5-138/2021
74RS0003-01-2021-000697-56
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Челябинск 11 февраля 2021 года
Тракторозаводский районный суд г. Челябинска в составе судьи Марининой Ю.К.,
при секретаре судебного заседания Смирновой О.В., с участием
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушения Скорик А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
СКОРИК А. В., <данные изъяты>,
- по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Скорик А.В. 31 января 2021 года в период времени с 12 часов 00 минут до 16 часов 30 минут в г.Челябинске, на пр. Ленина, д. 87 принимал участие в публичном мероприятии - шествии, порядок проведения которого не был согласован с органами местного самоуправления. На неоднократные требования сотрудников полиции, доводимые по средствам звукоусиливающей аппаратуры прекратить участие в незаконном публичном мероприятии – шествии Скорик А.В. не реагировал, продолжал участвовать в несанкционированном шествии. Своими действиями Скорик А.В. нарушил установленный порядок проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований, предусмотренный п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Данное правонарушение выявлено на пр.Ленина д. 11-Б в Тракторозаводском районе г.Челябинска.
По данному факту в отношении Скорик А.В. старшим инспектором ОБППН ОИАЗ УМВД России по г.Челябинску ФИО3 11 января 2021 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
Заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка) УМВД России по г.Челябинску ФИО4 материалы дела об административном правонарушении в отношении Скорик А.В. направлены в Тракторозаводский районный суд г.Челябинска для рассмотрения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушения Скорик А.В. в судебном заседании показал, что с протоколом об административном правонарушения он согласен, вину в совершении правонарушения признал, от дачи показаний отказался.
Изучив представленные материалы, судья пришел к выводу о виновности Скорик А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, так как Скорик А.В., являясь участником публичного мероприятия, нарушил установленный порядок проведения шествия.
Частью 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Статьей 31 Конституции РФ предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции РФ цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статьи 17 (часть 3), статьи 19 (части 1 и 2) и статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статье 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам (пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В рамках организации публичного мероприятия вышеназванным законом предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимавших в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в порядке и срок, установленный статье 7 указанного закона.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов - внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия устанавливаются для него Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», безусловно, и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты, а также соблюдать регламент публичного мероприятия.
Федеральный законодатель, определяя публичное мероприятие как открытую, мирную, доступную каждому акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств, указывает, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников этого публичного мероприятия, а условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы исключительно федеральными законами (часть 1 статьи 8).
Законом о публичных мероприятиях предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, позволяющий органам власти принять разумные и необходимые меры для реализации конституционного права граждан на проведение публичного мероприятия в условиях, обеспечивающих соблюдение интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения и защиты прав и свобод других лиц.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Скорик А.В. 23 января 2021 года в период времени с 12 часов 00 минут до 16 часов 30 минут в г.Челябинске, на пр. Ленина у д. 87 принимал участие в публичном мероприятии - шествии, порядок проведения которого не был согласован с органами местного самоуправления, на неоднократные требования сотрудников полиции, доводимые по средствам звукоусиливающей аппаратуры прекратить участие в незаконном публичном мероприятии – шествии не реагировал, продолжал участвовать в несанкционированном шествии, чем нарушил установленный порядок проведения публичного мероприятия, совершил нарушение п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года.
При этом каких-либо сведений о том, что мероприятие, проводимое 23 января 2021 года, согласовывалось с органами исполнительной власти, не имеется, фактически шествие носило характер несанкционированного мероприятия.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях является участие Скорик А.В. в публичном мероприятии, несогласованном в установленном порядке. Скорик А.В., принимая участие в публичном мероприятии, несогласованном с уполномоченным органом, должен был прекратить свое участие в нем после предупреждения сотрудников органов внутренних дел о его несогласованности, однако данные требования он не выполнил.
Таким образом, действия Скорик А.В., оказавшему неповиновение законному требованию сотрудника полиции о прекращении участия в данном несогласованном публичном мероприятии, продолжившему свое участие в нем, образуют объективную сторону состава административного правонарушения предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения Скорик А.В. административного правонарушения и его виновность подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении № от 11 февраля 2021 года.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, и оснований сомневаться в их достоверности и допустимости, нет. Права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Скорик А.В. разъяснены.
- рапортом оперуполномоченного по ОВД ЦПЭ ГУ МВД России по Челябинской области ФИО5 из содержания, которого усматривается что, 31 января 2021 года в ходе оперативного перекрытия несогласованного с органами местного самоуправления публичного мероприятия в форме шествия был установлен Скорик А.В., который принимал активное участие в несогласованном публичном мероприятии. Кроме того, Скорик А.В. находясь на территории ЦПКиО им. Ю.А. Гагарина вблизи со входом в данный парк со стороны ул. Коммуны, бросал снежки в сотрудников ГРОМ УНК ГУ МВД России по Челябинской области и сотрудников ОМОН УФСВНГ по Челябинской области и снимал все происходящее на сотовый телефон;
- рапортом начальника ОИАЗ УМВД России по г.Челябинску ФИО7;
- ответом на запрос Администрации г. Челябинска №05-11/81, согласно которому в Администрацию г. Челябинска уведомлений о проведении 31 января 2021 года публичных (массовых) мероприятий не поступало;
- ответом на запрос ПАО «Ростелеком», согласно которому 31 января 2021 года с 11 часов 30 минут местного времени, машина с комплектом звукоусилительного оборудования ЧФ ПАО «Ростелеком» была предоставлена Администрации города Челябинска по обращению Заместителя Главы города по социальному развитию Авдеева С.А. с прибытием на указанную в письме площадку;
- видеозаписью, просмотренной в судебном заседании, на которой зафиксировано участие Скорик А.В. в несанкционированном публичном мероприятии.
Проводя судебную проверку, судья районного суда приходит к твердому убеждению, что оснований сомневаться в достоверности и допустимости отраженных сведений, не имеется.
Права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ Скорик А.В. разъяснялись.
От дачи объяснений 11 февраля 2021 года Скорик А.В. отказался, воспользовавшись правом, предоставленным ст.51 Конституции РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу о наличии в действиях Скорик А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ – нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения шествия.
При назначении административного наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих ответственность, обстоятельств.
В качестве данных о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, суд принимает во внимание, что Скорик А.В. официально трудоустроен, имеет постоянное место жительства и регистрации, то есть является социально адаптированным.
К смягчающим ответственность обстоятельствам, суд относит совершение правонарушения впервые, признание вины.
Отягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд полагает возможным назначить Скорик А.В. наказание, соразмерное содеянному, в виде административного штрафа.
С учетом личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, суд полагает возможным не назначать Скорик А.В. более строгое наказание.
Срок привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 и 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 20.2 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░. ░░░░░░░░░░) ░░░ 7453044841 ░░░ 745301001 ░░░./░░░░ №40102810645370000062 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░/░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░ ░░░ 017501500 ░░░░░ 75701000 ░░░ ░░░░░░░ 1881160120101900140 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░ ░░░ 18880474215210004748
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.31.5 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.1 ░░.20.25 ░░░░ ░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ 15 ░░░░░).
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 30.1 - 30.3 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░