Дело № 2а-3205/2021
УИД № 61RS0002-01-2021-008291-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года г. Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Барановой Н.В.,
с участием помощника судьи Моториной А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к Козаченко А.В. о взыскании страховых взносов
установил:
в обоснование указанного выше административного искового заявления Межрайонная ИФНС России № по <адрес> указала на то, что в адрес административного ответчика налоговым органом направлено требование от 16.01.2020г. № в котором должнику предложено уплатить предусмотренные действующим налоговым законодательством страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также пени, однако, требование налогового органа должником в добровольном порядке не исполнено. Налоговый орган в порядке ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации обратился к мировому судье с заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, однако, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка № Железнодорожного судебного района <адрес> вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с тем, что заявленные к налогоплательщику требования не являются бесспорными. На основании изложенного, указывая на то, что имеющаяся у административного ответчика недоимка по обязательным платежам не оплачена, ходатайствуя о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления, административный истец просит суд взыскать с налогоплательщика Козаченко А.В. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование: налог в размере 6 884 руб. за 2019г., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: налог в размере 29 354 руб. за 2019г, на общую сумму 36 238 рублей.
Представитель административного истца, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Административный ответчик Козаченко А.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещался судом по указанному в административном иске адресу места жительства.
Из полученной по запросу суда адресной справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что административный ответчик Козаченко А.В. зарегистрированным на территории <адрес> не значится.
В силу части 4 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.
Назначенный в порядке ст. 54 КАС РФ адвокат административного ответчика ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.
Выслушав в судебном заседании назначенного судом адвоката административного ответчика, исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводам об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователь обязан своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы налоговым органам.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование Налоговый кодекс РФ дополнен разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации».
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии со ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
На основании ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Из представленных в материалы дела письменных доказательств, в том числе выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, судом установлено, что административный ответчик Козаченко А.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, ввиду чего является плательщиком страховых взносов. ДД.ММ.ГГГГ прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в адрес административного ответчика налоговым органом направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование: налог в размере 6 884 руб. за 2019г., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: налог в размере 29 354 руб. за 2019г., сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12). Направление требования подтверждается реестром простых писем (л.д. 19).
Установив, что Козаченко А.В. не исполнил в добровольном порядке обязанность по уплате задолженности по страховым взносам, налоговый орган 02.07.2021г. обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № Железнодорожного судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по <адрес> отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа по взысканию с налогоплательщика Козаченко А.В. недоимки в связи с пропуском налоговым органом предусмотренного законом срока для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 9).
В статье 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате страховых взносов, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате страховых взносов, пеней, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Частью 6 ст. 289 КАС Российской Федерации определено, что в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
С учетом приведенных норм, с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по требованию от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, налоговый орган должен был обратиться в суд включительно до ДД.ММ.ГГГГ, между тем, с указанными административными исковыми требованиями налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пропуском предусмотренного законом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.
В силу части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В обоснование причин пропуска предусмотренного законом срока на обращение налогового органа в суд с данным административным исковым заявлением налоговый орган указал на сбой в специализированной программе в связи с ее обновлением.
Между тем, суд не может признать указанные административным истцом причины пропуска срока на обращение в суд с данным административным исковым заявлением уважительными, поскольку они не подтверждают отсутствие у налогового органа фактической возможности для обращения в суд с административным исковым заявлением в установленный законом срок, указанные административным истцом причины пропуска срока на обращение в суд с иском связаны с текущей деятельностью налоговой инспекции, а не с какими-то исключительными обстоятельствами, при этом налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и должна знать и соблюдать процессуальные правила обращения с иском в суд. Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на обращение в суд с административным иском в срок, установленный законом.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В случае установления факта пропуска административным истцом срока обращения в суд срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (ч. 5 статьи 138 КАС РФ).
Поскольку по приведенным выше мотивам, суд пришел к выводу, что административный истец пропустил срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, уважительных причин для восстановления пропущенного срока в данном случае судом не установлено, исковые требования Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области к Козаченко А.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование: налог в размере 6 884 руб. за 2019г., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: налог в размере 29 354 руб. за 2019г, на общую сумму 36 238 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Баранова
Мотивированный текст решения изготовлен 22.11.2021