Дело № 2а-1022/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2018 года, г. Добрянка
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дьяченко М.Ю.
при секретаре Коуровой Ж.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Пермскому краю к Золотареву Юрию Васильевичу о взыскании налога, пени,
установил:
Административный истец обратился в суд к административному ответчику с административным иском о взыскании недоимки на общую сумму 4450 руб. 19 коп., в том числе: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог в размере 69 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог в размере 4362 руб., пеня в размере 19 руб. 19 коп.. Свои требования административный истец мотивирует тем, что Золотарев Ю.В. является плательщиком земельного налога. В адрес налогоплательщика были направлены уведомления о необходимости произвести уплату земельного налога с физических лиц за 2016 год по сроку уплаты до 01.12.2017г. в сумме 195480 руб., за 2014 год по сроку уплаты 01.10.2015 г. в сумме 69 руб. В установленный законодательством срок земельный налог за 2014,2016 годы уплачен частично. В соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ налогоплательщику были направлены требования, которые в установленные сроки не исполнены. В порядке 17.1, 123.1 КАС РФ, п.1 ст.23, ст. 31, п.1 ст. 48 НК РФ Инспекция обращалась в мировой суд судебного участка № 3 Добрянского судебного района Пермского края с заявлением о вынесении судебного приказа. 29.05.2018г. вынесено определение мирового судьи судебного участка №3 Добрянского судебного района Пермского края об отмене судебного приказа. На день составления заявления вышеуказанная задолженность административным ответчиком не уплачена.
Административный истец в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебном заседании от 30.08.2018г. административный иск не признал, пояснив, что до 2016 года он платил все налоги. Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.05.2017г. он признан несостоятельным (банкротом). Финансовым управляющим назначен арбитражный управляющий Потрачков А.В., поэтому все обязательства по уплате задолженности по налогам должны быть адресованы к нему, рассмотрены в Арбитражном суде Пермского края.
Представитель административного ответчика финансовый управляющий Потрачков А.В. в судебное заседание не явился, предоставил письменные возражения, согласно которым решением Арбитражного суда Пермского края от 10.05.2017г. Золотарев Ю.В. признан несостоятельным (банкротом), поэтому распоряжаться своим имуществом должник сам не может. Все сделки на получение или отчуждение имущества, должны проходить через финансового управляющего. Считает, что МИФНС №19 по Пермскому краю должна обратиться с настоящим административным иском к Золотареву Ю.В. в Арбитражный суд Пермского края, в связи с чем производство подлежит прекращению.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные административным истцом требования, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
В силу ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Из материалов дела следует, что административный ответчик Золотарев Ю.В. является (являлся) собственником следующего имущества: земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 1195, дата регистрации права 31.12.1997г, дата утраты права 25.12.2012г.; земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 199, дата регистрации права 19.11.2009г., дата утраты права 26.10.2015г., земельного участка по адресу<адрес>,, с <адрес>, с кадастровым номером № площадью 82000, дата регистрации права 13.03.2012г.; земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>,, с Насадка, урочище "Грачи", с кадастровым номером № площадью 82000, дата регистрации права 13.03.2012г.; земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером № площадью 14000, дата регистрации права 10.04.2008г.; земельного участка по адресу; <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 14000, дата регистрации права 13.03.2012г.; земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером № площадью 1558, дата регистрации права 13.03.2012г.; земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, д. <адрес>, с кадастровым номером № площадью 4723, дата регистрации права 13.03.2012г.; земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 7719, дата регистрации права 13.03.2012г.; земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером № площадью 2400, дата регистрации права 19.11.2007г., дата утраты права 27.08.2013г.; земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> с кадастровыми номерами № площадью 1200, дата регистрации права 27.08.2013г., дата утраты права 27.08.2013г.; земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером № площадью 1200, дата регистрации права 27.08.2013 г., дата утраты права 21.07.2014г.; земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> с кадастровым номером № площадью 36347, дата регистрации права 24.01.2008г.; земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером №, площадью 45653, дата регистрации права 24.01.2008г.; земельного участка по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> с кадастровым номером №, площадью 14000, дата регистрации права 24.01.2008г.; земельного участка по адресу: 617407, Россия, <адрес>, <адрес>", с кадастровым номером № площадью 82000, дата регистрации права 10.04.2008г.
В соответствии со ст.85 НК РФ органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в Инспекцию были предоставлены следующие сведения об объектах недвижимости, принадлежащих (принадлежавших) налогоплательщику.
Согласно п. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении указанных объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.
Статьей 403 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Согласно ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
По п.1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
На основании п. 4 ст. 391 НК РФ, налоговая база для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Налоговой базой в соответствии со ст. 390 ПК РФ является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ.
Решением Думы Добрянского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края от 24 марта 2016 г. №316 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении Положения о порядке уплаты земельного налога на территории Добрянского городского поселения Пермского края» установлены сроки уплаты и ставки земельного налога в следующих размерах:
0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасносности и таможенных нужд;
1,5 процента в отношении прочих земельных участков;
1,0 процента в отношении земельных участков, занятых индивидуальными гаражами и гаражными кооперативами.
В соответствии со ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Инспекцией в порядке ст. 52 НК РФ, п.1 ст.362 НК РФ, ст.22, 23 Закона было направлено уведомление № 50316297 о начислении земельного налога за 2016 год по сроку уплаты до 01.12.2017г. в сумме 195480 руб., за 2014 год по сроку уплаты 01.10.205г. в сумме 69 руб.. В установленный срок земельный налог за 2014, 2016 года административным ответчиком Золотаревым Ю.В. уплачены частично.
В соответствии со ст. 69,70 НК РФ, в адрес Золотарева Ю.В. были отправлены заказными письмами требование №40020 от 08.102015г, требование № 6959 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 18.12.2017 год, со сроком исполнения до 19.01.2018г..
В силу статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
03.05.2018г. на основании заявления ИФНС РФ по г.Добрянке Пермского края и.о. мирового судьи судебного участка №3 мирового судьи судебного участка №1 Добрянского судебного района Пермского края вынесен судебный приказ №2а-1047/18 о взыскании с Золотарева Ю.В. в пользу ИФНС России по г.Добрянке Пермского края задолженности по налогам в размере 4450 руб. 19 коп., а также госпошлину в размере 200 руб. в доход местного бюджета.
29.05.2018г. определением и.о. мирового судьи судебного участка №3 мирового судьи судебного участка №1 Добрянского судебного района Пермского края отменен судебный приказ №2а-1047/18 о взыскании с Золотарева Ю.В. в пользу ИФНС России по г.Добрянке Пермского края задолженности по налогам в размере 4450 руб. 19 коп., а также госпошлины в размере 200 руб. в доход местного бюджета.
Судом установлено, что на основании Решения Арбитражного суда Пермского края от 10.05.2017г. по делу № А50-8691/2017 Золотарев Ю.В. признан несостоятельным (банкротом). Финансовым управляющим назначен арбитражный управляющий Потрачков А.В..
Доводы административного ответчика Золотарева Ю.В., финансового управляющего Потрачков А.В. о том, что требования МИФНС №19 по Пермскому краю о взыскании с Золотарева Ю.В. задолженности по налогам, пени подлежат рассмотрению в Арбитражном суде Пермского края, так как административный ответчик признан банкротом, поэтому все требования о взыскании налогов и пени могут быть предъявлены только в ходе процедуры банкротства, являются необоснованными.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 10.05.2017г. по делу № А50-8691/2017 Золотарев Ю.В. признан несостоятельным (банкротом) с введением в отношении него процедуры реализации имущества сроком на пять лет. Финансовым управляющим назначен арбитражный управляющий Потрачков А.В..
Согласно определения Арбитражного суда Пермского края от 06.08.2018г. по делу № А50-8691/2017 продлен срок процедуры реализации имущества Золотарева Ю.В. на срок два месяца. Судебное заседание для рассмотрения вопроса о завершении процедуры банкротства или продление ее срока назначено на 04.10.2018г.
В соответствии с п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ налоговая обязанность для физического лица прекращается с уплатой налогов и сборов налогоплательщиком либо со смертью физического лица - налогоплательщика или объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ.
Таких оснований прекращения обязанности по уплате земельного налога как объявление физического лица, банкротом не предусмотрено.
Исходя из положений ст. ст. 2, 5 Федерального закона N 127-ФЗ от 26 октября 2002 года "О несостоятельности (банкротстве)" налоги и пени за неисполнение обязанности по уплате налогов для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом, кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
Аналогичные положения содержатся и в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы; возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен.
Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога.
По смыслу приведенных выше норм права, применительно к обязательным (налоговым) платежам ориентиром по разделению реестровых и текущих платежей является дата окончания соответствующего налогового периода.
Дата возникновения у административного ответчика обязанности по уплате указанных налогов относится к периоду возникновения у него текущей задолженности, образованной после возбуждения производства по делу о банкротстве.
Обязательство по уплате обязательных платежей у Золотарева Ю.В. возникло 09.09.2017г., то есть после принятия заявления о признании его банкротом (05.04.2017г.) и вынесения решения Арбитражным судом Пермского края о признании Золотарева Ю.В. несостоятельным (банкротом) – 02.05.2017г..
Таким образом, задолженность по уплате взыскиваемых налогов является не реестровой задолженностью, а относится к текущим платежам.
На основании изложенного, позиция стороны административного ответчика о невозможности взыскания в судебном порядке задолженности по налогам вне процедуры банкротства является ошибочной.
В соответствии с п. 2 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель - на основании статей 57, 71 (пункты "в", "ж", "з", "о"), 72 (пункты "б", "и" части 1), 75 (часть 3) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации - устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года N 9-П по делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации).
Возможность установления мер государственного принуждения в отношении налогоплательщиков вытекает из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в названных ею целях ограничения конституционных прав и свобод федеральным законом. В качестве одной из таких мер Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает требование об уплате налога, которое представляет собой направляемое налогоплательщику, не исполнившему обязанность по уплате налога, письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту сумму и соответствующие пени (пункт 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ).
Порядок и сроки направления указанного требования налогоплательщику установлены статьями 69 и 70 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ определено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 8 названной статьи правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов и налоговым агентам.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В случае неуплаты налогоплательщиком налога в установленные законом сроки для него наступают неблагоприятные последствия в виде обязанности уплаты пени (ст. 75 НК РФ).
Согласно ст. 75 НК РФ пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Предусмотренный названной статьей способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов в виде взыскания пеней применяется к налоговому агенту в случае образования у него недоимки, то есть возникновения задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога.
Анализируя представленные доказательства в совокупности с приведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу о том, что в установленный законодательством срок Золотарев Ю.В. не произвел уплату земельного налога за 2014, 2016 год в связи, с чем образовалась недоимка.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлена справка о состоянии расчетов, расчеты задолженности по налогам и пени, расчет пени.
Оценив представленные доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что расчет недоимки и пени по земельному налогу произведен административным истцом в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно п. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Таким образом, анализируя представленные суду доказательства в совокупности с нормами права, суд считает возможным удовлетворить требования МИФНС №19 по Пермскому краю в полном объеме, а именно, взыскать с Золотарева Ю.В. недоимку на общую сумму 4450 руб. 19 коп..
Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Учитывая, что в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ МИФНС России №19 по Пермскому краю освобождена от уплаты госпошлины, с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 400 руб. в доход бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Пермскому краю удовлетворить.
Взыскать с Золотарева Юрия Васильевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Пермскому краю недоимку на общую сумму 4450 руб. 19 коп., в том числе: земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог в размере 69 руб.; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог в размере 4362 руб., пеня в размере 19 руб. 19 коп.
Взыскать с Золотарева Юрия Васильевича в доход бюджета государственную пошлину в сумме 400 руб..
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд Пермского края в течение месяца со дня его вынесения.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья М.Ю. Дьяченко
Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2018 года.
Подлинник решения подшит в деле № 2а-1022/2018. Административное дело
№ 2а-1022/2018 находится в производстве Добрянского районного суда Пермского края.