Решение по делу № 33-4474/2020 от 18.05.2020

Судья Симонова Н.П. Дело № 33-4474/2020

2-135/2019

25RS0003-01-2019-002601-96

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 июня 2020 г. г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе: председательствующего судьи Фёдоровой Л.Н.

судей Вишневской С.С., Ильиных Е.А.

при секретаре Пауловой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 76 г. Владивостока», администрации г. Владивостока о возложении обязанности

по апелляционной жалобе администрации г. Владивостока на решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 15.01.2020, которым иск удовлетворен. Возложена на МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76 г. Владивостока» обязанность после доведения лимитов бюджетных обязательств произвести работы по приведению автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании в соответствие с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130.2009. Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, СП 6.13130-2013 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 21.02.2013 № 115, а именно: кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки привести в соответствие с требованиями п.3.4 СП 3.13130.2009 Свод правил. «Системы противопожарной защиты, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»; электрические провода и кабели, способы их прокладки для организации шлейфов привести в соответствие с требованиями п. 13.15.3 СП 5.13130.2009. Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования». Возложена на администрацию г. Владивостока обязанность обеспечить финансирование мероприятий по приведению автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 76 г. Владивостока» в соответствие с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, СП 5.13130.2009. Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, СП 6.13130-2013 Свод правил «системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 21.02.2013 №115.

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Н., объяснения прокурора Бекетовой В.А., представителя администрации г. Владивостока и управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока - Ковтун Я.О., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор г. Владивостока обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 76, администрации г. Владивостока, просил с учетом уточнения исковых требований:

1. обязать МБОУ СОШ № 76 после доведения лимитов бюджетных обязательств произвести работы по приведению автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании МБОУ СОШ № 76 в соответствие с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130.2009. Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, СП 6.13130-2013 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 21.02.2013 № 115, а именно: кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки привести в соответствие с требованиями п. 3.4 СП 3.13130.2009. Свод правил. «Системы противопожарной защиты, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»; электрические провода и кабели, способы их прокладки для организации шлейфов привести в соответствие с требованиями п. 13.15.3 СП 5.13130.2009. Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические, нормы и правила проектирования».

2. обязать администрацию г. Владивостока обеспечить финансирование мероприятий по приведению автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании МБОУ СОШ № 76 в соответствие с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130.2009. Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 175, СП 6.13130-2013 Свод правил «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС России от 21.02.2013 № 115.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока.

Представители ответчиков иск не признали.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация г. Владивостока, представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.

В соответствии со ст.ст. 37 и 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой г. Владивостока была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности общеобразовательными учреждениями при подготовке к 2018/2019 учебному году.

В ходе проверки МБОУ СОШ № 76 были выявлены нарушения норм и требований пожарной безопасности, а именно: автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре выработала срок эксплуатации, заявленный заводом изготовителем - 10 лет и не соответствует нормам пожарной безопасности, требует замены, что подтверждается информацией отдела надзорной деятельности и профилактической работы Первореченского района г. Владивостока УНДиПР Главного управления МЧС России по Приморского краю от 15.04.2019.

В адрес администрации г. Владивостока прокурором г. Владивостока 03.12.2018 направлено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

В ответе администрации г. Владивостока от 20.12.2018 № 15999Д указано на то, что мероприятия по замене автоматических установок пожарной сигнализации в образовательных организациях реализуются в рамках подпрограммы «Безопасность муниципальных образовательных учреждений» на 2014-2020 годы муниципальной программы «Развитие образования г. Владивостока»» на 2014-2020 годы, утв. постановлением администрации г. Владивостока от 20.09.2013 № 2713. Вопрос обеспечения пожарной безопасности муниципальных образовательных организаций не решен в связи с тем, что проведение всего комплекса мер требует значительных финансовых затрат. Для завершения процесса замены устаревших АПС в 154 образовательных организациях необходимы финансовые средства в сумме 220,5 мил. руб. При утверждении бюджета Владивостокского городского округа на 2019 г. и плановый период на 2020 и 2021 годы затраты на мероприятия по замене систем АПС в образовательных организациях не были учтены.

Актом проверки работоспособности средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 05.08.2019 установлено, что кабели, провода СОУЭ и способы их прокладки не соответствуют с требованиям п.3.4 СП 3.13130.2009. Свод правил. «Системы противопожарной защиты, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»; электрические провода и кабели, способы их прокладки для организации шлейфов не соответствуют требованиям п. 13.15.3 СП 5.13130.2009. Свод правил. «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические, нормы и правила проектирования».

Установив вышеизложенные обстоятельства и дав им надлежащую оценку применительно к нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, суд сделал правильный вывод о правомерности заявленных прокурором исковых требований, и удовлетворил их, возложив на ответчиков обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности, поскольку неисполнение ответчиками обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности нарушает право неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности.

При этом суд обоснованно возложил на администрацию г. Владивостока обязанность по финансированию мероприятий по приведению автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании МБОУ СОШ № 76, а на МБОУ СОШ № 76 произвести работы по приведению автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в здании в соответствие с требованиями закона.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь вышеприведенными требованиями законодательства, постановил решение соответствующее требованиям ст. 195 ГПК РФ, нарушений норм процессуального и материального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.

В апелляционной жалобе администрации г. Владивостока выводы суда о наличии указанных нарушений правил пожарной безопасности не оспариваются, указывается на то, что обязанность осуществлять финансирование лежит на учредителе образовательного учреждения, каковым является управление по работе с муниципальными учреждениями администрации г. Владивостока.

Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены решения суда.

В силу п. п. 3, 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; а также организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию и финансированию муниципальных учреждений.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1.7 Устава МБОУ СОШ № 76 учредителем и собственником имущества школы является Владивостокский городской округ в лице администрации г. Владивостока. Функции и полномочия учредителя от имени Владивостокского городского округа и администрации г. Владивостока осуществляются уполномоченным органом - органом, обладающим полномочиями главного распорядителя и получателя бюджетных средств Владивостокского городского округа в отношении школы.

Функции и полномочия собственника имущества от имени администрации г. Владивостока осуществляются отраслевым (функциональным) органом администрации г. Владивостока, осуществляющим права собственника в отношении муниципального имущества Владивостокского городского округа.

Положением об управлении по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, утв. решением Думы г. Владивостока от 29.08.2012 № 903, установлено, что управление по работе с муниципальными (бюджетными, автономными) учреждениями образования администрации г. Владивостока является органом г. Владивостока, осуществляющим в пределах своих полномочий управление в сфере образования на территории Владивостокского городского округа. Управление осуществляет: функции главного администратора доходов, главного распорядителя и получателя средств бюджета Владивостокского городского округа, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций (п.п.1.1, 1.2); функции по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных (бюджетных, автономных) образовательных учреждений Владивостокского городского округа, обустройству прилегающих к ним территорий (п.3.1.5); функции главного администратора доходов, главного распорядителя и получателя бюджетных средств (п. 3.1.7).

В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возлагается на собственника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Собственником имущества школы является именно администрация, поэтому суд правомерно возложил обязанность по финансированию работ по устранению нарушений противопожарных норм при эксплуатации здания на собственника здания. При этом суд правомерно учел то, что на администрацию как орган местного самоуправления возложены полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом, организации школьного образования, созданию условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Несоответствие муниципальных образовательных организаций обязательным требованиям противопожарной безопасности свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком данных публично-правовых обязанностей, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчика устранить допущенные нарушения.

То обстоятельство, что функции и полномочия учредителя от имени администрации осуществляет управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, не освобождает администрацию как уполномоченный орган местного самоуправления от исполнения указанных выше обязанностей.

Доводы апелляционной жалобы, по существу содержащие возражения относительно порядка исполнения судебного акта в части, касающейся регламентации действий участников бюджетной системы, об ошибочности выводов суда первой инстанции о необходимости возложения на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению финансирования указанных в решении мероприятий не свидетельствуют.

Ответчик не лишен права осуществлять устранение выявленных нарушений с соблюдением положений Бюджетного кодекса РФ и урегулировать свои финансовые взаимоотношения с иными участниками бюджетной системы.

Довод администрации о необходимости привлечения Управления по работе с муниципальными учреждениями администрации г. Владивостока к участию в деле в качестве ответчика с учетом изложенного выше судебной коллегией отклоняется. Оснований для привлечения Управления по работе с муниципальными учреждениями администрации г. Владивостока в качестве соответчика не имеется.

Ссылки в жалобе на то, что в 2019 г. из бюджета Владивостокского городского округа выделены бюджетные ассигнования на выполнение мероприятий по замене системы АУПС и СОУЭ в МБОУ СОШ № 76 не может являться основанием для отказа в иске, поскольку доказательств, что на момент вынесения решения произведено финансирование указанных мероприятий, не представлено.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь за собой отмену решения, не установлено.

Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Первореченского районного суда г. Владивостока от 15.01.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4474/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прок.г.Влад.
Ответчики
МБОУ "СОШ №76" (2-135)
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Фёдорова Лариса Николаевна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
19.05.2020Передача дела судье
23.06.2020Судебное заседание
20.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2020Передано в экспедицию
23.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее