Решение по делу № 2-85/2016 (2-1693/2015;) от 24.11.2015

дело № 2-85/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2016 года             город Ужур

Ужурский районный суд Красноярского края

в составе председательствующего судьи Макаровой Л.А.,

при секретаре Нехорошевой А.В.,

с участием старшего помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Вунгаловой Е.В.,

представителя ответчика МБОУ ДО «Ужурская спортивная школа» директора Глушкова А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ужурского района Красноярского края, муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Ужурская спортивная школа» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения закона в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Ужурского района Красноярского края обратился в суд с указанным иском, мотивируя его следующим. Прокуратурой Ужурского района при проверке соблюдения администрацией Ужурского района Красноярского края законодательства о социальной защите населения выявлены нарушения в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. МБОУ ДО «Ужурская спортивная школа» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования. Учредителем учреждения является муниципальное образование Ужурский район в лице администрации Ужурского района. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Ужурского района. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Ужурская спортивная школа» имеет три здания, в том числе здание по <адрес>дом борьбы). Данное учреждение реализует образовательные программы по видам спорта: дзюдо, легкая атлетика, лыжные гонки, пауэрлифтинг, самбо, футбол, волейбол, шашки и шахматы. Спортивную школу посещают как взрослые лица, так и несовершеннолетние. В 2013 года МБОУ ДО «Ужурская спортивная школа» выделена субсидия из краевого бюджета в размере 300000 рублей на приобретение спортивного оборудования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В октябре 2013 года администрацией спортивной школы приобретено оборудование для занятий адаптивной физической культурой и спортом: тренажеры (эллипсоидные) для различных групп мышц, гимнастические маты, велотренажеры, шахматные столы, шахматы, дарц, скакалки, телевизор для просмотра видеороликов. Оборудование установлено в здании дома борьбы. В нарушение требований законодательства вход в объект социальной инфраструктуры - здание спортивной школы, расположенное по <адрес> не обеспечен специальными приспособлениями, облегчающими доступ инвалидов в здание. С 2013 года денежные средства для оборудования входа специальными приспособлениями, облегчающими доступ инвалидов в здание, администрацией района не выделялись. Из-за отсутствия специальных приспособлений, облегчающих доступ в здание спортивной школы, инвалиды-колясочники, в том числе дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, не имеют возможности посещать учреждение и получать образовательную услугу. Ссылаясь на статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статью 27 Федерального Закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Ужурского района Красноярского края, МБОУ ДО «Ужурская спортивная школа» в части неисполнения требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», выразившееся в отсутствии специального приспособления при входе в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Ужурская спортивная школа», расположенного по <адрес> для обеспечения беспрепятственного доступа граждан - инвалидов и других маломобильных групп населения; обязать администрацию Ужурского района Красноярского края, МБОУ ДО «Ужурская спортивная школа» оборудовать вход в здание специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ужурского района Красноярского края Вунгалова Е.В. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам.

Представитель ответчика администрации Ужурского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От представителя администрации Кравченко А.В. в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором изложено, что администрация района является ненадлежащим ответчиком: руководитель МБОУ ДО «Ужурская спортивная школа» Глушков А.С. в письме от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора Ужурского района указывает, что вопрос является нерешенным по причине недостаточного финансирования. С запросом о финансировании Глушков А.С. должен был обратиться в Управление образования <данные изъяты> (осуществляет функции и полномочия учредителя). Ни в Управление образования, ни в администрацию Ужурского района он не направлял письменных запросов о выделении средств на специальные приспособления, обеспечивающие беспрепятственный доступ граждан-инвалидов и других маломобильных групп населения в здание спортивной школы (входной пандус). Администрация района не могла нарушить законные интересы истца по той причине, что не знала и не могла знать и наличии данного нарушения. Таким образом, администрация Ужурского района является ненадлежащим ответчиком, так как не была своевременно проинформирована об отсутствии необходимых средств у МБОУ ДО «Ужурская спортивная школа» директором учреждения. О наличии нарушении администрации стало известно из искового заявления Прокурора. На основании изложенного просит признать администрацию Ужурского района ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика МБОУ ДО «Ужурская спортивная школа» в лице директора школы Глушкова А.С. в судебном заседании исковые требования признал, не возражает против их удовлетворения.

Представитель третьего лица Управления образования администрации <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От представителя Управления Никитина А.В. в суд поступил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что возражений против удовлетворения исковых требований не имеют. Просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 указанного закона. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, либо права граждан, не имеющих возможности самостоятельно защищать свои нарушенные права, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований.

Таким образом, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, поскольку иск подан в интересах неопределенного круга лиц и направлен на защиту их интересов.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со статьей 15 указанного закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

В соответствии со статьей 15 указанного федерального закона приказом Минспорта России от 24.08.2015 года № 825 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи. Согласно пункту данного порядка руководители объектов, предоставляющих услуги в сфере физической культуры и спорта, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам, возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Согласно пункту 5 статьи 2 Закона Красноярского края от 21.04.2011 года №12-5794 «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации и средствам связи в Красноярском крае» к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, средствам информации и связи, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся, в том числе учреждения образования и науки, физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения.

В силу статьи 6 указанного закона органы местного самоуправления муниципальных образований края создают условия для обеспечения маломобильным гражданам равных с другими гражданами возможностей доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, в том числе при организации предоставления общего и дополнительного образования; создании условий для развития массовой физической культуры и спорта.

Судом установлено и подтверждается представленными доказательствами, что нежилое здание, расположенное по <адрес> где расположен объект социальной инфраструктуры - МБОУ ДО «Ужурская спортивная школа», занимающее указанный объект недвижимости на праве оперативного управления, является собственностью муниципального образования Ужурский район.

Согласно постановлению администрации Ужурского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ изменено наименование муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Ужурская Детско-юношеская спортивная школа» на муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Ужурская спортивная школа».

Из пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.

В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В соответствии с пунктом 1.1 Устава, утвержденного постановлением администрации Ужурского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, МБОУ ДО «Ужурская спортивная школа» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования. Учредителем согласно пункту 1.6 Устава является муниципальное образование Ужурский район Красноярского края. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации <данные изъяты>

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Ужурская спортивная школа» располагается в трех зданиях, в том числе в здании по <адрес> (дом борьбы). Вход в здание не оборудован пандусом или иными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ в учреждение инвалидов, что подтверждается техническим паспортом здания, расположенного по <адрес>, и не оспаривается ответчиками.

Доказательств отсутствия технической возможности оборудовать вход в здание пандусами ответчиками суду не представлено.

Доводы представителя администрации Ужурского района Красноярского края о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком, не могут быть приняты судом во внимание, так как ссылки на неосведомленность о нарушениях прав лиц с ограниченными физическими возможностями и непоступление информации от руководителя учреждения об отсутствии средств для устранения нарушений, не освобождают ответчика от выполнения требований закона в части обеспечения маломобильным гражданам равных с другими гражданами возможностей доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

В соответствии с частью 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Таким образом, являясь собственником здания, где располагается дом борьбы, администрация Ужурского района также отвечает за оборудование входа в здание специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

При изложенных выше обстоятельствах суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, так как в судебном заседании установлено и подтверждено исследованными судом доказательствами, что ответчиками допущены нарушения законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В силу вышеприведенных норм обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание образовательного учреждения и оборудования входа в здание специальными приспособлениями следует возложить на администрацию Ужурского района, как орган местного самоуправления - учредителя учреждения, и МБОУ ДО «Ужурская спортивная школа», как бюджетное учреждение, оказывающее населению, в том числе маломобильному, услуги в сфере физической культуры и спорта, у которого здание школы находится на праве оперативного управления.

Срок исполнения обязанности установить с учетом объема, характера, сложности предстоящих работ до 01.09.2016 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ужурского района Красноярского края, муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Ужурская спортивная школа» в части неисполнения требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», выразившееся в отсутствии специального приспособления при входе в здание, расположенное по <адрес> для обеспечения беспрепятственного доступа граждан - инвалидов и других маломобильных групп населения.

Возложить обязанность на администрацию Ужурского района Красноярского края, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ужурская спортивная школа» оборудовать в срок до 01.09.2016 года вход в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Ужурская спортивная школа», расположенное по <адрес> специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:         Л.А. Макарова

Мотивированное решение составлено 22 января 2016 года.

2-85/2016 (2-1693/2015;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Ужурского района
Ответчики
МБОУ ДО "Ужурская спортивная школа"
Администрация Ужурского района
Другие
Управление образования администрации Ужурского района
Суд
Ужурский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
ujur.krk.sudrf.ru
24.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2015Передача материалов судье
27.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2015Подготовка дела (собеседование)
17.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.01.2016Судебное заседание
22.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее