Решение по делу № 33а-284/2021 от 20.01.2021

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

дело 33а-284/2021

судья Сметанина О.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Салехард                                                                                                                   4 марта 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого АО в составе:

председательствующего Домрачева И.Г.,

судей коллегии Мочаловой Н.В. и Семейкиной С.А.,

при секретаре Черновой О.В.,

рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации города Новый Уренгой на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 13 октября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., представителя административного ответчика - администрации города Новый Уренгой и заинтересованного лица- департамента имущественных отношений администрации города Новый Уренгой Абдулкадырову Е.А. по доводам апелляционной жалобы, доводы прокурора Губайдулину Г.А. о законности решения, судебная коллегия

         установила:

прокурор г. Новый Уренгой в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к администрации города Новый Уренгой (далее также- администрация г. Н. Уренгой, административный ответчик) о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии мер к определению охранных зон 13 объектов электроснабжения, расположенных в районе Лимбяяха города Новый Уренгой по мотиву, что данная обязанность лежит на административном ответчике, её неисполнение способствует возникновению аварийных ситуаций и создает реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.

В суде представитель административного ответчика и заинтересованного лица - департамента имущественных отношений администрации г. Н. Уренгой на стороне административного ответчика Абдулкадырова Е.А. требование административного иска не признала с приведением доводов, что ответчик со своей стороны проводит необходимые мероприятия, однако в силу закона данная обязанность должна быть возложена на АО «Уренгойгорэлектросеть».

Представитель заинтересованного лица - АО «Уренгойгорэлектросеть» (далее также -АО «УГЭС») Чижов С.Н. полагался на судебное усмотрение.

Заинтересованное лицо -АО «Управляющая коммунальная компания представителя в суд не направило.

Рассмотрев и разрешив административное дело, суд вынес решение об удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Н. Уренгой Ступина Ю.А. оспорила выводы суда о бездействии администрации г. Н. Уренгой, указала, привела доводы, что в силу прямого указания закона возложенная на административного ответчика обязанность лежит на АО «Уренгойгорэлектросеть».

Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором Михайловой О.В. направлены возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно материалам дела, прокурором г. Н. Уренгой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере электроэнергетики, в ходе которой установлено, что в собственности Администрации г. Н. Уренгой в районе Лимбяяха имеются объекты электроснабжения, находящиеся в аренде и субаренде АО «УГЭС», в отношении которых охранные зоны не установлены.

По результатам проведенной проверки 30.07.2020 прокурором в адрес главы г. Н. Уренгой внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.

Из письма Главы г. Н. Уренгой от 19.08.2020 № 101-12/401 следует, что выявленные нарушения и факты, изложенные в представлении прокуратуры, нашли свое подтверждение. Начальнику департамента имущественных отношений администрации рекомендовано усилить контроль за работой в части соблюдения требований законодательства в сфере электроэнергетики.

Полагая, что администрацией г. Н. Уренгой не предприняты меры для устранения выявленных нарушений закона в области электроэнергетики, прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, требованиями которого являются:

признать незаконным бездействие администрации г. Н. Уренгой, выразившееся в непринятии мер к определению охранных зон на перечисленные объекты электроснабжения, расположенные в районе Лимбияха г. Н. Уренгой;

возложить обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к установлению охранных зон в отношении тех же объектов электроснабжения.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрация г. Н. Уренгой является собственником объектов электросетевого хозяйства и обязана принять меры к определению границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 КАС РФ нарушение или неправильное применение норм материального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Постановленное судом решение принято без учёта следующих обстоятельств и норм закона.

Согласно статье 89 Земельного кодекса РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в том числе для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.

В силу требований статьи 4 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее также -Закон об электроэнергетике) нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами, Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.

Согласно положений статьи 5 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

Из статьи 3 Закона об электроэнергетике («Основные понятия») следует, что территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (далее - Правила).

Правила устанавливают, например, что для предотвращения или устранения аварий работникам сетевых организаций обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства, а также возможность доставки необходимых материалов и техники (пункт 16), для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением (пункт 21).

Согласно пункту 6 Правил сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства и представленными в виде электронного документа и в бумажном виде сведениями о границах охранной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Решение о согласовании границ охранной зоны принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, в течение 15 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и сведений.

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства», согласование границ охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 24.02. 2009 № 160, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный энергетический надзор, не требуется; сведения же о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, введенных в эксплуатацию до даты вступления в силу постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160, вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании заявления организации, владеющей такими объектами на праве собственности или на ином законном основании. Такие сведения указанные организации обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, до 1 января 2015 г.

АО «УГЭС» осуществляет владение перечисленные в административном исковом заявлении объектами электросетевого хозяйства на основании договора аренды муниципального недвижимого имущества, заключённого между департаментом недвижимости муниципального образования г. Н. Уренгой и ОАО «Управляющая коммунальная компания» № 44 от 27.07.2007 г., а также на основании договора субаренды системы электроснабжения № 75 от 21.05.2007 г., арендодателем по которому выступает АО «Управляющая коммунальная компания», которое, в свою очередь, получило муниципальное имущество в аренду от администрации г. Н. Уренгой в лице департамента имущественных отношений администрации города.

В соответствии с договорами аренды АО «УГЭС» принял во временное владение и пользование муниципальное имущество согласно Приложениям к договорам аренды.

Имущество, указанное в договорах аренды передано АО «УГЭС» по актам приема - передачи, находится в рабочем состоянии, отвечающих всем необходимым требованиям для использования в соответствии с назначением арендуемого имущества и условиям договора аренды.

То есть, АО «УГЭС» является законным владельцем объектов электросетевого хозяйства и сетевой организацией.

Отсутствие в договорах аренды условий о возложении на арендатора (субарендатора) обязанности по оформлению охранных зон в отношении арендуемых (субарендуемых) им объектов, не является основанием отнесении такой обязанности на собственника имущества - администрацию г. Н. Уренгой.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными выносится судом, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу пункта 2 части 6 статьи 180 КАС РФ, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на порядок и срок исполнения решения суда, на немедленное исполнение решения суда, если оно обращено судом к немедленному исполнению, на дальнейшую судьбу вещественных доказательств, если этот вопрос не был разрешен до принятия решения суда, на сохранение или отмену действия примененных мер предварительной защиты по административному иску, на удовлетворение гражданского иска полностью или в части либо на отказ в его удовлетворении.

Согласно правилу в части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Применительно к указанным требованиям административный иск прокурора не содержит сведений,     какие именно обязанности должен выполнить (совершить) административный ответчик. Участвующий в деле прокурор в судебном заседании не конкретизировал требование административного иска, возражал на привлечение в дело АО «УГЭС» в качестве соответчика.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 13 октября 2020 г. отменить полностью и принять новое, которым административное исковое заявление прокурора к администрации г. Новый Уренгой о признании незаконным бездействия Администрации г. Новый Уренгой выразившееся в непринятии мер к определению охранных зон объектов электроснабжения в районе Лимбяяха г. Новый Уренгой (перечисленных в административном исковом заявлении) и возложении на администрацию г. Новый Уренгой обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к установлению охранных зон объектов электроснабжения - оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.

Председательствующий

Судьи:

33а-284/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Новый Уренгой
Ответчики
Администрация г. Новый Уренгой
Другие
АО "Управляющая коммунальная компания"
АО "Уренгойгорэлектросеть"
Департамент имущественных отношений администрации города Новый Уренгой
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Домрачев Иван Гарриевич
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
20.01.2021Передача дела судье
04.03.2021Судебное заседание
04.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2021Передано в экспедицию
04.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее