Решение по делу № 12-360/2019 от 30.10.2019

Дело № 12-360/2019

УИД 21RS0016-01-2019-002183-82

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

13 декабря 2019 года                                п. Кугеси

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2019 года.

Судья Чебоксарского районного суда Чувашской Республики Антонова Н.Ю.,

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АО «Агрофирма «Ольдеевская» - Крайновой Д.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Агрофирма «Ольдеевская» (далее АО «Агрофирма Ольдеевская»), расположенного по адресу: 429960, Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Юраково, ул. Восточная, д. 10, ИНН/КПП 2116480078/211601001, ОГРН 1022102430327,

поступившие по жалобе АО «Агрофирма «Ольдеевская» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО1 от 22.10.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении АО «Агрофирма «Ольдеевская»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО1 от 22.10.2019 АО «Агрофирма «Ольдеевская» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с данным постановление АО «Агрофирма «Ольдеевская» подало на него жалобу, в которой просит изменить постановление, исключив из него указание на совершение заявителем по жалобе правонарушения предусмотренного             ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, уменьшить размер административного штрафа.

В обоснование жалобы указано, что постановление вынесено незаконно и необоснованно, назначенное административное наказание является несправедливым вследствие чрезмерной суровости. В нарушение ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ административным органом общество привлечено к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства его вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Кроме того, в поданной жалобе АО «Агрофирма «Ольдеевская» указала, что общество не имело умысла на загрязнение окружающей среды, правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушение прав и законных интересов граждан, общества или государства, причинение значительного ущерба либо наступление иных неблагоприятных последствий. Также указывает, что общество находится в тяжелом финансовом положении и оплата штрафа в указанном в постановлении размере повлечет неблагоприятные последствия для заявителя. Просит при вынесении решения по жалобе применить п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить штраф менее минимального размера административного штрафа.

В судебном заседании представитель АО «Агрофирма «Ольдеевская» Крайнова Д.В., поддержала жалобу в части применения п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении наказания и просила учесть, что АО «Агрофирма «Ольдеевская» испытывает финансовые трудности, деятельность Агрофирмы связана с сезонным характером производства, с 2009 года Агрофирма занимается реконструкцией и модернизацией производства исключительно за счет кредитных средств. Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток ссудной задолженности по кредиту в АО «Россельхозбанк» составляет <данные изъяты> рублей. В подразделениях ПАО Сбербанк Агрофирма также имеет более <данные изъяты> ссудной задолженности по кредитам.

С учетом изложенного просила при назначении наказания применить п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило.

Заслушав пояснения представителя юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным Водным кодексом РФ и другими федеральными законами.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и водных объектах, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Исходя из положений ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации, при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Согласно ч. 1 ст. 68 Водного кодекса РФ лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года                  № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Положениями абзаца 9 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая означает, что всякая планируемая деятельность является экологически опасной, то есть способна нанести вред окружающей среде.

В силу пункта 1 статьи 19 вышеуказанного Федерального закона нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения по ст. 7.6 КоАП РФ состоит, в том числе, в водопользовании с нарушением условий пользования водным объектом или его частью, выразившееся в несоблюдении требований документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении требований, установленных в области охраны водных объектов. Данные требования регулируются Водным кодексом Российской Федерации (далее - ВК РФ). При этом состав названного правонарушения законодатель связывает с возможным наступлением вредных последствий для водных объектов.

Таким образом, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ, касается нарушений выполнения условий документа, дающего право пользования водным объектом и может быть совершено даже без загрязнения водного объекта, а нарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.13 КоАП РФ, касается непосредственного воздействия на водный объект, в ходе которого может быть допущено его загрязнение, засорение, истощение.

В силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ принято решение о предоставлении водного объекта в пользование (далее – решение), на основании которого ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская» получила в пользование реку Кукшум для осуществления сброса сточных вод. При этом, согласно п. 12 ч. 2.3 раздела 2 Решения вода в реке Кукшум в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям: БПК – 2,10 мг/дм3, нефтепродукты – 0,05 мг/дм3, хлорид-анион – 300,00 мг /дм3, АСПАВ – 0,50 мг/дм3, нитрат-анион – 40,0 мг/дм3, нитрит-анион – 0,08 мг/дм3, сульфат-анион – 100,00 мг/дм3, аммоний-ион – 0,50 мг/дм3, фосфат-ион (по Р) – 0,2 мг/дм3, сухой остаток – 1 000 мг/дм3, взвешенные вещества - +0,25 к фону.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ -п Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике с целью проверки выполнения АО «Агрофирмы «Ольдеевская» предписания об устранении нарушений условий использования водного объекта, выявленных в результате проверки от ДД.ММ.ГГГГ , постановлено провести внеплановую выездную проверку общества.

10.10.2019 в отношении АО «Агрофирма «Ольдеевская» составлен протокол     об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ.

10.10.2019 в отношении АО «Агрофирма «Ольдеевская» составлен протокол      об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

На основании указанных протоколов вынесено постановление от 22.10.2019, которым юридическое лицо АО «Агрофирма «Ольдеевская» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных                 ст. 7.6, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Из постановления следует, что пользование водным объектом – р. Кукшум – АО «Агрофирма «Ольдеевская» осуществляет на основании решения от 6.07.2018 для сброса сточных, в том числе дренажных вод. Сброс поверхностных (дождевых и/или талых) сточных вод АО «Агрофирма «Ольдеевская» осуществляется после предварительной очистки на локальных механических и сорбционных очистных сооружениях (далее – ЛОС).

По результатам внеплановой выездной проверки, в рамках государственного контроля (надзора) специалистами Филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведен количественно-химический анализ сточных вод, сбрасываемых АО «Агрофирма «Ольдеевская» в поверхностный объект – р. Кукшум – после очистных сооружений до впадения в р. Кукшум, воды р. Кукшум в месте впадения сточных вод АО «Агрофирма «Ольдеевская», воды р. Кукшум выше и ниже от места впадения сточных вод в пределах 500 м.

Отбор проб производился трижды согласно протоколам отбора проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно проведенным количественно-химическим анализам воды от ДД.ММ.ГГГГ -Г, от ДД.ММ.ГГГГ -Г, от ДД.ММ.ГГГГ -Г выявлено нарушение АО «Агрофирма «Ольдеевская» п. 12 ч. 2.3 раздела 2 Решения: в составе сбрасываемых сточных вод после очистки на ЛОС содержатся загрязняющие вещества, не включенные в перечень допускаемых к сбросу загрязняющих веществ в составе сбрасываемых сточных вод: железо общее, цинк, кальций, натрий. Также АО «Агрофирма «Ольдеевская» осуществляет сброс поверхностных (дождевых и/или талых) сточных вод после ЛОС, не отвечающих установленным в Решении требованиям с превышением загрязняющих веществ. Таким образом, АО «Агрофирма «Ольдеевская» осуществляет сброс сточных вод после очистки на ЛОС с нарушением требований, установленных п. 12 ч. 2.3 раздела 2 Решения, то есть с нарушением установленных условий пользования поверхностным объектом – р. Кукшум, ответственность за которое предусмотрено ст. 7.6 КоАП РФ.

Кроме того, проведенной внеплановой проверкой поверхностных сточных вод после ЛОС АО «Агрофирма «Ольдеевская» в месте впадения в р. Кукшум, выявлено превышение концентраций загрязняющих веществ над установленными Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 об отверждении ПДК для рыбохозяйственных водоемов и Решением нормативами допустимого сброса по следующим компонентам: фосфаты, аммоний ион, нитрат ион, железо общее, цинк, кальций, которые могут повлечь загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов. Таким образом, АО «Агрофирма «Ольдеевская» осуществляет сброс в поверхностный водный объект – р. Кукшум – недостаточно очищенных поверхностных (дождевых и/или талых) сточных вод после очистки на ЛОС, расположенных на левом берегу р. Кукшум, то есть с нарушением установленных требований, предусмотренных ч. 4 ст. 35, п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 44, ст. 55, ч.ч. 4, 6 ст. 56, п. 1 ч. 6 ст. 60 ВК РФ, за которые предусмотрена ответственность по ч. 4       ст. 8.13 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения жалобы, судом не установлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем АО «Агрофирма «Ольдеевская» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требования, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водным кодексом РФ, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.6, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Совершение обществом правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 8.13 и               ст. 7.6 КоАП РФ, не может быть расценено в качестве совершения одного действия (бездействия), так как указанные нарушения являются разными противоправными деяниями. Так, статья 7.6 КоАП РФ законодателем отнесена к правонарушениям в сфере охраны собственности, а статья 8.13 КоАП РФ отнесена к правонарушениям в сфере охраны окружающей среды.

При этом нарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ, касается нарушений выполнения условий документа, дающего право пользования водным объектом и может быть совершено даже без загрязнения водного объекта, а нарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.13 КоАП РФ, касается непосредственного воздействия на водный объект, в ходе которого может быть допущено его загрязнение, засорение, истощение.

В связи с изложенным, доводы заявителя по жалобе в этой части признаются несостоятельными.

При рассмотрении дела об административном правонарушении каждое доказательство получило оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ на предмет его допустимости и достоверности, а все собранные по делу доказательства с точки зрения их достаточности для правильного разрешения дела.

В отношении доводов заявителя об уменьшения штрафных санкций, предъявленных АО «Агрофирма «Ольдееевская» органом Росприроднадзора по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Постановлением от 22.10.2019 установлено смягчающее наказание обстоятельство – признание вины лицом, совершившим правонарушение. Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено, сведения о таковых в административном производстве отсутствуют.

Согласно справке ПАО Сбербанк от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Агрофирма «Ольдеевская» имеет ссудную задолженность в подразделениях банка по кредитным договорам.

Из копии письма Чувашского РФ АО «Россельхозбанк» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что на ДД.ММ.ГГГГ остаток ссудной задолженности по кредиту составляет <данные изъяты> руб. Общая сумма погашений основного долга, процентов и комиссий по кредитным договорам за 11 месяцев 2019 года составляет <данные изъяты> руб.

Согласно бухгалтерской справке от ДД.ММ.ГГГГ АО «Агрофирма «Ольдеевская» является сельскохозяйственным предприятием по производству: овощной продукции закрытого грунта – 80 % в структуре выручки; молока цельного сырого – 20 % в структуре выручки. Деятельность агрофирмы по производству овощной продукции связана с сезонным характером производства. Овощеводство защищенного грунта является одной из энергоемких отраслей сельского хозяйства (большое потребление газа и электроэнергии для производства огурцов и томатов). С 2009 года агрофирма занимается реконструкцией и модернизацией производства за счет кредитных средств. В 2019 году из-за погодных условий произошло снижение производства и выручка на 25,7 %. В настоящее время агрофирма находится в нестабильном финансовом состоянии.

С учетом характера совершенного правонарушения, вида производственной деятельности юридического лица, судом усматривается, что назначенное обществу административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, является несоразмерным конкретным нарушениям, совершенных обществом, и может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.

Принимая во внимание финансовое положение предприятия, с учетом принципов справедливости и соразмерности, считаю возможным снизить размер штрафа до 75 000 рублей.

Пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Таким образом, суд приходит к выводу, что постановление о назначении административного наказания подлежит изменению в части назначенного наказания.

В остальной части обжалуемое постановление отмене или изменению не подлежит.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ФИО1 от 22.10.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Агрофирма «Ольдеевская» изменить, назначить наказание в соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья                                    Н.Ю. Антонова

12-360/2019

Категория:
Административные
Ответчики
Акционерное общество "Агрофирма "Ольдеевская"
Суд
Чебоксарский районный суд Чувашии
Судья
Антонова Наталья Юрьевна
Статьи

7.6

8.13

Дело на странице суда
cheboksarsky.chv.sudrf.ru
31.10.2019Материалы переданы в производство судье
31.10.2019Истребованы материалы
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее