Решение по делу № 2-3221/2020 от 06.07.2020

Дело № 2-3221/2020

УИД 18RS0003-01-2019-003887-02

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 октября 2020 года                         г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего             Кузнецовой Н.В.,

при секретаре                     Пономаревой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касаткиной И.Л. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,

УСТАНОВИЛ:

Касаткина И.Л. обратилась в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее по тексту – Минстрой УР) о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат, обосновав требования тем, что поставлена на учет и внесена в сводный список как лицо, выехавшее из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании Закона РФ от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ, постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №153 и документов, представленных ответчиком, не с момента обращения в 2006 году, а лишь в 2014 году. Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено, что граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищной субсидии в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан. По сообщению Минстроя по Удмуртской Республике решение о формировании списков осуществляют органы местного самоуправления в той хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Она ежегодно обращается с заявлениями о выдаче сертификата, но по настоящее время он ей не предоставлен. Просит признать за ней право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как лица, имеющего право на получение государственного жилищного сертификата во вторую очередь, как пенсионера; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики в 2019 за счет средств федерального бюджета на 2019 в установленном порядке выделить государственный жилищный сертификат Касаткиной И.Л., включая члена семьи – сына Касаткина И.А. для приобретения жилого помещения из расчета не менее 41 кв.м.

Определением суда от 22 октября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация МО «Глазовский район» (л.д. 52).

Определением суда от 11 августа 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Касаткин И.А. (л.д. 141).

В судебное заседание истец Касаткина. И.Л. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело без ее участия (л.д.133).

Ответчик Минстрой УР в судебное заседание своего представителя не направил, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Третьи лица Касаткин И.А. и Администрация МО «Глазовский район» в судебное заседание не явились, будучи уведомленными о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчиком представлены возражения на исковое заявление Касаткиной И.Л. (л.д.79-81), в которых указано следующее. Участие в подпрограмме «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. №1710 является добровольным, что предполагает согласие лиц, пожелавших стать участником подпрограммы с условиями ее реализации. Право истца на участие в подпрограмме подтверждено постановлением администрации МО «Глазовский район» <данные изъяты> которым истец и ее сын Касаткин И.А. признаны участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий – 02.06.2014. Правилами предусмотрен определенный порядок формирования списков граждан–участников подпрограммы и подготовки выпуска сертификатов, который носит обязательный характер. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Таким образом, дата постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий влияет на очередность предоставления социальной выплаты, право на которую удостоверяется сертификатом и, соответственно, на очередность выдачи сертификата. В утвержденном заместителем министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики 26.08.2019 сводном списке граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2020 году, истец значится под № 14 с датой постановки на учет 02.06.2014. Истец не является первой в этом списке, поэтому возложение на Минстрой обязанности выделить государственный жилищный сертификат Касаткиной И.Л., включая члена семьи – сына Касаткина Игоря Анатольевича для приобретения жилого помещения, без соблюдения установленного законом порядка выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов и без соблюдения очередности противоречит закону, нарушает права иных лиц, принятых на учет ранее Касаткиной И.Л.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. №879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение).

Из материалов гражданского дела следует и установлены судом следующие обстоятельства.

Истец Касаткина И.Л. с сыном Касаткиным И.А. проживала в г. Вуктыл Республики Коми, имеет трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 18 лет 4 мес. 08 дней, состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по месту жительства – администрации муниципального района «Вуктыл» Республики Коми. 14.08.2014 постановлением <данные изъяты> руководителя администрации муниципального района «Вуктыл» снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 47).

На основании заявления Касаткиной И.Л. от 18.02.2002 постановлением администрации г. Глазова <данные изъяты> истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.

Постановлением главы администрации г. Глазова <данные изъяты> Касаткина И.Л. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом в другое муниципальное образование.

На дату принятия муниципальным образованием решения о снятии истца с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, Касаткина И.Л. была зарегистрирована по адресу: <адрес> (с 10.03.2004 по 21.08.2006), что подтверждается соответствующей записью о регистрации в паспорте, и являлась собственником данного жилого помещения (квартиры площадью 30,7 кв. м) на основании договора купли-продажи <данные изъяты> в период с 07.03.2003 по 25.08.2006.

На основании заявления Касаткиной И.Л. от 07.05.2014 постановлением администрации г. Глазова <данные изъяты> истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 66).

Указанные обстоятельства следуют из объяснений сторон, подтверждаются соответствующими письменными доказательствами и сторонами, по существу, не оспариваются. Указанные обстоятельства установлены апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским дела ВС УР от 17 августа 2020 по иску Касаткиной И. Л. к администрации муниципального образования «Глазовский район» о признании решения об отказе признания и включения права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с момента первого обращения незаконным, возложении обязанности по включению в список граждан на получение сертификата с очередностью первичного обращения,

Решением Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 15 мая 2020 года Исковые требования Касаткиной И. Л. к администрации муниципального образования «Глазовский район» о признании решения об отказе признания и включения права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с момента первого обращения незаконным; обязании администрации МО «Глазовский район» включить в сформированный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом 2020 году с разбивкой по категориям граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – пенсионер во вторую очередь, с очередностью первичного обращения были оставлены без удовлетворения.

Глазовским районным судом Удмуртской Республики было установлено, что в 2002 году Касаткина И.Л. поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера; в 2006 году снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом в другое муниципальное образование.

Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья предусмотрен пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее Положение).

К данным основаниям, в частности, относятся: выезд в другую местность на постоянное место жительства, приобретение (строительство) жилья в других субъектах Российской Федерации, изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета.

Согласно пункту 20 названного Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

Пунктом 22 указанного Положения предусмотрено, что в случае, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.

Таким образом, наличие постоянного места жительства в данной местности и отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются обязательными условиями возникновения права на получение жилищной субсидии. При этом, снятие гражданина с учета является не правом, а обязанностью соответствующего органа.

По смыслу приведенных норм граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.

Установленные апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским дела ВС УР от 17 августа 2020 обстоятельства свидетельствуют о том, что истец Касаткина И.Л. на момент снятия в 2006 году ее с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья перестала отвечать критериям, позволяющим претендовать на предоставление жилищного сертификата, и утратила право состоять на соответствующем учете. Указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора в силу положений ч.3 ст.61 ГПК РФ.

В утвержденном заместителем министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики 26.08.2019 сводном списке граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2020 году, истец значится под № 14 с датой постановки на учет 02.06.2014. Таким образом, право истца на участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» ответчиком не оспаривается, права истца в этой части не нарушены, поэтому в этой части иск не подлежит удовлетворению.

В отношении требования о возложении обязанности предоставить сертификат, суд отмечает, что истец не является первой в этом списке, поэтому возложение на Минстрой обязанности выделить государственный жилищный сертификат Касаткиной И.Л., включая члена семьи – сына Касаткина И.А. для приобретения жилого помещения, без соблюдения установленного законом порядка выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов и без соблюдения очередности противоречит закону, нарушает права иных лиц, принятых на учет ранее Касаткиной И.Л. Кроме того, В силу требований п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение суда должно быть исполнимым. Требование Касаткиной И.Л. о предоставлении сертификата в 2019 является не исполнимым, а уточнения иска в этой части от истца не поступили.

руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л

Иск Касаткиной И.Л. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат оставить без удовлетворения в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд УР через Октябрьский районный суд г.Ижевска.

Решение в окончательной форме вынесено 09 октября 2020 года.

Председательствующий судья      Н.В. Кузнецова

2-3221/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Касаткина Инна Леонидовна
Ответчики
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР
Другие
Администрация МО "Глазовский район"
Касаткин Игорь Анатольевич
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Кузнецова Наталья Викторовна
Дело на странице суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
06.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
06.07.2020Передача материалов судье
08.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2020Судебное заседание
07.10.2020Судебное заседание
09.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее