Решение по делу № 2-5452/2024 от 22.05.2024

Дело № 2-5452/2024

УИД 59RS0007-01-2024-005609-81

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 октября 2024 года                                                                                         г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,

при секретаре Костаревой А.А.

с участием представителя истца Белолипецкой Л.А.,

представителя ответчика Булычевой И.Л.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреева В. К. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л :

Андреев В.К. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что является получателем страховой пенсии по старости. При обращении с заявлением о назначении пенсии истцом представлена трудовая книжка, записи в которой внесены последовательно с соблюдением нумерации, трудовая книжка заверена печатью организации и подписью начальника отдела кадров, каких-либо исправлений, неточностей, противоречий нет. Также им представлены справки о стаже. Между тем, при назначении пенсии, ответчиком не включен в его страховой стаж период работы в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения на курсах по направлению работодателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены ответчиком как периоды учебы. Истец считает, что расчет пенсии произведен неверно, ответчику следует включить в страховой стаж указанные периоды.

На основании изложенного, истец просит суд обязать ОСФР по Пермскому краю произвести перерасчет пенсии с учетом периодов работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов курсов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как периодов работы с даты назначения пенсии – с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Его представитель в судебном заседании на требованиях настаивала, доводы, изложенные в заявлении, поддержала.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, представила возражения на иск, согласно которому истец является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ. Конвертация пенсионных прав истца произведена согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ. Период работы в СУ Одесской атомной электростанции с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подтвержден документами, которые подтверждают работу на территории другого государства (с ДД.ММ.ГГГГ) компетентным учреждением (органом) государства участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ приняты ответчиком в качестве периода учебы на основании сведений, содержащихся в справке <данные изъяты>

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, пришел к следующему.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.

В силу части 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с частью 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В силу части 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации к числу таких договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Российская Федерация и Украина являются государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Согласно статьям 1, 6 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.

В соответствии со статьей 5 данное Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В силу ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения (пункт 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992).

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (статья 11 Соглашения от 13.03.1992).

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).

Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992 приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).

Согласно пункту 10 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее Правила № 1015), периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы, либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.

Согласно пункту 11 Правил № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозника, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (пункт 59 Правил № 1015).

Согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 (далее по тексту Инструкция о порядке ведения трудовых книжек) и действующей в спорный период времени (пункт 2.13.) в графе 3 раздела «Сведения о работе» в виде заголовка пишется полное наименование предприятия. Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу. В графе 3 пишется: «Принят или назначен в такой-то цех, отдел, подразделение, участок, производство» с указанием их конкретного наименования, а также наименования работы, профессии или должности и присвоенного разряда.

Запись об увольнении в трудовой книжке работника производится с соблюдением следующих правил: в графе 1 ставится порядковый номер записи; в графе 2 - дата увольнения; в графе 3 - причина увольнения; в графе 4 указывается, на основании чего внесена запись, - приказ (распоряжение), его дата и номер (Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, п. 2.26).

Согласно пункту 4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.

Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Андреев В.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин Российской Федерации, обратился в УПФР в <адрес> края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (л.д. 26-28).

Вместе с заявлением им представлена трудовая книжка, военный билет, диплом, справки о стаже, заработной плате и переименовании Управления строительства Одесской ТЭЦ за периоды работы и учебы (л.д. 9-10, 11-16, 29-33, 34, 35, 36-39).

Решением УПФР в <адрес> края Андрееву В.К. с ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по старости на основании ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (л.д. 50).

В дальнейшем Андрееву В.К. ежегодно производился перерасчёт и индексация размера страховой пенсии (л.д. 50-58).

Оценка пенсионных прав Андреева В.К. произведена ответчиком в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ, как наиболее выгодный вариант (л.д. 40-49, 59-63), что истцом не оспаривается.

Страховой стаж истца в целях определения права на страховую пенсию по старости с учетом ранее действующего законодательства (периодов учебы и службы армии по призыву в двойном размере) составил <данные изъяты>

Страховой (общий трудовой) стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в целях конвертации пенсионных прав составил <данные изъяты>

Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был исключен и стажа, поскольку не подтвержден компетентным учреждением (органом) государства, на территории которого стаж и заработок приобретены.

Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтены ответчиком как учеба.

Истец обращался к ответчику за получением разъяснений по поводу расчета размера своей пенсии, в ответе ОСФР по Пермскому краю Андрееву В.К. было разъяснено, что оснований для включения в стаж спорных периодов работы не имеется (л.д. 7).

Перерасчет пенсии по указанному заявлению произведен не был, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

Судом также установлено, что трудовая книжка на имя Андреева В.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 9-10), содержит дату заполнения «ДД.ММ.ГГГГ», признаков исправления на титульном листе не имеется.

Как следует из записей о работе в трудовой книжке по спорным периодам работы на территории Украины истец:

- ДД.ММ.ГГГГ принят <данные изъяты> (приказ № К-52 от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты> (приказ -К от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ зачислен <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ по окончании курсов присвоена <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты> (приказ -К от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ направлен в <данные изъяты> (приказ -К от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты> (приказ К «а»);

- ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты>приказ -К от ДД.ММ.ГГГГ);

- на основании приказа Министерства энергетики и электрификации СССР от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>

- ДД.ММ.ГГГГ переведен <данные изъяты> (приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ участок железнодорожного <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ);

- ДД.ММ.ГГГГ уволен <данные изъяты> (приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ).

Вышеуказанный период работы истца также подтверждается справками о стаже, заработной плате и переименовании <данные изъяты> за периоды работы и учебы (л.д. 11-16, 36-39).

Поскольку записи в трудовой книжке истца о датах приема, перевода и увольнения за спорный период его работы не содержат исправлений, нумерация записей по отношению к предшествующим и последующим периодам работы не нарушена, расположение текста на странице не дает оснований сомневаться в подлинности записей, последовательность записей не нарушена, суд приходит к выводу о наличии оснований для включения спорного периода в страховой стаж истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку работа протекала на территории Украины.

Период работы после ДД.ММ.ГГГГ подлежит подтверждению дополнительными письменными документами, подтверждающими фактическую работу истца.

Так ДД.ММ.ГГГГ Главным Управлением пенсионного фонда Украины по Одесской области предоставлены справки о стаже, заработной плате, и переименовании организации в отношении Андреева В.К. за периоды работы в Управлении строительства Одесской ТЭЦ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за периоды учебы и заработке (стипендии) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в учебном комбинате <данные изъяты> (л.д. 11, 36). Как следует из справки о подтверждении имеющегося трудового стажа для назначения пенсии, Андреев В.К. работал в СУ Одесской атомной ТЭЦ, треста «Южэнергострой» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данных о стаже работы и о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на предприятии ПАО «Южэнергострой» нет (отсутствуют) (л.д. 36 оборот).

Истцом дополнительно представлена справка <данные изъяты> с от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой он работал в <данные изъяты> на должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (основание выдачи справки-книга приказов). Сведений о начислении заработной платы, о фактически отработанном количестве времени за данный период указанная справка не содержит.

С учетом приведенных правовых норм и представленных в материалы дела документов суд приходит к выводу о включении в страховой стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, данное требование истца подлежит частичному удовлетворению.

Что касается требования истца о включении в страховой стаж истца периодов нахождения на курсах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как периодов работы, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу данного Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. В соответствии с частью 4 указанной статьи федеральные законы, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Частями 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию установлено, что при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Расчетный размер трудовой пенсии в силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 данной статьи (для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).

Формулы расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные как частью 3, так и частью 4 статьи 30, включают в себя такой показатель как стажевый коэффициент, величина которого зависит от продолжительности общего трудового стажа.

В силу частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.

В названных нормах закона приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами, при этом перечни различаются между собой.

Так, согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий (1 671 рубль 00 копеек).

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается, в том числе, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре, в данный перечень не входит.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Таким образом, часть 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает учета в общем трудовом стаже периодов учебы (подготовки к профессиональной деятельности), а служба в Вооруженных Силах Российской Федерации (служба по призыву) учитывается в календарном порядке по ее фактической продолжительности.

Спорные периоды на курсах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены ответчиком в страховой стаж истца как периоды обучения, следовательно, при оценке пенсионных прав истца не были учтены в общем трудовом стаже, что представителем ответчика не оспаривалось.

Как следует из трудовой книжки истца, на указанные курсы истец направлялся работодателем.

ДД.ММ.ГГГГ Главным Управлением пенсионного фонда Украины по <адрес> предоставлены справки о стаже, заработной плате, и переименовании организации в отношении Андреева В.К. за периоды работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за периоды учебы и заработке (стипендии) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в учебном комбинате <данные изъяты> (л.д. 11, 36).

Как следует из справки о подтверждении имеющегося трудового стажа для назначения пенсии, Андреев В.К. работал в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также справка содержит сведения о направлении на учебу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36 оборот). Справки о заработной плате для начисления пенсии подтверждают начисление Андрееву В.К. заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37).

Таким образом, периоды нахождения истца на курсах по освоению новой профессии по направлению работодателя являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов, в связи с чем, они подлежат включению в страховой стаж для назначения пенсии по старости как периоды работы.

В связи с этим, требования истца об оценке периодов обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при оценке пенсионных прав истца как периодов работы, подлежат удовлетворению.

При рассмотрении требования истца о перерасчете размера его пенсии с ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае, в том числе, увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;

В соответствие с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Включение в страховой стаж истца указанных выше периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также учет периодов учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при оценке пенсионных прав истца, как периодов работы, повлечет увеличение размера пенсии истца.

Поскольку при расчете размера пенсии истца при ее назначении по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в общем трудовой стаже истца не были учтены спорные периоды его работы, включенные судом в страховой стаж истца, а также период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и их учет при исчислении размера пенсии приведет к увеличению размера пенсии истца, что представителем ответчика не оспаривалось, требования истца в указанной части являются обоснованными.

При назначении пенсии ответчик располагал спорными архивными справками в связи с чем перерасчет размера страховой пенсии истца возможен с ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, ответчиком не представлено доказательств, что до принятия решения об установлении пенсии, истцу было разъяснено о возможности представления недостающих документов самостоятельно в установленный законом трехмесячный срок, а также доказательств направления указанного запроса в компетентный орган Украины.

При последующем обращении истца, ответчиком было не принято соответствующее решение о проведении проверки и не истребованы документы у компетентного органа.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требование истца о перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ также подлежит удовлетворению.

При этом суд соглашается с доводом ответчика, что размер пенсии определен истцу с оценкой его пенсионных прав по наиболее выгодному истцу варианту.

При рассмотрении требования истца о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>., суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы (статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из материалов дела, между истцом и ИП ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ заключен договор возмездного оказания услуг с элементами поручения, в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязанность по устному заданию заказчика выполнить, а заказчик оплатить следующие услуги: подготовить исковое заявление в суд; консультировать заказчика по юридическим вопросам в области пенсионного права, возникающим в ходе подготовки документов в суд; представлять интересы заказчика в судебных органах; своевременно готовить тексты необходимых процессуальных документов; осуществлять иные действия, необходимые для исполнения указанных поручений; искать и запрашивать информацию для качественного оказания услуг; привлекать третьих лиц; информировать заказчика о ходе оказания услуг (л.д. 17).

Стоимость услуг определена сторонами в размере <данные изъяты>. (пункт 4.1 договора). Оплата выполненных услуг подтверждена товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>. (л.д. 19).

Денежные средства по приходному кассовому ордеру (товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ) приняты к учету ИП ФИО4, что подтверждается выпиской из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Из технического задания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что заказчиком поручены, а исполнителем, в лице юрисконсульта Белолипецкой Л.А., выполнены следующие услуги: подготовка искового заявления, представление интересов в суде (л.д. 18).

Оснований не доверять представленным документам у суда не имеется.

Судом установлено, что ИП ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ выдал Белолипецкой Л.А. быть его представителем во всех компетентных органах, в том числе по вопросам, в рамках исполнения договоров об оказании юридических услуг в области пенсионного права.

Интересы истца представляла Белолипецкая Л.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2).

Как следует из материалов дела, по указанному договору оказаны следующие услуги: составление и предъявление искового заявления, сбор и представление дополнительных доказательств по делу, участие в одном предварительном судебном заседании – ДД.ММ.ГГГГ (продолжительностью <данные изъяты>), в качестве представителя истца при рассмотрении дела в Свердловском районном суде г. Перми, в одном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ с перерывом до ДД.ММ.ГГГГ (продолжительностью <данные изъяты>).

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, иное суду не представлено.

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее - Постановление Пленума ВС РФ №1) разъяснено, что принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

Исковые требования удовлетворены частично, следовательно, судебные расходы на оплату услуг представителя подлежат взысканию с ответчика.

Как следует из разъяснений, данных в пункте 11 указанного Постановления, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. 2, 35 ГПК РФ, ст. 3, 45 КАС РФ, ст. 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе, расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Согласно пункту 13 Постановления Пленума ВС РФ №1 разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.

Таким образом, положения статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещении соответствующих расходов по оплате услуг представителя.

Решая вопрос о возмещении расходов на оплату услуг представителя, суд учитывает категорию и сложность дела, объем доказательственной базы, подлежащей сбору, изучению и оценке для формирования позиции, степень участия представителя, время, которое необходимо для подготовки однотипных исков, время, исходя при этом из требований разумности.

Разрешая вопрос о размере издержек, подлежащих взысканию, суд исходит из документального подтверждения оказанных юридических услуг, сложившейся в регионе стоимости услуг представителей, объема оказанных услуг, характера правовой помощи.

Суд, определяя сумму, подлежащую взысканию в счет оплаты юридических услуг, учитывая характер заявленного спора, степень сложности дела, которое не представляет особой сложности, объем доказательственной базы, подлежащей сбору, изучению и оценке для формирования позиции по однотипным искам, времени затраченного представителем истца на ведение дела, объем фактически оказанных юридических услуг, принимая во внимание расценки по оказанию данных юридических услуг в <адрес> и <адрес>, исходя при этом из требований разумности, считает, что, в рассматриваемом случае, судебные расходы по оплате юридических услуг представителя в сумме <данные изъяты> являются чрезмерными.

С учетом изложенного, суд считает разумным и соразмерным размер расходов на оплату услуг представителя по подготовке и ведению в суде настоящего дела в сумме <данные изъяты> за консультацию, за сбор и представление доказательств по делу и за составление и предъявление искового заявления; по <данные изъяты>. за участие в судебных заседаниях в качестве представителя истца при рассмотрении дела в Свердловском районном суде <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

Судом удовлетворены частично требования неимущественного характера, принцип пропорционального взыскания судебных расходов в данном случае не применяется.

Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию судебные расходы на оплату услуг представителя, связанные с рассмотрением дела в размере 25 000,00 руб.

Доводы ответчика о том, что средства ПФ РФ являются федеральной собственностью и статьи бюджета Пенсионного фонда не предусматривают средства на возмещение судебных расходов по судебным делам, не являются основанием для освобождения ответчика от возмещения судебных расходов стороны, в пользу которой состоялось решение суда, так как такого основания для освобождения от несения судебных расходов действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено.

В связи с изложенным, требования истца подлежат удовлетворению частично, оснований для удовлетворения иска в полном объеме у суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Андреева В. К., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения – <адрес>, СНИЛС , к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю произвести перерасчет пенсии Андрееву В. К. с даты назначения пенсии (с ДД.ММ.ГГГГ), включив в его страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как периодов работы.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Андреева В. К. судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 25 000,00 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья:                                                                           О.П. Берсенёва

Мотивированное решение составлено 22 октября 2024 года.

2-5452/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Андреев Валерий Константинович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Другие
Белолипецкая Линара Алексеевна
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Берсенёва Ольга Петровна
Дело на странице суда
sverdlov.perm.sudrf.ru
22.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2024Передача материалов судье
27.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2024Предварительное судебное заседание
17.09.2024Судебное заседание
09.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее