Дело № 2-3221/2020
УИД 18RS0003-01-2019-003887-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2020 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего Кузнецовой Н.В.,
при секретаре Пономаревой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касаткиной И.Л. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
Касаткина И.Л. обратилась в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (далее по тексту – Минстрой УР) о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат, обосновав требования тем, что поставлена на учет и внесена в сводный список как лицо, выехавшее из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на основании Закона РФ от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ, постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. №153 и документов, представленных ответчиком, не с момента обращения в 2006 году, а лишь в 2014 году. Федеральным законом от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено, что граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищной субсидии в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан. По сообщению Минстроя по Удмуртской Республике решение о формировании списков осуществляют органы местного самоуправления в той хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Она ежегодно обращается с заявлениями о выдаче сертификата, но по настоящее время он ей не предоставлен. Просит признать за ней право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» как лица, имеющего право на получение государственного жилищного сертификата во вторую очередь, как пенсионера; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики в 2019 за счет средств федерального бюджета на 2019 в установленном порядке выделить государственный жилищный сертификат Касаткиной И.Л., включая члена семьи – сына Касаткина И.А. для приобретения жилого помещения из расчета не менее 41 кв.м.
Определением суда от 22 октября 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация МО «Глазовский район» (л.д. 52).
Определением суда от 11 августа 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Касаткин И.А. (л.д. 141).
В судебное заседание истец Касаткина. И.Л. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело без ее участия (л.д.133).
Ответчик Минстрой УР в судебное заседание своего представителя не направил, будучи уведомленным о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Третьи лица Касаткин И.А. и Администрация МО «Глазовский район» в судебное заседание не явились, будучи уведомленными о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчиком представлены возражения на исковое заявление Касаткиной И.Л. (л.д.79-81), в которых указано следующее. Участие в подпрограмме «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. №1710 является добровольным, что предполагает согласие лиц, пожелавших стать участником подпрограммы с условиями ее реализации. Право истца на участие в подпрограмме подтверждено постановлением администрации МО «Глазовский район» <данные изъяты> которым истец и ее сын Касаткин И.А. признаны участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий – 02.06.2014. Правилами предусмотрен определенный порядок формирования списков граждан–участников подпрограммы и подготовки выпуска сертификатов, который носит обязательный характер. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Таким образом, дата постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий влияет на очередность предоставления социальной выплаты, право на которую удостоверяется сертификатом и, соответственно, на очередность выдачи сертификата. В утвержденном заместителем министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики 26.08.2019 сводном списке граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2020 году, истец значится под № 14 с датой постановки на учет 02.06.2014. Истец не является первой в этом списке, поэтому возложение на Минстрой обязанности выделить государственный жилищный сертификат Касаткиной И.Л., включая члена семьи – сына Касаткина Игоря Анатольевича для приобретения жилого помещения, без соблюдения установленного законом порядка выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов и без соблюдения очередности противоречит закону, нарушает права иных лиц, принятых на учет ранее Касаткиной И.Л.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. №879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее Положение).
Из материалов гражданского дела следует и установлены судом следующие обстоятельства.
Истец Касаткина И.Л. с сыном Касаткиным И.А. проживала в г. Вуктыл Республики Коми, имеет трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 18 лет 4 мес. 08 дней, состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по месту жительства – администрации муниципального района «Вуктыл» Республики Коми. 14.08.2014 постановлением <данные изъяты> руководителя администрации муниципального района «Вуктыл» снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 47).
На основании заявления Касаткиной И.Л. от 18.02.2002 постановлением администрации г. Глазова <данные изъяты> истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Постановлением главы администрации г. Глазова <данные изъяты> Касаткина И.Л. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом в другое муниципальное образование.
На дату принятия муниципальным образованием решения о снятии истца с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, Касаткина И.Л. была зарегистрирована по адресу: <адрес> (с 10.03.2004 по 21.08.2006), что подтверждается соответствующей записью о регистрации в паспорте, и являлась собственником данного жилого помещения (квартиры площадью 30,7 кв. м) на основании договора купли-продажи <данные изъяты> в период с 07.03.2003 по 25.08.2006.
На основании заявления Касаткиной И.Л. от 07.05.2014 постановлением администрации г. Глазова <данные изъяты> истец признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 66).
Указанные обстоятельства следуют из объяснений сторон, подтверждаются соответствующими письменными доказательствами и сторонами, по существу, не оспариваются. Указанные обстоятельства установлены апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским дела ВС УР от 17 августа 2020 по иску Касаткиной И. Л. к администрации муниципального образования «Глазовский район» о признании решения об отказе признания и включения права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с момента первого обращения незаконным, возложении обязанности по включению в список граждан на получение сертификата с очередностью первичного обращения,
Решением Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 15 мая 2020 года Исковые требования Касаткиной И. Л. к администрации муниципального образования «Глазовский район» о признании решения об отказе признания и включения права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с момента первого обращения незаконным; обязании администрации МО «Глазовский район» включить в сформированный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом 2020 году с разбивкой по категориям граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей – пенсионер во вторую очередь, с очередностью первичного обращения были оставлены без удовлетворения.
Глазовским районным судом Удмуртской Республики было установлено, что в 2002 году Касаткина И.Л. поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера; в 2006 году снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выездом в другое муниципальное образование.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья предусмотрен пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года №879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее Положение).
К данным основаниям, в частности, относятся: выезд в другую местность на постоянное место жительства, приобретение (строительство) жилья в других субъектах Российской Федерации, изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 20 названного Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Пунктом 22 указанного Положения предусмотрено, что в случае, если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Таким образом, наличие постоянного места жительства в данной местности и отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются обязательными условиями возникновения права на получение жилищной субсидии. При этом, снятие гражданина с учета является не правом, а обязанностью соответствующего органа.
По смыслу приведенных норм граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
Установленные апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским дела ВС УР от 17 августа 2020 обстоятельства свидетельствуют о том, что истец Касаткина И.Л. на момент снятия в 2006 году ее с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья перестала отвечать критериям, позволяющим претендовать на предоставление жилищного сертификата, и утратила право состоять на соответствующем учете. Указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора в силу положений ч.3 ст.61 ГПК РФ.
В утвержденном заместителем министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики 26.08.2019 сводном списке граждан-участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подтвердивших свое участие в указанной ведомственной целевой программе в 2020 году, истец значится под № 14 с датой постановки на учет 02.06.2014. Таким образом, право истца на участие в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» ответчиком не оспаривается, права истца в этой части не нарушены, поэтому в этой части иск не подлежит удовлетворению.
В отношении требования о возложении обязанности предоставить сертификат, суд отмечает, что истец не является первой в этом списке, поэтому возложение на Минстрой обязанности выделить государственный жилищный сертификат Касаткиной И.Л., включая члена семьи – сына Касаткина И.А. для приобретения жилого помещения, без соблюдения установленного законом порядка выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов и без соблюдения очередности противоречит закону, нарушает права иных лиц, принятых на учет ранее Касаткиной И.Л. Кроме того, В силу требований п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение суда должно быть исполнимым. Требование Касаткиной И.Л. о предоставлении сертификата в 2019 является не исполнимым, а уточнения иска в этой части от истца не поступили.
руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л
Иск Касаткиной И.Л. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат оставить без удовлетворения в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд УР через Октябрьский районный суд г.Ижевска.
Решение в окончательной форме вынесено 09 октября 2020 года.
Председательствующий судья Н.В. Кузнецова