Судья Козлов А.Н. адм. дело № 2а-1118/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара «22» октября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шилова А.Е.,
судей Лазаревой М.А., Клюева С.Б.,
при секретаре Латыповой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 33а–11980/2019 по апелляционной жалобе представителя Егорова В.А. – Пронской Ю.В. на решение Красноярского районного суда Самарской области от 17 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Егоров В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области о признании незаконным постановления об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявленных требований Егоров В.А. указал, что постановлением администрации городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области от 29.03.2019 № 38-з ему отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 1 495,00 кв.м., принадлежащего ему на праве собственности, расположенного по <адрес> и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, площадью 399,00 кв.м., поскольку из перераспределяемого земельного участка указанной площадью возможно образование самостоятельного земельного участка.
По мнению административного истца, отказ администрации городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области является незаконным, поскольку правовых оснований для отказа в перераспределении земельных участков не имеется, доказательств, подтверждающих возможность формирования самостоятельного земельного участка, не представлено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Егоров В.А. просил суд признать не соответствующим закону постановление администрации городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области от 29.03.2019 № 38-з «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков»; обязать администрацию городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, принять решение по заявлению Егорова В.А. от 28.03.2018 о перераспределении земельных участков и сообщить об исполнении судебного решения в тот же срок в Красноярский районный суд Самарской области.
Решением Красноярского районного суда Самарской области от 17 июля 2019 года административный иск Егорова В.А. к администрации городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельных участков оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Егорова В.А. – Пронская Ю.В. просит отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Егорова В.А. – Пронская Ю.В. и адвокат Коновалова Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
Представители администрации городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области и Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте проведения судебного заседания и рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителей административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, закрепляет право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
В силу статьи 226 (часть 8) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих, в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с положениями статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Пунктом 3 статьи 11.7 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Из материалов дела следует, что Егоров В.А. является собственником земельного участка площадью 1 495,00 кв.м, кадастровый №, расположенного по <адрес>, отнесенного к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.12.2004 (л.д. 42).
28.03.2018 Егоров В.А. обратился в администрацию городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области с заявлением о перераспределении земельных участков, а именно, земельного участка площадью 1 495,00 кв.м., находящегося в его собственности, и испрашиваемого земельного участка площадью 399,00 кв.м., расположенных по указанному выше адресу.
08.06.2018 администрацией городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области на основании пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ вынесено постановление № 51-з «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков».
Вступившим в законную силу решением Красноярского районного суда Самарской области 04.09.2018, постановление от 08.06.2018 № 51-з «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» признано незаконным и на административного ответчика возложена обязанность возобновить рассмотрение заявления Егорова В.А. от 28.03.2018 о перераспределении земельных участков.
Установлено, что администрацией городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области ранее при рассмотрении обращения Егорова В.А. не исследовался вопрос о возможности образования самостоятельного земельного участка из земель, в отношении которых административным истцом заявлены требования о перераспределении и административным ответчиком не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих соответствие содержания оспариваемого распоряжения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрен ст. 39.29 ЗК РФ.
Основания для отказа в заключении соглашении о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Как видно из материалов дела, 03.12.2018 органом муниципального земельного контроля администрации муниципального района Красноярский Самарской области составлен акт проверки № МЗК/2018-255.
Согласно данному акту, 22.11.2018 при осмотре земельного участка установлено, что в состав единого землепользования Егорова В.А. входит дополнительный земельный участок площадью 1 318,00 кв.м., расположенный на неразграниченных землях.
Из акта проверки от 03.12.2018 № МЗК/2018-255 органа муниципального контроля и приложенной к нему схемы также следует, что площадь фактически используемого административным истцом земельного участка превышает площадь, находящегося в его собственности земельного участка, на 1 318,00 кв.м.
Согласно схеме границ земельного участка, расположенного по <адрес> составленной к указанному акту проверки, испрашиваемый административным истцом земельный участок площадью 399,00 кв.м. входит в границы используемого им без правоустанавливающих документов земельного участка площадью 1 318,00 кв.м. (л.д. 73).
С учётом изложенного, в отношении испрашиваемого земельного участка возможно формирование самостоятельного земельного участка значительно превышающего площадь 400,00 кв.м.
Как видно из материалов дела, земельный участок площадью 1 495,00 кв.м., принадлежащий Егорову В.А. на праве собственности, с кадастровым №, и прилегающий к нему земельный участок площадью 399,00 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, находятся в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж-1).
Статьей 29 Правил землепользования и застройки городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области, утвержденных Решением собрания представителей городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области от 23.12.2013 № 33, установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, максимальные и минимальные параметры застройки в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Предельный минимальный размер земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-1, составляет 400,00 кв.м.
Установлено, что подлежащий перераспределению земельный участок может быть образован самостоятельно без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, за счет земель, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением администрации городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области от 29.03.2019 № 38-з отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 1 495,00 кв.м., принадлежащего Егорову В.А. на праве собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, площадью 399,00 кв.м., поскольку из перераспределяемого земельного участка указанной площадью возможно образование самостоятельного земельного участка.
При вынесении оспариваемого постановления об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, администрация городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области исходила из положений статьи 11.9, подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 27 июня 2017 г. № 1266-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Шуляева Владислава Николаевича на нарушение его конституционных прав подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации» указал, что оспариваемое законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, то есть земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки). Оспариваемое законоположение не содержит какой-либо неопределенности и не ограничивает права граждан по распоряжению земельными участками, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Принимая во внимание, что отказ уполномоченного органа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков основан на положениях пп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, поскольку возможно образование самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям действующего земельного законодательства, основания для признания незаконным постановления администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 29.03.2019 № 38-з отсутствовали.
Права административного истца оспариваемым распоряжением не нарушены, поскольку он вправе приобрести испрашиваемый земельный участок в ином порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Доводы апелляционной жалобы представителя Егорова В.А. – Пронской Ю.В. о наличии оснований для заключения соглашения о перераспределении земельных участков, не ставят под сомнение законность решения суда, а сводятся к иной оценке представленных доказательств, не опровергают выводы суда первой инстанции, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Приведенное в постановлении администрации от 29.03.2019 № 38-з основание для отказа в перераспределении земельного участка предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации, следовательно, требования нормативного правового акта, устанавливающего основания для принятия оспариваемого решения, соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении установленного законом срока принятия оспариваемого решения, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского поселения Волжский муниципального района Красноярский Самарской области административный истец в суд не обращался.
Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе представителя Егорова В.А. – Пронской Ю.В., не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Красноярского районного суда Самарской области от 17 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Егорова В.А. – Пронской Ю.В. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи