Решение по делу № 2а-685/2022 (2а-4484/2021;) от 27.12.2021

Дело № 2а-685/22

11RS0005-01-2021-009069-77

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ухта Республики Коми

15 февраля 2022 года

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Хазиевой С.М.

при секретаре Рузиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мартюшева Е.Ю. к Федеральному казённому учреждению исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Мартюшев Е.Ю. обратился с административным иском к Федеральному казённому учреждению исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее по тексту ФКУ ИК-19) о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 150.000 руб. В иске указал, что с 31.08.2021 он отбывает наказание в ФКУ ИК-19. По прибытию находился в карантинном отделении, где содержался в ненадлежащих условиях: не было горячей воды, в умывальной комнате было всего три раковины и три крана, что недостаточно для находящихся там 25 человек, в туалете было всего три туалета, что недостаточно.

Потом был распределен в отряд ...., жилая секция ...., где также содержался в ненадлежащих условиях: в жилой секции скученность, из-за двухярустных кроватей, табуретов и большого количества осужденных, он лишается свободного пространства и передвижения, недостаточное освещение, бывает нестабильная температура, сквозняк, нет вытяжки, в отряде с ним проживает ФИО5, болевший туберкулезом, есть угроза заражения туберкулезом, нет горячей воды, в умывальной комнате 10 кранов и 10 раковин, что недостаточно, 2 крана не работают, всего 7 туалетов и 3 писуара, что недостаточно, в комнате для просмотра телевизора недостаточное освещение, недостаточно посадочных мест, на оконных рамах плесень, на крышах нет снегозадержателей, в локальном участке нет освещения, с 22 до 06 часов отключают холодную воду, не выдают маски и перчатки, есть случаи заражения COVID, например ФИО9, который проживает в отряде ...., в столовой на батареях плесень и грибок, на стенах в душевой налет неизвестного происхождения, слизь, всего 10 леек.

Определением суда от 25.01.2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлеченаФедеральная служба исполнения наказаний (далее по тексту ФСИН России).

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ судебное заседание проводится в отсутствии административного истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, истец просил рассмотреть дело в его отсутствии.

В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России по доверенности Тихонова Н.В. заявленные требования не признала.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям статей 17 и 21 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей.

В силу части 2 статьи 10 УИК РФ, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. (ратифицированной Россией в соответствии с федеральным законом от 30.03.1998г. № 54-ФЗ), никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Из пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» следует, что в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В соответствии с положениями ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч.1).

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих(ч.2).

Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении (ч.3).

Из указанной нормы следует, что денежная компенсация, взыскиваемая в порядке КАС РФ в случае нарушений условий содержания осужденного в исправительном учреждении, является своего рода, компенсацией за понесенные нравственные и физические страдания, так как в случае удовлетворения требований о взыскании указанной компенсации, в последующем осужденный теряет право на обращение в суд с требованием о взыскании компенсации морального вреда. Из указанных положений так же следует, что нарушением условий содержания в исправительном учреждении осужденному причиняются нравственные и/или физические страдания.

Соответственно юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения осужденному физических и нравственных страданий.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно пункту 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В силу руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации степень нравственных или физических страданий должны оцениваться судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".)

Механизм содержания под стражей или отбывания наказания урегулирован законодательно, реализуется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, и лиц, ответственных за их содержание.

С учетом изложенного и в силу общего признания допустимости государственного ограничения прав и свобод человека и гражданина при реализации в отношении него принудительных мероприятий по его исправлению и защите от него общества в силу совершения им общественно опасных деяний, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью не только содержания в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом ограничение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения, при соблюдении установленного законом объема предоставления ограниченных прав.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5).

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", указано, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).

В соответствие с частью 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Министерством юстиции Российской Федерации, приказом от 16.12.2016 № 295утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее по тексту ПВР), которые на основании УИК РФ регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, в целях создания наиболее благоприятных возможностей для реализации предусмотренных законом порядка и условий исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, обеспечения изоляции, охраны прав, законных интересов осужденных и исполнения ими своих обязанностей.

Правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ.

Осужденные обеспечиваются всем необходимым в соответствии с Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и следственных изоляторов Уголовно-исполнительной системы" (далее Приказ № 512).

Из материалов дела следует, что Мартюшев Е.Ю. прибыл в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми 31.08.2021 из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми.

По прибытии был размещен в карантинное отделение. Затем распределен в отряд ...., жилая секция .....

Карантинное отделение расположено на втором этаже двухэтажного здания. Общая площадь помещения составляет-273,3 м. кв. Площадь жилого помещения-107,2 м.кв.

В период содержания истца в карантинном отделении количество осужденных, содержащихся в карантине не превышало 17 человек, на 1 осужденного норма жилой площади составляла 6,3 кв. метра.

Согласно п.14.3 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (в двух частях), утвержденных Приказом Минстроя от 20.10.2017 №1454/пр, мужскую уборную необходимо оборудовать одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных. Умывальную следует оборудовать одной ножной ванной и одним умывальником на 15 осужденных мужского пола.

В связи с чем, норма наличия унитазов в мужской уборной, норма наличия умывальников в умывальной не нарушена.

Отсутствие в карантинном отделении горячей воды ответчиком не оспаривается.

Отряд № .... расположен в двухэтажном отдельно стоящем здании на втором этаже, имеет отдельный вход, оборудован необходимыми помещениями и объектами коммунально-бытового назначения. В отряде имеются три спальных помещения, комната воспитательной работы, комната приема пищи, 2 умывальные комнаты, 2 туалетных помещения, кабинет начальника отряда, каптерки, три сушильных комнаты, комната быта.

В соответствии с ч.1 ст. 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Согласно требованию приказа ФСИН России № 512 осужденные обеспечиваются отдельным спальным местом, одной тумбочкой на 2-их осужденных и 1 табуретом.

Общая площадь отряда № .... составляет - 668,5 кв.м.: спальное помещение № .... - 91,6 кв. м. (наполняемость до 45 человек), спальное помещение № .... - 87, 9 кв. м. (наполняемость до 43 человека), спальное помещение № .... - 87,0 кв. м. (наполняемость до 43 человека).

Спальная секция № .... отряда № .... оборудована: кровати двухярусные металлические в количестве 22 шт. расставлены в два ряда. Тумбочки - 22 шт. (1 тумбочка на 2 осужденных, табуреты - 43 шт.

Исключений из норматива (не менее 2 кв.м. жилой площади на одного осужденного) мебели и иного инвентаря не предусмотрено.

За время пребывания истца в отряде № .... нарушение лимита наполняемости секции № .... отряда № .... не выявлялось. В секции проживало одновременно не более 43 осужденных. Актов прокурорского реагирования, вышестоящих организаций по фактам нарушения в ФКУ ИК-19 в отряде № .... секции № .... ч. 1 ст. 99 УИК не вносились.

В связи с изложенным, оснований для вывода о переполненности жилой секции не имеется, данный довод административного истца своего подтверждения не нашел.

В соответствии с нормами освещения и стандарта СП 52.13330.2011, СНИП 23-05-95, норма освещения в жилом помещении составляет 150 Лк.

В отряде №.... установлено искусственное освещение в соответствии свода правил СниП 23-05-95: туалет – светильник ЛПО Standart 218-21 (4 шт мощность 18 Вт *2 1350Lm – каждый светильник), коридор – светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (2 шт мощность 36Вт каждая), помещение для приема пищи –светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (2 шт мощность 36Вт каждая), комната отдыха (воспитательной работы с осужденными) - светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (3 шт мощность 36Вт каждая), спальные помещения - светильник светодиодный FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (12 шт мощность 36Вт каждая). Ежеквартально производятся замеры уровня освещенности при помощи сертифицированного оборудования, работы по замене осветительного оборудования.

Фактов недостаточного освещения в отряде .... в период нахождения там административного истца не фиксировалось.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Согласно таблице 5.27 СанПиН 1.2.3685-21, допустимая температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не менее 18 С.

Оконные рамы в отряде .... находятся в удовлетворительном состоянии. При поломке рамы, появления трещин, сколов на стеклах производится ремонт в кратчайшие сроки.

Температура в помещениях спальном и помещении воспитательной работы - в холодный период +18 +24 градуса, в теплый период +20 +28; в комнате приема пищи - +18 +26 градусов; в туалете - +18 +26 градусов; в коридоре - +16 - +22 градусов.

Фактов низких температур в отряде .... в период нахождения там административного истца не фиксировалось.

Пунктом 19.3.6 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр, установлено, что во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать:

- приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием;

- вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.

Материалами дела установлено, что отряд ...., в том числе жилая секция .... оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией естественного побуждения. Помещения оборудованы форточками, размер которых соответствует площади, механизм открывания форточек является исправным, а приток естественного воздуха является достаточным для проветривания помещения и поддержания надлежащего микроклимата, что соответствует Своду правил.

Санитарно-эпидемиологическое состояние жилой секции .... отряда .... удовлетворительное, что подтверждается справками ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 15.06.2021 года, фотоматериалами, представленными ответчиком.

В соответствии с техническим паспортом здания, комната воспитательной работы отряда ...., в которой имеется телевизор составляет площадь 86,6 кв.м.

Согласно п. 8 табл. 14.3. свода правил «Исправительные учреждения и центры УИС, Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, комната воспитательной работы, групповой психологической работы с осужденными должна быть не менее 0,4 м. на одного осужденного, но не менее 30,0 м.

Учитывая, что в отряде .... отбывают наказание осужденные в количестве 130 человек, площадь комнаты воспитательной работы должна составлять не менее 52 кв. метра. Кроме того, в комнате воспитательной работы имеются 34 4-х местных лавки. Комната оборудована светильниками светодиодными FL-LED LPO-1 36W 6500K 3200Лм (3 шт мощность 36Вт каждая).

Санитарное состояние комнаты удовлетворительное, недостаточность освещения, плесень на оконных рамах не выявлялись, что подтверждается справками ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 15.06.2021 года, фотоматериалами, представленными ответчиком.

Согласно п.14.3 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (в двух частях), утвержденных Приказом Минстроя от 20.10.2017 №1454/пр, мужскую уборную необходимо оборудовать одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных. Умывальную следует оборудовать одной ножной ванной и одним умывальником на 15 осужденных мужского пола.

Отряд .... оборудован двумя туалетными помещениями, в которых имеются 8 унитазов с кабинками, 6 писсуаров. При численности осужденных в отряде №.... - 130 человек, это недостаточно, должно быть 9 унитазов и 9 писсуаров.

Отряд .... оборудован двумя умывальными комнатами, в которых имеются 10 раковин с кранами и 1 ножная раковина.

Умывальные комнаты не обеспечены горячим водоснабжением. Данный факт не оспаривается ответчиком.

Из положений пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, следует, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением; подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).

Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение.

Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп.

Согласно п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно­ исполнительной системы, за исключением тюрем.

Обеспечение горячим водоснабжением являлось и является обязательным. Иное применение закона ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Свода правил, по сравнению с теми, кто отбывает наказание в исправительных учреждениях, введенных в эксплуатацию после 2003 года.

Решением Ухтинского городского суда от 20.05.2020 года, вступившим в законную силу, на ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность обеспечить в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ОСУОН, всех камер блока ШИЗО/ПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки, ванны, душевые, сетки) в соответствии с требованиями пунктов 19.2.1. и 19.2.5 свода правил «Исправительные учреждения и центры УИС. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, п.8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64.

До настоящего времени данное решение суда не исполнено.

На крыше здания, в котором расположен отряд .... отсутствуют снегозадержатели, что не оспаривается ответчиками.

Однако уборка снега с крыши производится своевременно силами осужденных, привлекаемых к выполнению работ в соответствии со ст. 106 УИК РФ.

В ФКУ ИК-19 установлено уличное освещение на столбах линий электропередач - светильник TDM РКУ 97-250-002, Е40, 250W для ДРЛ в количестве 4 единиц для освещения прилегающей территории и локального участка отряда ..... На входе в отряд имеется ночное освещение - светильник РТУ-01-125-301 Е27 в количестве 1 единицы. Сам отряд расположен параллельно линии электропередач, поэтому освещение локального участка отряда .... целесообразно установлено параллельно общежитию отряда. Площадь локального участка отряда № .... - 200 кв. метров.

Исходя из представленных ответчиком фотоматериалов, освещение локального участка достаточное.

Холодное водоснабжение в ФКУ ИК-19 централизованное, согласно заключенным контрактам с МУП Ухтаводоканал. Перебоев с поставкой воды нет, за исключением аварийных ситуаций. Временное отключение холодного водоснабжения в ночное время обусловлено необходимостью проведения текущих плановых ремонтных работ и технического обслуживания сантехнического оборудования, так как данные работы невозможно провести без отключения водоснабжения.

В связи с изложенным, с 22 до 06 часов периодически происходит отключение холодного водоснабжения.

Выдача индивидуальных средств защиты (маски, перчатки) осужденным не предусмотрена, за исключением трудоустроенных осужденных, где меры индивидуальной защиты предусмотрены законодательством, а так же при этапировании осужденных в иные учреждения УИС.

Санитарное состояние столовой в удовлетворительном состоянии. Ремонт помещений производится по необходимости. Стены, пол, электрика, сантехника, находятся в удовлетворительном состоянии. За уборку и санитарное состояние столовой ответственность несут осужденные, назначенные на должность подсобных рабочих.

Общая площадь помещения банно-прачечного комбината составляет-365,1 м.кв., оборудован: парикмахерская, мастерская по ремонту одежды для спецконтингента, помывочное отделение: леек-10 шт., кран (раковины) -2 шт., сушилка, раздевалка: 6 скамеек с крючками, машинное отделение: 3 стиральные машины, 1 центрифуга, гладильное помещение: 1 утюг, 1 гладильный каток, гладильный стол, помещение для дез. камер (2 шт.), туалет - 1 унитаз.

БПК оборудован приточно-вытяжной вентиляцией. Помывка осужденных осуществляется по графику 2 раза в неделю, поотрядно группами не более 10 осужденных. Санитарное состояние банно-прачечного комплекса удовлетворительное. Нарушение температурного режима не установлено.

Согласно табл. 14.12 свода правил «Исправительные учреждения и центры УИС, Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр норма площади помывочного отделения 2.0 кв. метра на одно помывочное место. Исходя из того, что помывочная оборудована 10 помывочными местами, 30 кв. метров является больше нормы.

ВИЧ - инфицированные осужденные, осужденные, состоящие на учете погруппе наблюдения, «Гепатит С», содержатся на общих основаниях, изоляции не подлежат.Лица, в эпидемиологическом плане представляющие угрозу для окружающих, в случае выявления, в обязательном порядке изолируются, в экстренном порядке этапируются в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.Лица, пройдя курс лечения ВИЧ - инфицированные осужденные, осужденные, состоящие на учете погруппе наблюдения, «Гепатит С», выписываются в исправительное учреждение и содержаться наобщих основаниях, подлежат диспансерному учету, периодически получают соответствующее профилактическое лечение, при этом, какую – либо угрозу заражения данным заболеванием для окружающих непредставляют.

В соответствии с Федеральным законном от 9 марта 2001 года. N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" из части 2 статьи 101 УИК РФ исключена норма, предусматривающая содержание ВИЧ-инфицированных осужденных в специализированных лечебно-исправительных учреждениях, в связи с чем они отбывают наказание на общих основаниях, включая совместное пользование со здоровыми лицами коммунально-бытовыми и производственными объектами, при условии соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Доказательств, свидетельствующих, что в отряде вместе с истцом находились осужденные с открытой формой туберкулеза, суду не представлено. Сам истец указывает, что осужденный ФИО5 ранее болел туберкулезом.

Согласно медицинской справке фельдшера филиала «МЧ-14» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 25.01.2022, Мартюшев Е.Ю. по прибытии был осмотрен, выставлен диагноз: самотически здоров, с жалобами на здоровье не обращался.

Решением Ухтинского городского суда от 24.05.2021 по делу № 2а-1791/21 по иску ФИО7, отбывающего наказание в ФКУ ИК-19 с 15.09.2018 года в отряде ...., вступившим в законную силу установлено, что в вынесенном прокурором ИТУ в адрес начальника ФКУ ИК-19 04.09.2020 Представлении об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации указано, что в оконных рамах (отряд .... комната отдыха, секция ....) отсутствуют стекла, плесень. Однако данные факты не отражены в акте выездной проверки прокуратуры ИТУ 19.08.2020 и не подтверждаются материалами дела.

В ходе выездной проверки прокурором ИТУ 19.08.2020 санитарное состояние столовой признано удовлетворительным. В вынесенном прокурором ИТУ в адрес начальника ФКУ ИК-19 21.08.2020 Представлении об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации указано, что в помещении столовой учреждения на батареях грибок и плесень.Однако данные факты не отражены в акте выездной проверки прокуратуры ИТУ 19.08.2020 и не подтверждаются материалами дела.

Материалами дела и материалами надзорного производства № .... по жалобам ФИО7 подтверждено, что на крыше здания, в котором расположен отряд .... отсутствуют снегозадержатели; в умывальных комнатах отряда .... отсутствует горячее водоснабжение; в жилых помещениях отряда .... недостаточное освещение; в туалетах отряда вместо 9 унитазов-8, вместо 9 писсуаров-3, что свидетельствуют о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-19.

В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Учитывая вышеизложенное, материалами дела подтверждено, что в период содержания Мартюшева Е.Ю. в карантинном отделении и в отряде .... ФКУ ИК-19 были допущены следующие нарушения условий содержания:

-отсутствие приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, которое компенсируется наличием естественной вентиляции в рабочем состоянии, позволяющей поддерживать надлежащий микроклимат в помещении;

- отсутствие на крышах снегозадержателей, которое компенсируется периодической очисткой снега с крыш зданий.

При этом суд считает, что вышеназванные нарушения сами по себе не свидетельствуют о существенных отклонениях от предъявляемых требований, являющихся основанием для компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительным учреждении и не могут свидетельствовать о том, что допущенные в отношении истца нарушения достигли той степени жестокости, при которой можно вести речь о нарушении ст. 3 Конвенции и взыскании соответствующей компенсации.

Материалами дела также подтверждено, что в период содержания Мартюшева Е.Ю. в ФКУ ИК-19 были допущены также следующие нарушения условий содержания: отсутствует горячее водоснабжение; отключение в ночное время с 22-00 до 06-00 холодной воды; в туалетах отряда недостаточное количестве унитазов и писсуаров, что свидетельствуют о ненадлежащих условиях содержания в ФКУ ИК-19 и дает право Мартюшеву Е.Ю. на получение денежной компенсации.

При этом суд считает необходимым отметить, что освещение в жилых помещениях отряда постоянно проверяется сотрудниками ФКУ ИК-19, при его недостаточности производится замена ламп освещения, в период содержания административного истца недостаточность освещения установлена не была. Решением Ухтинского городского суда от 24.05.2021 по делу № 2а-1791/21 по иску ФИО7, отбывающего наказание в ФКУ ИК-19 с 15.09.2018 года в отряде ...., установлено недостаточное освещение в жилых помещениях отряда, которое имело место быть в 2020 году, в период, когда административный истец не отбывал наказание в ФКУ ИК-19. Отсутствие горячего водоснабжения в умывальных комнатах, частично компенсируется наличием горячего водоснабжения в банно-прачечном комплексе учреждения, душевых комнатах и помывкой осужденных в БПК учреждения 2 раза в неделю, кроме того, в отряде имеются электрические чайники в комнате для приема пищи, с помощью которых осужденные могут согреть горячую воду для своих нужд.

Согласно п. 16 ПВР помимо прочего осужденные обязаны: содержать в чистоте и опрятности жилые помещения; соблюдать правила личной гигиены.

В каждом отряде назначается дневальный, в обязанности которого входят в целях поддержания надлежащего санитарно-гигиенического состояния помещений отряда, согласно утвержденного графика производить дезинфекцию жилых помещений; не менее 2-х раз в день производить уборку помещений общежития, мыть полы, проветривать помещение, убирать прилегающую к входу в общежитие территорию (п.п. 18, 19 должностной инструкции).

Санитарно-профилактические мероприятия в отрядах для осужденных проводятся ежедневно. Медицинской частью ФКУ ИК-19 приготавливается раствор хлорной извести в емкости 30 литров. Раствор выдается сотрудниками медицинских частей в отряды в стеклянных банках, который в последующем используется для ежедневных уборок отрядов.

В отряде .... в 2019 году был произведен капитальный ремонт согласно государственному контракту между УФСИН России по Республике Коми и ФКУ ИК-19, было установлено новое осветительное оборудование, сантехника.

Согласно п. 1.1 Устава ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, утвержденного приказом ФСИН России от 01.04.2015 № 283 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России осуществляет санитарно - эпидемиологический надзор в учреждениях УИС.

Нарушений санитарно-эпидемиологического состояния отряда ...., столовой, банно-прачечного комбината не выявлено, предписаний не вносилось.

Учитывая период содержания Мартюшева Е.Ю. в ФКУ ИК-19 (с 31.08.2021) в ненадлежащих условиях, характер и продолжительность нарушений условий отбывания наказания, данные о личности административного истца, требования разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать в пользу Мартюшева Е.Ю. денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 7.000 руб.

Требования о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в соответствии с п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации от имени которой выступает главный распорядитель по ведомственной принадлежности – Федеральная служба исполнения наказаний.

Руководствуясь ст.ст.175-177, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

ТребованияМартюшева Е.Ю. к Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Мартюшева Е.Ю. компенсацию за нарушение условий содержания в Федеральном казённом учреждении исправительная колония .... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми в размере 7.000 рублей.

В удовлетворении требований Мартюшева Е.Ю. к Федеральному казённому учреждению исправительная колония .... Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с 22 февраля 2022 года.

Судья Ухтинского городского суда – Хазиева С.М.

2а-685/2022 (2а-4484/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Мартюшев Егор Юрьевич
Ответчики
ФКУ ИК-19 УФСИН России по РК
ФСИН России
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Хазиева Светлана Минзуфаровна
Дело на сайте суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
27.12.2021Регистрация административного искового заявления
27.12.2021Передача материалов судье
28.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2022Судебное заседание
15.02.2022Судебное заседание
22.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее