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Волосовский муниципальный район <адрес>, которым
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>,
за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ подвергнута административному наказанию, и
установил:
постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения, с возложением дополнительных обязанностей: в срок 1 неделя посетить нарколога, в срок 2 недели принять меры к трудоустройству, зарегистрировать дочь в адресе в срок 1 год, оформить дочь в срок 10 дней в детский сад, с постановкой семьи на учет в ПДН ОМВД, СОиП КО и др.учреждениях.
Согласно указанному постановлению административное правонарушение ФИО1 совершено при следующих обстоятельствах: на момент ДД.ММ.ГГГГ в 21 ч. 00 мин. ФИО1 ненадлежащим образом исполняет свои родительские обязанности по воспитанию, содержанию и обучению своей несовершеннолетней дочери, - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а именно: в квартире, где проживает малолетняя ФИО2, антисанитарные условия, вещи разбросаны, на диване, где спит ФИО2, грязное постельное бельё, диван не заправлен, на полу по всей квартире мусор, продукты питания в минимальном количестве, холодильник пустой в нерабочем состоянии, из готовых блюд - борщ, на момент посещения от ФИО1 и её супруга ФИО6 ощущался запах алкоголя.
На указанное постановление прокурором Волосовского района, Ленинградской области, 27 февраля 2015 года принесен протест, в котором ставится вопрос об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области в отношении ФИО1 и возвращении дела на новое рассмотрение по следующим основаниям:
- на ФИО1 указанным постановлением возложены дополнительные обязанности, не предусмотренные санкциями ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, а также возложены обязанности на юридические лица, в отношении которых не рассматривалось дело об административном правонарушении,
- в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ФИО1 не установлены место и время совершения правонарушения,
- в соответствии с описательной частью постановления, протоколом в отношении ФИО1 вменяемое ей деяние является длящимся, тогда как в постановлении указано время совершения,
- в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении дела об административном правонарушении в ходе рассмотрения были получены объяснения ФИО1, ФИО7, однако комиссией не дана надлежащая оценка их показаниям, а так же иным, в том числе, письменным материалам административного дела.
ФИО1 надлежащим образом извещенная о месте, дате и времени рассмотрения протеста, в судебное заседание не явилась, ходатайства об отложении судебного разбирательства не представила, оснований признать её явку обязательной судом не усматривается, и суд полагает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие лица, в отношении которого вынесено постановление по административному делу.
Прокурор в судебном заседании поддержал доводы протеста в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав мнение участников судебного заседания, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В силу положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные ст.ст.30.1, 30.2, ч.ч.1 и 3 ст.30.3 КоАП РФ. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст.ст.30.4 - 30.8 КоАП РФ.
Согласно п.п. ж п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в соответствии со ст.23.2 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных лицами от шестнадцати до восемнадцати лет (в том числе дела, перечисленные в ч.1 и 2 ст.23.1 КоАП РФ), отнесено к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.11.18 КоАП РФ, и дел о правонарушениях в области дорожного движения, которые рассматриваются комиссией в случае передачи дела на ее рассмотрение уполномоченным органом (должностным лицом). Указанными комиссиями рассматриваются также дела о правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 КоАП РФ.
В силу п.8 ч.2, ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлен принцип презумпции невиновности, предусматривающий отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанности доказывать свою невиновность.
В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Конвенцией о правах ребенка, принятой 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 года (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года № 1559-1), провозглашено, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
В силу ч.2 ст.38 Конституции РФ, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
В силу ч.2 ст.54 Семейного кодекса РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право на заботу со стороны родителей, право на совместное проживание с ними.
Согласно ст.63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
В соответствии с ч.1 ст.65 Семейного кодекса РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
В соответствии с ч.1 ст.5.35 КоАП РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет административное наказание.
Объектом административного правонарушения рассматриваемой категории являются общественные отношения, связанные с правами и защитой интересов несовершеннолетних.
Объективная сторона ч.1 ст.5.35 КоАП РФ характеризуется невыполнением родителями и иными лицами своих обязанностей по воспитанию и обучению детей - заботы о нравственном воспитании, физическом развитии детей и укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения ими образования, успешного обучения и т.д.
Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения выражена умышленной виной.
Субъектом правонарушения являются родители несовершеннолетнего (в том числе несовершеннолетние родители в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет), законные представители несовершеннолетнего (усыновители, опекуны (попечители), приемная семья, патронатная семья).
В соответствии с п.14 Положения о муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинградской области (приложение к закону Ленинградской области от 29.12.2005 года № 126-оз) муниципальная комиссия рассматривает дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, установленных КоАП РФ и областным законом «Об административных правонарушениях». Производство по делам об административных правонарушениях муниципальная комиссия осуществляет в порядке, установленном КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением № комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде предупреждения, с возложением дополнительных обязанностей: в срок 1 неделя посетить нарколога, в срок 2 недели принять меры к трудоустройству, зарегистрировать дочь в адресе в срок 1 год, оформить дочь в срок 10 дней в детский сад, с постановкой семьи на учет в ПДН ОМВД, СОиП КО и др.учреждениях.
Основанием рассмотрения административного дела в отношении ФИО1 на КДН и ЗП послужило определение от ДД.ММ.ГГГГ зам.начальника полиции по ООП ОМВД РФ по <адрес> о передаче комиссии дела об административном правонарушении для рассмотрения по существу.
ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 инспектором ОУУП и ПДН ОМВД РФ по <адрес> был составлен протокол АП № по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, получены объяснения от ФИО1 без разъяснения прав, предусмотренных ч.1 ст.25.1 КоАП РФ, к делу приобщены акт обследования жилищно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего от ДД.ММ.ГГГГ и справка от ДД.ММ.ГГГГ инспектора ПДН ФИО8
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ на заседании коллегиального органа - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области по рассмотрению административного дела ФИО1 присутствовала, из их объяснений следует, что её дочь ФИО3 детский сад посещала, вернули оттуда её больной, сейчас не берут, спиртным ФИО1 не злоупотребляет, «прописать» её она не может, причина не ясна, ремонт (в квартире) сделает, дочь живет у бабушки, в этом же протоколе отражено выступление ФИО7 без указания её процессуального положения.
В итоговом постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ имеется только ссылка на протокол АП № от ДД.ММ.ГГГГ года, акт ЖБУ от ДД.ММ.ГГГГ года, справку, иные доказательства, а именно полученные от ФИО1 объяснения, их оценка и оценка всех имеющихся в том числе письменных доказательств не приведены.
В соответствии с ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении в данном случае должны быть указаны: состав коллегиального органа, вынесших постановление, его адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Пунктом 1 ст.26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, то есть место, время и способ его совершения.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.
Согласно ч.1 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 не соблюдены, а именно:
- место (места) совершения административного правонарушения в итоговом постановлении КДН и ЗП при рассмотрении административного дела не установлено,
- в обжалуемом постановлении КДН и ЗП отсутствует мотивированное решение по делу, не дана оценка тем доказательствам, которые имелись в материалах административного дела, а также показаниям самой ФИО1, процессуальные права и ответственность, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ, не разъяснены, отсутствует оценка и письменных доказательств дела,
- в материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что ФИО2 является дочерью ФИО1,
- признавая ФИО1 виновной в административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, комиссия ДН и ЗП возложила на ФИО1 обязанности, не предусмотренные санкцией ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, в виде: в срок 1 неделя посетить нарколога, в срок 2 недели принять меры к трудоустройству, зарегистрировать дочь в адресе в срок 1 год, оформить дочь в срок 10 дней в детский сад, с постановкой семьи на учет в ПДН ОМВД, СОиП КО и др.учреждениях,
- объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ не соответствует вмененному ФИО1 правонарушению, не установлено какие именно умышленные действия ФИО1, связанные с ненадлежащим исполнением своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетней детей, привели к нарушению их прав и интересов, каких именно прав и интересов и в чем это выразилось,
- материалы административного дела в отношении ФИО1 страдают недопустимой неполнотой, которая не может быть восполнена в судебном заседании. Необходимыми документами, которые подлежат представлению для правильного, законного, всестороннего и обоснованного разрешения дела по существу являются: определение о передаче дела в комиссию; объяснение лица, в отношении которого составлен протокол; объяснения двух свидетелей; бытовая характеристика, представленная участковым уполномоченным; акт обследования жилищно-бытовых условий семьи; обзорная справка на правонарушителя, предоставленная инспектором отдела по делам несовершеннолетних (ПДН) отдела полиции; характеризующий материал, представленный органами и учреждениями системы профилактики, осуществляющими проведение индивидуальной профилактической работы с членами семьи; копия паспорта родителя (лица, его заменяющего); копия свидетельства о рождении ребенка; данные комиссии о делах об административных правонарушениях, которые рассматривались ранее в отношении данного лица; извещение о явке лица, в отношении которого составлен протокол, на заседание комиссии; протокол заседания комиссии; постановление комиссии о начале (продолжении) индивидуальной профилактической работы с семьей; постановление комиссии о назначении административного наказания (о прекращении производства по делу).
В материалах административного дела на ФИО1 отсутствуют копия документа о рождении детей, показания свидетелей, сведения о проведенной (проводимой) профилактической работе с семьей, документы, характеристики с места жительства ФИО1, сведения о привлечении её к административной ответственности, сведения из детского сада для проверки объяснений ФИО1, справка о состоянии здоровья дочери ФИО3, данные комиссии о делах об административных правонарушениях, которые рассматривались ранее в отношении данного лица.
При таких обстоятельствах при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ надлежало возвратить протокол об административном правонарушении и другие материалы дела должностному лицу, составившему протокол, для устранения содержащихся в нем недостатков.
Однако данное требование закона коллегиальным органом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, во внимание не принято, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении недостатки устранены не были, объективная сторона правонарушения не установлена.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Указанные выше нарушения процессуальных требований по административному делу в отношении ФИО1 суд расценивает как существенные, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело КДН и ЗП.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Срок давности по настоящему административному делу не истек.
Исходя из вышеизложенного, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области не может быть признано законными и обоснованными и подлежит отмене, а административное дело в отношении ФИО1 подлежит возвращению на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело, а именно в КДН и ЗП администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области, в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Протест прокурора Волосовского района Ленинградской области № 20-17-15 от 27.02.2015 года на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области, которым ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, - удовлетворить.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области в отношении ФИО1 – отменить, административное делу в отношении ФИО1 по ч.1 ст.5.35 КоАП РФ – возвратить на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело, а именно в КДН И ЗП администрации МО Волосовский муниципальный район Ленинградской области, в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: