№ 2-672(1)/2019
64RS0028-01-2019-001087-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2019 г. г. Пугачев
Пугачевский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Шумейкина А.П.,
при секретаре Никулиной Н.Н.,
с участием представителя истцов Клочковой Ю.С.
представителя ответчика администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области Романовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Назаровой Елены Сергеевны, Назарова Олега Олеговича действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6 к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании недействительным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, об исключении из числа участников целевой программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
установил:
в исковом заявления истцы указывают, что их семья с составом три человека была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановлением администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 30.08.2016 года № 643 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, признании молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
На момент признания их семьи нуждающейся в жилых помещениях и включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы истцы были зарегистрированы и фактически проживали по адресу: <Адрес>.
15 сентября 2016 г они приобрели в собственность часть жилого дома площадью 99,7 кв.м., и земельный участок по адресу: <Адрес> за счет средств ипотечного кредитования.
Они ежегодно проходили перерегистрацию в администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, своевременно предоставляя все необходимые документы, в том числе сведения о рождении ДД.ММ.ГГГГ еще одного ребенка ФИО6 и о приобретении в 2018 г. названного жилого помещения с использованием средств ипотечного кредита.
Извещением от 21.06.2019 г. администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, за подписью заместителя главы администрации уведомила их, что согласно постановлению администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области 20.06.2019 г. № 624 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, признании участником основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", их семья снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в соответствие с п. 2 и 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и исключена из участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Истцы указывают, что их семья как участник программы, приобрела квартиру в ипотеку и в соответствии с правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. они имеют законные основания на получение социальных выплат для погашения кредитных обязательств. Указывают, что на момент принятия решения об исключения их из программы Назарова Е.С. была зарегистрирована проживающей по адресу <Адрес>,
Указывают, что полномочий на принятие решения об исключение семей из числе участком подпрограммы, администрация Пугачевского муниципального района не имеет.
На дату заключения кредитного договора они являлись участниками программы и вправе направить социальную выплату на погашение ипотечного кредита. Правила не содержат оснований для исключения из числа нуждающихся в жилом помещении и из состава участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», претендующих на получение социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в связи с выездом в другое муниципальное образование. Согласно Правил приобретаемое жилье, в целях получения социальной выплаты в рамках подпрограммы должно находиться в пределах субъекта, что указывает на возможность выезда в другой муниципальный район или муниципальное образование с сознанием права участия в программе.
На основании изложенного указывая о нарушении их права на улучшение жилищных условий путем оказания государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодой семьи, истцы просили признать недействительным постановление администрации Пугачевского муниципального района № 624 от 20.06.2019 г. «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, признании участником основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", обязать администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области устранить допущенное нарушение их прав путем восстановления их молодой семьи в составе участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», за тем же порядковым номером за которым числилась их семья на момент снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, и исключения из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В судебном заседании представитель истцов Клочкова Ю.С. исковые требования уточнила, просила признать недействительным п. 4 постановления администрации Пугачевского муниципального района № 624 от 20.06.2019 г. «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, признании участником основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в части снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма Назарову Е.С. с составом семьи 4 человека.
Несмотря на то, что Назарова Е.С. приобрела в собственность часть жилого помещения за счет средств ипотечного кредитования они просят восстановить Назарову Е.С., с составом семьи 4 человека в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, что необходимо для получения социальной выплаты. Полагала, что семью Назаровых не законно сняли с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. В извещении администрации имеется ссылка на п.п.2 и 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ – переезд в другое муниципальное образование. Однако один из членов семьи Назаровых – а именно Назарова Е.С., на момент исключения из программы была прописана по адресу: <Адрес>. Правила не содержат оснований для исключения из числа нуждающихся в жилом помещении из состава участников основанного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», претендующих на получение социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого помещения, в связи с выездом в другое муниципальное образование.
Оспариваемым решением администрация нарушила право истцов на улучшение жилищных условий путем погашения части кредитных средств за счет социальной выплаты. В получении жилья Назаровы не нуждаются, у них есть свое жилье. Они оспаривают действия администрации, которыми истцы исключены из участников основанного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и п.4 постановления администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 20.06.2019 № 624 в части снятия с учета моих доверителей в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма.
Для получения социальной выплаты, как участники программы, Назаровы ежегодно обновляли заявления, чтобы остаться в списках программы. Социальные выплаты на погашение ипотечного кредита не получали. Имеется порядок получения социальной выплаты, согласно которому администрация должна сама известить участников программы о получении социальной выплаты, однако такого извещения не было. Назаровы стояли в очереди, имели порядковые номера. Каждые три месяца они узнавали в администрации порядковый номер. Назаровы продвигались по очереди, а затем получили извещение о том, что исключены из участников основанного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
О покупке жилья Назаровы подавали соответствующее заявление в орган местного самоуправления. Им известно, что социальные выплаты производятся за счет средств областного бюджета. В областное Министерство с заявлением на получение социальных выплат Назаровы не обращались. Примерно за 10-15 дней до получения извещения от администрации, Назаровым позвонили из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, сообщили, что Назаровы исключены из участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и социальных выплат им не будет. После чего ими было получено уведомление администрации.
Действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не оспаривают поскольку нет письменного документа от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.
Представитель администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области Романова Е.В. указала, что уточненные исковые требования администрация не признает. В извещении, направленном в адрес истцов указано, что истцы исключены из участников основанного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», на основания указания в п.4 постановления администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 20.06.2019 № 624 о снятии семьи Назаровой Е.С., с составом семьи 4 человека с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма. Пунктом. 3 ч.1 ст. 56 ЖК РФ предусмотрено основание для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях - выезд на место жительства в другое муниципальное образование. Согласно копии паспорта Назаровой Е.С. она с 18.11.2016 значится зарегистрированной по адресу: <Адрес>.
Нормативно-правового акта, согласно которому семья Назаровых исключена из участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» не имеется. Постановление, которым Назаровых включили в число участников основанного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» не отменено
На момент принятия постановления № 624 у администрации отсутствовали сведения, что Назарова Е.С. с 20.05.2019 вновь значится зарегистрированной по адресу: <Адрес>. Не смотря на имеющуюся информацию в настоящее время, муж и дети Назаровой Е.С. значатся зарегистрированными в г. Саратове. В то время как Назарова Е.С. вставала на очередь в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в составе семьи 4 человека. Кроме того на основании выписки из ЕГРП от 20.09.2016 Назарова Е.С. является правообладателем части жилого дома в г. Саратове.
Постановление администрации Пугачевского муниципального района от 30.08.2016 № 643 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, признании молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» согласно которому Назаров О.О., проживающий по адресу: <Адрес>. с семьей в составе 3 человек, признан участником подпрограммы «Обсечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020, по настоящее время не отменено.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в суд не явился. О дне судебного заседания названное лицо извещено. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области подан отзыв на иск Назаровых в котором указывается, что улучшение жилищных условий молодых семей постоянно зарегистрированных на территории Саратовской области осуществляется в соответствие с «Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» В соответствие с правилами до 1 сентября года предшествующего планируемому орган местного самоуправления формирует списки молодых семей участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, в той же хронологической последовательности, в которой семья была поставлена на жилищный учет. Порядок включения молодых семей в число участник программы установлен п. 25 Правил. Внеочередное предоставление социальной выплаты и иного порядка улучшения жилищных условий в рамках основного мероприятия не предусмотрено. С учета в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма граждане снимаются согласно ст. 54 ЖК РФ.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в отзыве на иск указывало, что вопрос об удовлетворении исковых требований оставляют на усмотрении суда.
С учетом изложенного, мнения представителей истцов, ответчика, суд считает возможным рассматривать дело в отсутствие истцов, представителя третьего лица.
На основании пояснений сторон, материалов дела судом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленного истцами иска.
Судом установлено, что постановлением администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 26.09.2015 г. № 949 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, признании молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Назарова Елена Сергеевна, с семьей в составе 3 человека, проживающая по адресу: <Адрес>, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Постановлением администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области от 30.08.2016 г. № 643 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, признании молодых семей участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Назаров Олег Олегович, с семьей в составе 3 человека, проживающий по адресу: <Адрес>, признан участником подпрограммы «Обсечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 (л.д.17).
По договору купли продажи от 15.09.2016 г. Назаров Олег Олегович и Назарова Елена Сергеевна приобрели в равных долях по 1\2 доли часть жилого одноэтажного дома общей площадью. 99,7 кв.м. и земельный участок площадью 828 кв.м.категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование домовладение, по адресу <Адрес>
По условиям договора денежные средства в сумме 2 280 00 руб. покупатели передают продавцам за счет кредитных средств получаемых покупателями в Публичном акционерном обществе «Сбербанк России» в соответствие с кредитным договором <Номер> от 22 августа 2016 г. на сумму 2 280 000 руб. Передача суммы в счет кредитных средств осуществляется не ранее дня государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество в органах осуществляющих регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним и возникновения ипотеки в силу закона на объекты недвижимости в пользу банка по договору. С момента государственной регистрации ипотеки на недвижимое имущество, последнее находится в залоге у банка. Залогодержателем по договору является банк. Право залогодержателя удостоверяется Закладной. (л.д.18 – 31)
Согласно имеющихся на договоре отметок, выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с датой выдачи 20.09.2016 г., названной датой произведена государственная регистрации права собственности Назарова Олега Олеговича и Назаровой Елены Сергеевны по 1\2 доли каждого и регистрация ипотеки в пользу ПАО «Сбербанк России» на часть жилого одноэтажного дома общей площадью. 99,7 кв.м. и земельный участок площадью 828 кв.м.категория земель земли населенных пунктов, разрешенное использование домовладение, по адресу <Адрес> (л.д.32- 34)
Из кредитного договора <Номер> от 22 августа 2016 г заключенного между публичным акционерным обществом «Сбербанк России» и созаемщиками Назаровым Олегом Олеговичем, Назаровой Еленой Сергеевной, ФИО3 проживающих по адресу <Адрес>. ФИО4 проживающей по адресу <Адрес>, следует, что банком созаемщикам выдан кредит в сумме 2 280 000 руб. Целевое назначение кредита на приобретение части жилого дома и земельного участка по адресу <Адрес> по договору купли продажи от 22.08.2016 г. (л.д.13- 16).
Из объяснений представителя истца, копии заявления от 24.04.2019г. следует, что истцы подавали в администрацию Пугачевского муниципального района Саратовской области заявления о включении их в число участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" изъявивших желание на получение социальной выплаты в годе следующем за годом полдачи заявления.,
Извещением от 21.06.2019 г. администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, уведомляла Назарову Е.С., что согласно постановлению администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области 20.06.2019 г. № 624 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, признании участником основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", они сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в соответствие с п. 2 и 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ и исключены из участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (л.д.25).
Согласно справке Заволжского муниципального образования Пугачевского муниципального района № 312 от 15.07.2019 г.. Назарова Елена Сергеевна значится зарегистрированной по месту жительства по адресу <Адрес> (л.д.26).
В справках администрации Кировского района муниципального образования «Город Саратов» № 3090 с датой выдачи 17.07.2019 (л.д.27) и датой выдачи 22.05.2019, представленной ответчиком, указывается, что Назаров Олег Олегович, с датой регистрации 18.11.2016 г. ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ. с датой регистрации 18.11.2016 г., ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ с датой регистрации ДД.ММ.ГГГГ значится зарегистрированными проживающими по месту жительства по адресу <Адрес>
Во исполнение предписаний ст. 40 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17.09.2001 N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17.12.2010 N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы, а в последующем на 2015 - 2020 годы и соответствующие Правила.
В названных Правилах было закреплено право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определены условия его возникновения, специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям.
В пункте 6 Правил указывается, что участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии подпунктом "е" пункта 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, социальная выплата может быть предоставлена молодой семье для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;
В соответствии с пунктом 19 указанных Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства в числе прочих: г) выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на жилое помещение (жилой дом), приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), либо договор строительного подряда или иные документы, подтверждающие расходы по строительству жилого дома (далее - документы на строительство), - при незавершенном строительстве жилого дома; д) копия кредитного договора (договора займа); е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта; ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы согласно п. 22 Правил являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
Согласно п. 24 – 30 Правил:
Орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятий ведомственной целевой программы.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, после чего орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и предлагает подать заявления с приложением соответствующих документов о получении свидетельства о праве на получение социальной выплаты
Согласно Постановлению Правительства Саратовской области от 17.11.2006 N 356-П (ред. от 08.07.2019) "О некоторых вопросах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья" (вместе с "Порядком и условиями признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты", "Порядком распределения свидетельств при высвобождении средств, выделенных на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой Программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы и предназначенных для предоставления социальных выплат молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат"), аналогичные положения действуют в Саратовской области:
- социальные выплаты могут быть использованы для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам
- формирование списков молодых семей, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений области (далее - орган местного самоуправления).
- молодые семьи исключаются из списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы по следующим основаниям: 1) утрата одного из условий, дающих право молодой семье на участие в мероприятии ведомственной целевой программы; 2) выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет и включения в число участников мероприятия ведомственной целевой программы, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о включении молодой семьи в число участниц мероприятия ведомственной целевой программы; 3) личное заявление; 4) получение членами молодой семьи в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
- молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 мая года, предшествующего планируемому, в целях получения социальной выплаты в планируемом году представляют в уполномоченный орган местного самоуправления заявление по форме
- в список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не включаются молодые семьи: 1) не подавшие в уполномоченный орган заявление о включении в указанный список; 2) включенные в список претендентов на получение социальной выплаты в текущем году в соответствии с условиями мероприятия ведомственной целевой программы.
- уполномоченный орган исполнительной власти области на основании списков молодых семей, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на реализацию мероприятий мероприятия ведомственной целевой программы из консолидированного бюджета Саратовской области на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы В случае, если на момент формирования списков претендентов на получение социальных выплат возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списков молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы и из сводного списка. Уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение об исключении молодой семьи из списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы (снятии с учета в качестве участников мероприятий ведомственной целевой программы) и в течение 5 рабочих дней письменно уведомляет указанную молодую семью о принятом решении.
- уполномоченный орган исполнительной власти области вносит изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат путем исключения из него молодых семей, которые: не представили необходимые документы для получения свидетельства в установленный пунктом 31 Правил срок; в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения; по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.
Согласно статей 4.1., 4.3. Закона Саратовской области от 28.04.2005 N 39-ЗСО (ред. от 22.05.2019) "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства; граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в случае: ) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование.
На основании вышеперечисленных установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что на дату заключения кредитного договора семья истцов не была обеспечена жилым помещением площадью, превышающей учетную норму, состояла на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом площадь жилого помещения, приобретенного за счет средств ипотечного кредита, не подлежала учету при определении нуждаемости семьи истцов в жилом помещении, постольку фактически на день заключения кредитного договора семья истцов продолжала оставаться нуждающейся в жилом помещении, как и в тот период, когда была включена в список участников Подпрограммы.
Исходя из положений вышеперечисленных нормативных актов принимая во внимание, что жилое помещение приобретено истцами с использованием средств ипотечного кредита, истцы вправе направить предполагаемую социальную выплату на погашение кредита и процентов по нему.
Суд принимает во внимание, что Правила не устанавливают основания исключения молодых семей из списка участников подпрограммы лишь регламентируют основания отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы, среди которых нет переезда на постоянное место жительства на территории иного муниципального образования, на что указывается административным ответчиком. Данная позиция ответчика, со ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ о праве органов местного самоуправления исключать молодые семьи из списка участников подпрограммы на основании снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий основана на неправильном толковании норм материального права. В данном случае речь идет не только о снятии с такого учета, но и об исключении из числа участников подпрограммы, правовое регулирование в подпрограммах, Правилах и Порядке носит специальный характер по отношению к ст. 56 Жилищного кодекса РФ.
К тому же действующее законодательство также не наделяет органы местного самоуправления полномочием на принятие решений об исключении семей из участия в подпрограмме.
Суд также учитывает, что пп. "е" пункта 2 Правил предусмотрено направление полученной участником подпрограммы социальной выплаты на погашение задолженности по ипотечным займа на приобретение жилого помещения.
При этом п. 38 Правил предусматривают, что приобретаемое жилье должно находиться на территории именно субъекта, а не того конкретного муниципального образования, местная администрация которого включила семью в список участников подпрограммы.
Кроме того, согласно оттого же пункта 32 Правил вне зависимости от того, администрацией какого муниципального образования семья включена в список, в целях предоставления социальной выплаты принимается во внимание учетная норма, установленная органом местного самоуправления в месте приобретения жилья (не меньше данной нормы), одновременно таким образом гарантируя нормальную обеспеченность жильем и исключая возможность злоупотребления правом.
Таким образом, устанавливая право приобретения жилья на территории любого муниципального образования в субъекте, одновременно Правила предусматривают возможность направления социальной выплаты на погашение ипотечного кредита по уже приобретенному жилью, а, значит, допускают выезд в иное муниципальное образование без утраты права на получение социальной выплаты, предусмотренной подпрограммой.
Учитывая изложенное, решение администрации об исключении семьи истца из числа участников подпрограммы по причине утраты гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, суд находит не законным в связи с чем считает иск в этой части подлежащим удовлетворению.
Требование истцов к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании недействительным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, суд находит не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 2, 3 ст. 56 ЖК РФ Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
При этом утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ), являются: утрата ими статуса малоимущих вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете, или иных причин, утрата ими статуса нуждающихся в жилых помещениях в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи.
Поскольку судом установлено, что на территории Пугачевского муниципального района в настоящее время проживает лишь одна Назарова Елена Сергеевна являющаяся собственником 1\2 доли части жилого дома площадью 99,7 г. по адресу <Адрес>, а Назаров О.О., и дети истцов значится зарегистрированными проживающими по месту жительства по адресу <Адрес>, с учетом того, что на каждого члена семьи истцов приходится (99,7 кв.м. : 4) 24,9 кв.м., что более нормы для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма - 16 кв. м. на человека установленной ст. 2 Закона Саратовской области от 28.04.2005 N 39-ЗСО (ред. от 22.05.2019) "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области" администрация имела право принять решения о снятии истцов с учета граждан на получение жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Назаровой Елены Сергеевны, Назарова Олега Олеговича действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6 к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании недействительным решения о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма, об исключении из числа участников целевой программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" удовлетворить частично.
Признать незаконным действия администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области по исключению Назаровой Елены Сергеевны, Назарова Олега Олеговича действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6 из состава участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Восстановить Назарову Елену Сергеевну, Назарова Олега Олеговича действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО6 в списках участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" с порядковым номером по состоянию на 20 июня 2019 г.
В остальной части иск оставить без удовлетворения за необоснованностью
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Пугачевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 23 августа 2019 г.
Судья