Решение от 15.11.2017 по делу № 2а-257/2017 от 19.10.2017

                                 Дело а-257/2017.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес>                             15 ноября 2017 года

Мильковский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи                         Потаповой М.Ф.,

при секретаре                                 Мухортовой В.Я.,

с участием административного истца                     Беляева Е.А.,

представителя административного ответчика             Артемьева В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Атласовского сельского поселения о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, понуждении создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,

у с т а н о в и л:

Прокурор Мильковского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Атласовского сельского поселения о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, понуждении создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в течение 6 месяцев со дня вступления фио1 суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства в сфере оказания ритуальных услуг установлено, что в нарушение Федерального закона «О погребении и похоронном деле», Указа президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава Атласовского сельского поселения в Атласовском сельском поселении отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела. Отсутствие подобной службы нарушает права граждан этого поселения на выбор исполнителя услуг ввиду отсутствия конкуренции. Бездействие администрации Атласовского сельского поселения в части отсутствия специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой, либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.

В судебном заседании административный истец требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель административного ответчика Артемьев В.В. пояснил, что желающих участвовать в конкурсе по выбору организации, оказывающей услуги по погребению не нашлось.

Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших") в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

Согласно ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

Статьей 9 названного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ установлен следующий гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.

Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ).

При этом ст. 12 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

В силу ч. 1, 2 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Таким образом, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 15 статьи 5 Устава Атласовского сельского поселения, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Из устава Атласовского сельского поселения следует, что Атласовское сельское поселение является муниципальным образованием. Администрация Атласовского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом, к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг.

Следовательно, администрация Атласовского сельского поселения, являясь исполнительно-распорядительным органом, наделена полномочиями по организации ритуальных услуг и созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Как следует из сообщения главы Атласовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в Атласовском сельском поселении полномочия в сфере похоронного дела возложены на администрацию Атласовского сельского поселения. Организаций по оказанию услуг по погребению на территории поселения не имеется. Порядок осуществления погребения умерших на территории Атласовского сельского поселения предусмотрен ст. 7 «Порядок погребения», Решением СД АСП от 20 июля 2007 года № 115 « Правила содержания мест погребения и деятельности Атласовского сельского поселения».

Решением Собрания Депутатов АСП от ДД.ММ.ГГГГ приняты Правила содержания мест погребения и деятельности общественных кладбищ Атласовского сельского поселения».

Согласно статье 7 Правил Правила содержания мест погребения и деятельности общественных кладбищ Атласовского сельского поселения в сельских поселениях, где отсутствуют специализированные службы по вопросам похоронного дела, такие функции может исполнять лицо или группа лиц, назначаемая органом местного самоуправления.

Между тем в силу п. 22 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация ритуальных услуг.

Аналогичное положение закреплено в Уставе Атласовского сельского поселения.

Из анализа ст. 29 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" усматривается, что специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке. При этом статус специализированной службы может быть предоставлен государственным и муниципальным унитарным предприятиям, а также хозяйствующим субъектам различных организационно-правовых форм.

Таким образом, в силу положений вышеприведенных статей 9, 25, 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствие подобной специализированной службы в Атласовском сельском поселении нарушает права жителей этого поселения на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг. Обязанность организации таких служб органами местного самоуправления поселений предусматривается приведенными выше нормами.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что бездействием администрации Атласовского сельского поселения, выразившемся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, нарушаются гарантированные законом права неопределенного круга лиц, права родственников и близких умершего на безвозмездное получение гарантированных услуг по погребению, поскольку такая специализированная служба осуществляет функции исполнителя волеизъявления умершего, оказывает гарантированные законом услуги по погребению лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, осуществляет погребение умерших, личность которых не установлена, и иные функции, предусмотренные законом (статьи 6, 9, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле").

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Атласовского сельского поселения, а также необходимости возложить на указанную администрацию обязанность устранить выявленные нарушения законодательства, выразившиеся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования, поэтому административное исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Атласовского сельского поселения о признании незаконным бездействие, выразившееся в не принятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в форме муниципального учреждения или предприятия, либо путем наделения статусом специализированной службы действующего муниципального учреждения или предприятия в течении шести месяцев со дня вступления фио1 суда в законную силу подлежит удовлетворению в полном объёме.

Доводы представителя ответчика об отсутствии организационной возможности и целесообразности по созданию специализированной службы с учетом перечисленных выше правовых норм не являются правовыми основаниями к отказу в удовлетворении требований прокурора.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ - органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227, 291 - 293 КАС РФ суд,

р е ш и л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                 ░.░. ░░░░░░░░

        

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

2а-257/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Беляев Е.А.
Ответчики
Администрация Атласовского сельского поселения
Суд
Мильковский районный суд Камчатский края
Дело на сайте суда
milkovsky.kam.sudrf.ru
19.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
20.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2017[Адм.] Судебное заседание
15.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее