Решение по делу № 2-58/2018 от 15.01.2018

Дело № 2-58/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Уинское Пермский край                      5 марта 2018 года

Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Уинское) в составе:

председательствующего судьи Братчиковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Габовой И.В.

с участием представителя заявителя администрации Воскресенского сельского поселения Уинского муниципального района Пермского края Шакирова Р.Э.,

представителя заинтересованного лица администрации Уинского муниципального района Пермского края Пыхтеевой А.П.,

    рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Воскресенского сельского поселения Уинского муниципального района Пермского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйственное недвижимое имущество,

                

УСТАНОВИЛ:

Администрация Воскресенского сельского поселения Уинского муниципального района Пермского края обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на объект бесхозяйного недвижимого имущества Церковь Воскресения Христова, расположенную по адресу: <адрес>.

В обосновании своих требований указали, что в январе 2015 года в Уинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю была поставлена на учет как бесхозяйное недвижимое имущество Церковь Воскресения Христова. Фактически объектом никто не пользуется, и не владеет. Иные собственники не известны. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного, никто своих прав на данный объект не заявил. Данный объект является памятником градостроительства и архитектуры Пермского края регионального значения согласно распоряжению Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения». Спор о праве отсутствует.

Представитель заявителя Шакиров Р.Э. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил, что данная Церковь действующая, проводятся службы. Это памятник культурного наследия Пермского края, право на объект ни за кем не зарегистрировано.

Представитель заинтересованного лица Пыхтеева А.П. требования заявителя поддержала.

Представители заинтересованных лиц Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (Росимущество), Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные письменные доказательства, находит заявление администрации Воскресенского сельского поселения Уинского муниципального района Пермского края не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества Церковь Воскресения Христова, кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 10).

В техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ домовладения по адресу: <адрес>, инвентарный , кадастровый , наименование Церковь, сведения о правах собственности отсутствуют (л.д. 11-12).

В техническом паспорте нежилого здания (строения) от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, инвентарный , кадастровый , назначение Церковь Воскресения Христова, год постройки 1913, площадь <данные изъяты> кв.м., сведения о правах собственности отсутствуют (л.д. 13-15).

Из письма Территориального управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (Росимущество) следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 объект культурного наследия - памятник градостроительства и архитектур Пермского края регионального значения «Церковь Воскресения Христова», расположенный по адресу: <адрес> - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества с указанными характеристиками не учтен. Указывает, что отсутствие в реестре федерального имущества объекта недвижимости не является основанием отсутствия на него права собственности Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности (л.д. 16).

Согласно справке ГУП ЦТИ Пермского края Кунгурский филиал данных о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – здание церкви, расположенное по адресу: <адрес>, в архиве ЦТИ нет (л.д. 17).

В выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрирован объект Церковь Воскресения Христова, кадастровый , площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>, правообладатель муниципальное образование «Воскресенское сельское поселение Уинского муниципального района Пермского края», принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

Церковь Воскресения Христова, расположенная по адресу: <адрес>, в реестре государственной собственности Пермского края не числится (л.д. 19), в реестре муниципального имущества Уинского муниципального района не числится (л.д. 20).

13.03.2017 г. Министерством культуры Пермского рая издан приказ об утверждении границ территории, предмета охраны, режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения - памятника «Церковь Воскресения Христова» (л.д. 30-33).

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на недвижимую вещь, если признает, что эта вещь не имеет собственника или ее собственник неизвестен и она принята на учет в установленном порядке.

В силу ст. 4 Закона РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры", действовавшего до принятия Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", памятники истории и культуры, которые не имеют собственника, считались находящимися в собственности государства.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Согласно п. 3 ст. 64 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Губернатора пермской области № 713-р от 05.12.2000г "О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения»" Церковь Воскресения Христова 1906-1913 г. постройки включена в список памятников градостроительства и архитектуры Пермского края регионального значения.

Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 2 приведенного Федерального закона).

В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В силу п. 2 ст. 21 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года N 443-1 "О собственности в РСФСР", действовавшего до введения в действие Гражданского кодекса РФ, в собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей находится имущество их органов власти и управления, культурные, исторические ценности народов республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных областей, автономных округов, краев, областей, средства соответствующего бюджета, а также предприятия, имущественные комплексы и иное имущество, обеспечивающее самостоятельность национально-государственных и административно-территориальных образований Федерации.

Таким образом, Церковь Воскресения Христова, как объект культурного наследия регионального значения, до момента оформления на нее права собственности субъекта РФ – Пермского края, является федеральной собственностью в силу прямого указания закона.

Оснований полагать, что право собственности Российской Федерации на спорный памятник прекращалось, либо собственник отказался от права собственности, не имеется, доказательств, свидетельствующих об этом, не представлено.

Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный объект само по себе не может свидетельствовать о выбытии его из государственной собственности и служить основанием для признания права собственности за истцом.

На основании изложенного администрации Воскресенского сельского поселения Уинского муниципального района Пермского края в удовлетворении заявления о признании права муниципальной собственности на объект бесхозяйного недвижимого имущества Церковь Воскресения Христова, расположенную по адресу: <адрес>, следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Администрации Воскресенского сельского поселения Уинского муниципального района Пермского края в удовлетворении заявления о признании права муниципальной собственности на объект бесхозяйного недвижимого имущества Церковь Воскресения Христова, расположенную по адресу: <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ординский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в с. Уинское) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья         Братчикова Н.А.

2-58/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Воскресенского сельского поселения
Другие
Администрация Уинского муниципального района
Суд
Ординский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
orda.perm.sudrf.ru
15.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2018Передача материалов судье
15.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2018Подготовка дела (собеседование)
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее