Дело № 2-66/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 15 января 2019 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.
при секретаре Соколовой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юдиной Тамары Валентиновны к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ворошиловском районе Волгограда о возложении обязанности по перерасчету пенсии и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Юдина Т.В. обратилась в суд с иском, в котором с учетом внесенных в порядке ст. 39 ГПК РФ изменений просит обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей за причиненные нравственные страдания, а также судебные расходы по оплате юридических (представительских) услуг в размере 30 000 рублей.
В обоснование иска указала, что является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с возникновением сомнений в правильности исчисления назначенной пенсии произвела самостоятельный подсчет и пришла к выводу о допущенной пенсионным органом ошибке в исчислении общего трудового стажа, что повлекло назначение пенсии в меньшем размере. Считая, что размер выплачиваемой пенсии по старости не отвечает продолжительности ее стажа работы, сумме уплаченных работодателем страховых взносов, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с требованием о перерасчете назначенной пенсии, однако в этом ей было отказано, что нарушает её права и повлекло причинение морального вреда, что в свою очередь послужило основанием для обращения за судебной защитой нарушенных прав.
В судебном заседании истец Юдина Т.В. и её представитель Васильева И.В. исковые требования поддержали, суду пояснили, что трудовая деятельность осуществлялась Юдиной Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ годы, при этом в период с ДД.ММ.ГГГГ г. - в условиях местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В апреле ДД.ММ.ГГГГ года ей была назначена пенсия по старости с учетом трудового стажа - 26 лет 9 месяцев 5 дней, что не соответствует записям в трудовой книжке, согласно которым трудовой стаж составлял ко дню назначения пении 28 лет 10 месяцев 16 дней. Решение о назначении пенсии принималось пенсионным органом <адрес> и ей не обжаловалось, поскольку она не располагала к тому необходимой информацией и не могла проверить правильность произведенного расчета пенсионным органом. Как установлено Юдиной Т.В., произведенный пенсионным органом расчет не соответствует нормам законодательства, регулирующим пенсионное обеспечение. Пенсионный фонд неправомерно исключил из страхового стажа период нетрудоспособности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку назначение инвалидности было обусловлено заболеванием, связанным с холодными климатическими условиями. Более того, пенсионным органом не представлено наглядного и развернутого расчета общего трудового стажа до ДД.ММ.ГГГГ, стажа до ДД.ММ.ГГГГ года и соответственно расчета стажевого коэффициента, пенсионного капитала до ДД.ММ.ГГГГ года, размера ежегодных страховых вносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица с учетом их индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ года, что препятствует полной проверке доводов ответчика. Указанное дает основание для вывода о неправомерном бездействии сотрудников пенсионного органа, вследствие чего Юдина Т.В. по вине ответчика несколько лет получала необоснованно низкую пенсию. При этом не оспаривали, что заявление о перерасчете пенсии установленной формы Юдина Т.В. не подавала, с материалами пенсионного дела не знакомилась, тогда как препятствий в этому не имелось, архивные справки о периоде работы в ДД.ММ.ГГГГ году ранее пенсионному фонду ей не предоставлялись. Доводы пенсионного органа об иной оценке пенсионных прав истца полагали необоснованными и направленными на ущемление её пенсионных прав, а потому настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика Инякина М.В. возражала против удовлетворения иска и просила в иске отказать. Суду пояснила, что пенсия по старости была назначена Юдиной Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ пенсионным органом <адрес>, ранее с ДД.ММ.ГГГГ года она являлась получателем пенсии по инвалидности. Пенсия по старости была ей назначена в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ранее - ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г.№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку Юдиной Т.В. был выработан минимальный требуемый стаж продолжительностью 17 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Поскольку истец приобрела право на пенсионное обеспечение по старости в период действия Закона № 173-ФЗ, соответственно, расчет размера страховой пенсии по старости на дату обращения с заявлением о переводе с одного вида пенсии на другой, производился территориальным органом ПФР с учетом правовых норм, закрепленных в Законе № 173-ФЗ. Оценка пенсионных прав истца осуществлена по наиболее выгодному для него варианту — по пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ. Указала, что Юдиной Т.В. фактически не оспаривается правильность произведенного пенсионным органом расчета в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, она просит произвести расчет размера страховой пенсии по старости в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, предоставляя расчет, произведенный с нарушением норм действующего пенсионного законодательства. Правовых оснований для перерасчета истцу пенсии за спорный период не имеется, поскольку ошибки при назначении Юдиной Т.В. пенсии допущено не было. Более того, назначение пенсии по старости осуществлялось пенсионным органом <адрес>, в УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда пенсионное дело принято с ДД.ММ.ГГГГ, в установленном законом порядке с заявлением о перерасчете пенсии Юдина Т.В. не обращалась и решения об отказе ей в этой ответчиком не принималось. Заявление Юдиной Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено в качестве обращения в порядке Закона № 59-ФЗ, на него был дан развернутый письменный ответ о разъяснении пенсионных прав истца. Вся необходимая информация содержится в материалах пенсионного дела, препятствий в ознакомлении с ним у Юдиной Т.В. не имелось. Период инвалидности ДД.ММ.ГГГГ гг. не был включен в страховой стаж, поскольку согласно актам МСЭК инвалидность назначалась истцу по общему заболеванию, не связанному с профессиональным заболеванием или нахождением в районах, приравненных к Крайнему Северу. Представленные истцом суду архивные справки по работе истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ранее в пенсионный орган не предоставлялись и им не оценивались. Представленный стороной истца уточненный расчет содержит явные ошибки, истцом заведомо неправильно применен стажевый коэффициент, неверно календарно исчислен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В этой связи полагала отсутствующими правовые основания как для перерасчета пенсии истцу со дня назначения пенсии, так и для взыскания с пенсионного фонда компенсации морального вреда, поскольку возможность возмещения такового вследствие нарушения имущественных прав законом не предусмотрена. Судебные расходы на оплату услуг представителя полагала чрезмерно завышенными.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению.
Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, перерасчетов, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, действующего в определенный период времени.
С 01.01.2015 установление и выплата пенсий регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Ранее для этих целей действовал Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая наступление права на трудовую пенсию по общему основанию у женщин по достижении возраста 55 лет и возможность назначения таковой со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на неё.
Статьей 17 настоящего Федерального закона предусматривалось, что размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В соответствии с п. 13 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утв. совместным постановлением Минтруда и Пенсионного фонда от 27.02.2002 г. № 16/19пб (далее по тексту — Перечень № 16/19пб), в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
В соответствии с п. 12 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утв. совместным постановлением Минтруда и Пенсионного фонда от 27.02.2002 г. № 17/19пб (далее по тексту — Правила № 17/19пб) при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения.
С 01.01.2002 на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде РФ.
Порядок обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета ее размера урегулирован Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2002 и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", утвержденных Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002.
На основании ст. 2 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал, формируемый из общей суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 01.01.2002.
Судом установлено и следует из материалов настоящего дела и материалов пенсионного дела истца следующее.
Юдина Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения начала свою трудовую деятельность ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования.
С ДД.ММ.ГГГГ Юдиной Т.В. была назначена пенсия по инвалидности в связи с установлением инвалидности второй группы по общему заболеванию, не связанному с производственным характером или иными особенностями труда.
ДД.ММ.ГГГГ Юдиной Т.В. в Ломоносовский отдел ПФР <адрес> было подано заявление о переводе с пенсии по инвалидности на пенсию по старости, на основании которого с ДД.ММ.ГГГГ Юдиной Т.В. была назначена пенсия по старости.
Решение о назначении пенсии по старости, в том числе по мотиву неправильного исчисления размера пенсии, Юдиной Т.В. не обжаловалось.
С ДД.ММ.ГГГГ пенсионное дело Юдиной Т.В. принято к учету и исполнению УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда в связи с изменением истцом своего места жительства.
В 2017 году Юдина Т.В. обращалась к ответчику с заявлением по вопросу разъяснения ее пенсионного обеспечения.
ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда был дан развернутый письменный ответ за исх. № №, в котором было указано об исчислении и выплате пенсии в строгом соответствии с действующим пенсионным законодательством, также разъяснено право на обращение с заявлением о перерасчете размера пенсии по нестраховым периодам (уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет) в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 18 Закона №400-ФЗ в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ.
В письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ Юдина Т.В. вновь обратилась к ответчику по вопросу дачи разъяснений о ее пенсионном обеспечении ввиду неправомерного исчисления общего трудового стажа со ссылкой на несоответствие продолжительности ее трудовой деятельности содержащимся в ответе от ДД.ММ.ГГГГ сведениям.
Указанное обращение поступило по почте в УПФР в Ворошиловском районе г. Волгограда ДД.ММ.ГГГГ, было рассмотрено по существу и ДД.ММ.ГГГГ истцу был дан развернутый письменный ответ на обращение за исх. №, в котором пенсионный орган подтвердил правильность ранее данного ответа.
Соглашаясь с доводами ответчика и отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.
С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии регулируются Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 4 ст. 28 настоящего Федерального закона, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной, в том числе при установлении и (или) выплате страховой пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона №400-ФЗ, размер страховой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Указанное в целом не противоречит ранее действующим нормам, включая ст. 7, 14, 17, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», примененного при назначении ФИО6 трудовой пенсии по старости в 2013 году.
Статьей 20 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ предусматривалась возможность перерасчета размера трудовой пенсии, который за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производился: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (ч. 2 ст. 20).
Указанное в полной мере соотносится с ныне действующими нормами пенсионного права (ст. 23 настоящего Федерального закона).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 884н от 17 ноября 2014 года утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному социальному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионом обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила), которые определяют порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.
Пунктами 3, 48 Правил закреплен заявительный характер обращения гражданина за перерасчетом размера пенсии.
Пунктом 49 Правил установлено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Согласно п. 54 Правил, перерасчет размера пенсии производится со сроков, предусмотренных статьей 23 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статьей 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В ходе судебного разбирательства нашло свое объективное подтверждение то, что действовавшие ко дню назначения истцу пенсии по старости нормы права были соблюдены пенсионным органом, назначение истцу пенсии по старости осуществлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и прочими нормативно-правовыми актами соответствующей ведомственной и правовой направленности, тогда как в установленном законом порядке о перерасчете пенсии в сторону увеличения Юдина Т.В. фактически не обращалась и решения об отказе в перерасчете пенсии ответчиком не принималось, что исключает возможность понуждения пенсионный орган к перерасчету размера пении истца и тем более со дня назначения пенсии.
В соответствии со ст. 30 Закона, в связи с введением в действие ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона).
В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
Судом установлено, что оценка пенсионных прав истца осуществлена по пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ.
На основании ч. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии определяется по формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в ст. ст. 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 руб.).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ для лиц, проживавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Статьей 30 Закона № 173-ФЗ, установлено, что в случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру, районных коэффициентов для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
При расчете пенсии по старости стажевый коэффициент для женщин, имеющих общий трудовой стаж 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
Как следует из материалов пенсионного дела, общий трудовой стаж Юдиной Т.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил 26 лет 09 месяцев 5 дней (требуемый 25 лет), тогда как утверждение истца о том, что длительность ее общего трудового стажа составляла 28 лет 10 месяцев 5 дней, является несостоятельным.
Согласно сведениям содержащимся в трудовой книжке, работа Юдиной Т.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ год проходила в <адрес>, что также подтверждено справками о заработной плате за вышеуказанный период.
Информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от 19.05.2003 № 670-9, ПФ РФ от 09.06.2003 № 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» установлено, что Архангельск и подчиненные его администрации населенные пункты относятся к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,40.
Таким образом, отношение среднемесячного заработка за 1997-1999 гг. к среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный период составляет 1,556, в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ учитывается не свыше 1,4.
Пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ установлено, что в целях определения расчетного размера трудовой (страховой) пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
Также пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ перечислены периоды трудовой и иной деятельности, подлежащие включению в стаж. К таким периодам относится: периоды работы в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды творческой деятельности членов творческих союзов -писателей, художников, композиторов и т. д.; служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях; периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; периоды получения пособия по безработице и прочие, перечисленные в пункте 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ. При этом период обучения при определении расчетного размере трудовой пенсии по старости при такой оценке пенсионных прав, не подлежит включению, поскольку противоречит нормам п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
С учетом перечисленных норм, страховая часть пенсии Юдиной Т.В. на ДД.ММ.ГГГГ составляла 977,03 рублей, исходя из следующего расчета: (0,61 — стажевый коэффициент) х 1,4 (коэффициент по заработной плате) х 1671 (среднемесячная заработная плата в РФ) — 450 (размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ).
Страховая часть пенсии на ДД.ММ.ГГГГ с учетом проводимых индексаций составила 1277 рублей 09 копеек (977,03 рублей х 1,065 х 1,09 х 1,126), а размер фиксированной выплаты на ДД.ММ.ГГГГ составил 553 рублей 03 копеек.
Таким образом, общий размер пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составил 1830 рублей 12 копеек (1 277,09 рублей (страховая часть пенсии) + 553,03 (фиксированная выплата)).
При этом, поскольку Юдина Т.В. после ДД.ММ.ГГГГ продолжала трудовую деятельность, то страховая пенсия была увеличена за счет страховых взносов, начисляемых работодателем и проиндексированных на дату назначения пенсии и учтенных на индивидуальном лицевом счете.
В соответствии со статьей 30.1 Закона № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о признании утратившими силу (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд Социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования») с ДД.ММ.ГГГГ проведена валоризация - переоценка пенсионных прав, приобретенных до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 1 статьи 30.1. Закона № 173-ФЗ, сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 Закона № 173-ФЗ, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом в общий трудовой (страховой) стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Закона № 173-ФЗ. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.
С ДД.ММ.ГГГГ пенсионное обеспечение, в том числе и определение размера страховой пенсии по старости регулируется Законом № 400-ФЗ. Размер страховой пенсии по старости лицам, являющимися пенсионерами на дату вступления в силу Закона № 400-ФЗ, размер страховой пенсии по старости подлежал перерасчету.
Статьей 15 Закона № 400-ФЗ установлено, что размеры страховых пенсий по старости определяются по формуле:
СПст=ИПК+СПК
где СПст - размер страховой пенсии по старости;
ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Для исчисления размера страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона № 400-ФЗ необходимо определить индивидуальный пенсионный коэффициент (далее — ИПК).
В соответствии с п. 9 ст. 15 Закона № 400-ФЗ, величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:
ИПК=(ИПКс+ИПКн)
где ИПКс — индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г. Определяется ИПКс исходя из пенсионных прав до 01.01.2002 г. (стаж, заработок с учетом ст. 30 Закона № 173-ФЗ), суммы страховых взносов за 2002-2014 гг и продолжительности «нестраховых периодов» в соответствии с Федеральными законами от 21.03.2005 г. № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду РФ на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» и от 04.06.2011 г. № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»;
ИПКн — индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия оп инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца. ИПКн определяется как сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый календарный год за периоды и (или) иной деятельности, нестраховые периоды, имевшие место с 01.01.2015 г.
Более того, размер страховой части страховой (трудовой) пенсии определяется с учетом сумм страховых взносов, перечисленных в Пенсионный Фонд Российской Федерации за застрахованное лицо после 1 января 2002 года и пенсионных прав в денежном выражении до этой даты, преобразованных в расчетный пенсионный капитал согласно ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
Для исчисления ИПК в соответствии с п. 10 ст. 15 Закона № 400-ФЗ необходимо определить размер страховой части пенсии по старости без учета фиксированного базового размера по состоянию на 31.12.2014 г. по нормам Закона № 173-ФЗ.
С учетом вышеперечисленных показателей и проводимых индексаций по Постановлениям Правительства РФ, размер страховой части пенсии по старости без учета фиксированного базового размера Юдиной Т.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 7073,63 руб. (5485,83 руб. — проиндексированный на ДД.ММ.ГГГГ размер страховой части + 60,90 руб. - увеличение страховой части за счет страховых взносов + 1481,03 руб. — валоризация страховой части на ДД.ММ.ГГГГ + 46,34 руб. - нестраховые периоды ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет).
В соответствии с п. 10 ст. 15 Закона № 400-ФЗ, ИПК за периоды работы, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, составляет 110,353 (7073,63 руб. страховая часть пенсии без фиксированной выплаты/ 64,10 — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).
Размер фиксированной выплаты к пенсии в соответствии с п. 5 ст. 17 Закона № 400-ФЗ на ДД.ММ.ГГГГ составляет 5083,63 (повышение фиксированной выплаты на сумму, равную 30 процентам суммы существующей фиксированной выплаты в связи с работой в местностях, приравненных к района Крайнего Севера не менее 20 календарных лет).
С учетом вышеперечисленных показателей и проводимых индексаций ответчиком произведен соответствующий расчет, согласно которому размер пенсии истца на ДД.ММ.ГГГГ составлял 15 470 рублей 44 копеек, из которых 8992,67 — страховая часть, 6477,77 — фиксированная выплата.
При этом судом учитывается, что территориальные органы ПФР в соответствии со ст. 34 Закона № 400-ФЗ при оценке пенсионных прав и определения размера пенсии осуществляют расчет и по п. 3 и по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, впоследствии выбирая для пенсионера наиболее благоприятный вариант исчисления, в результате которого размер пенсии будет выше.
Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных доказательств позволяют признать верным произведенный ответчиком расчет пенсии, поскольку он выполнен по наиболее выгодному для истца варианту, т.к. итоговая сумма пенсии по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ превышает сумму, рассчитанную по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
По смыслу закона при назначении пенсии по старости учитываются два вида стажа: страховой стаж — при определении права на указанную пенсию и общий трудовой стаж — при проведении оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002г.
Закон № 4520-1 от 19.02.1993 года «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» содержит нормы, относящиеся к страховому стажу для определения права на указанную пенсию, при этом, дата возникновения права истцом не оспаривается, истец выражает несогласие с продолжительность общего трудового стажа при проведении оценки пенсионных прав застрахованного лица.
При этом Закон № 4520-1 в соответствии с Постановлением ВС РФ от 19.02.1993 г. № 4521-1 введен в действие с 01.06.1993 г. и не распространяется на правоотношения, действовавшие до его принятия.
Таким образом, доводы истца о произведении расчетов по пенсионному законодательству, не действовавшему в период приобретения права на пенсионное обеспечение, признаются судом несостоятельными, как и доводы о необходимости включения в общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истцом не предоставлено доказательств, свидетельствующих об установлении инвалидности вследствие заболевания, приобретенного в результате выполнения трудовых функций (профессиональное заболевание).
Сведений о том, что при назначении Юдиной Т.Ю. трудовой пенсии по старости пенсионным органом была допущена ошибка, в ходе судебного разбирательства добыто не было и доказательств тому стороной истца не представлено.
При имеющихся данных правовые основания для возложения на ответчика обязанности по производству перерасчета пенсии Юдиной Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, а потому возложение на ответчика такой обязанности не может быть признано законным и обоснованным.
Находя необоснованными исковые требования о взыскании компенсации морального вреда и отказывая Юдиной Т.В. в удовлетворении данной части иска, суд соглашается с доводами ответчика о том, что доказательств нарушения неимущественных прав истца виновными действиями (бездействием) пенсионного органа, или посягательства ответчика на принадлежащие истцу другие нематериальные блага, что в силу ст. 151 ГК РФ может являться основанием для взыскания денежной компенсации причиненного морального вреда, в рассматриваемых правоотношениях судом не установлено.
Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
В этой связи в удовлетворении иска Юдиной Т.В. надлежит отказать в полном объеме, поскольку заявленные ею требования лишены правовых оснований.
Доводы истца, входящие в противоречие с выводами суда, несостоятельны, поскольку основаны на неверной оценке фактических обстоятельств и неправильном толковании регулирующего спорные правоотношения законодательства.
Исходя из результата рассмотрения дела правовых оснований для возмещения истцу судебных расходов не имеется, а потому в удовлетворении требований о возмещении судебных расходов в размере 30 000 рублей на оплату услуг представителя Юдиной Т.В. также следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Юдиной Тамаре Валентиновне в удовлетворении иска к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ворошиловском районе Волгограда о возложении обязанности по производству перерасчета размера пенсии с 01 апреля 2003 года и о взыскании компенсации морального вреда, а также в удовлетворении требований о возмещении судебных расходов на оплату юридических (представительских) услуг в полном объеме отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 21 января 2019 года.
Председательствующий Т.Ю. Болохонова