Дело № 2-70/2023 (2-1143/2022)
УИД: 59RS0030-01-2022-001602-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2023 года Пермский край, город Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего Томашевич Н.Л.,
при секретаре Кузнецовой А.В.,
с участием заместителя прокурора Осинского района Пермского края Окулова А.В.,
представителя ответчика администрации Осинского городского округа Пермского края Половинкиной К.А.,
представителя третьего лица Управления инфраструктуры администрации Осинского городского округа Пермского края Ижиковой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Осинского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Осинского городского округа Пермского края, о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
прокурор Осинского района Пермского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Осинского городского округа Пермского края, о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования многоквартирного дома по адресу: <адрес>, специализированной организацией в целях обеспечения рассмотрения межведомственной комиссией заключения жилищной инспекции, поскольку администрация в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранением жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права на жилище, обязана была принять меры по организации обследования вышеуказанного многоквартирного дома специализированной организацией, не вправе требовать от собственников (нанимателей) жилья получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками (нанимателями) дополнительных документов.
В судебном заседании заместитель прокурора Осинского района Пермского края Окулов А.В. на исковых требованиях настаивал по изложенным в иске доводам, просил исковые требования удовлетворить, дополнительно указав, что заключение межведомственной комиссии принято без привлечения специализированной организации, что противоречит требованиям закона. Заявленный для исполнения решения суда срок является разумным, альтернативный срок ответчиком не указан.
Представитель ответчика администрации Осинского городского округа Пермского края Половинкина К.А. с исковыми требованиями не согласна, поскольку считает, что обязанность по предоставлению заключения должна быть возложена на собственников жилых помещений. Бремя содержания своего имущества и оплаты капитального ремонта ложится на собственников.
В письменном отзыве на иск представитель администрации Осинского городского округа Пермского края Григорьев А.В. указал, что инспекцией государственного жилищного надзора сделан вывод о наличии признаков аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, которые не соответствует описанию каждого отдельного конструктивного элемента. При описании каждой конструкции в отдельности Инспекция нигде не указала, что отдельные конструкции имеют признаки аварийности, исходя из чего следует, что выводы Инспекции не соответствуют описанию строительных конструкций и инженерных систем дома. В соответствии с программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Пермского края фонд капитального ремонта в ДД.ММ.ГГГГ году заключил контракт с ООО «Промэнерго-Аудит» на проведение комплексного обследования технического состояния строительных конструкций и инженерных сетей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам обследования технического состояния здания ООО «Промэнерго-Аудит» сделан вывод о том, что физический износ здания составляет 53%. Техническое состояние конструкций многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в целом, может быть классифицировано в соответствии с ГОСТ 319372011 как ограничено-работоспособное. Дальнейшая эксплуатация конструкций многоквартирного жилого дома допускается при выполнении рекомендации данного отчета и проведения работ по капитальному ремонту. Таким образом, на основании заключений Инспекции государственного жилищного надзора и ООО «Промэнерго-Аудит» и в соответствии с пунктом № постановления № от ДД.ММ.ГГГГ следует вывод о том, что отсутствуют основания для признания данного многоквартирного дома аварийным, соответственно, дом подлежит капитальному ремонту. Заключением межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что многоквартирный дом подлежит капитальному ремонту. Исходя из приведенных выше фактов, в случае возложения на администрацию обязанности по организации проведения обследования многоквартирного дома специализированной организацией есть вероятность, что специализированная организация также в своем заключении сделает вывод о том, что дом подлежит капитальному ремонту. В таком случае, денежные средства, потраченные на организацию обследования, будут являться неэффективным расходованием бюджетных средств и может привести к разбалансировке бюджета. Кроме того, полагает, что запрашиваемый прокурором срок, 3 месяца, является объективно нереальным для выполнения. Исполнение решения суда неразрывно связано с планированием бюджета Осинского городского округа, а также со сроками организации проведения обследования. В соответствии с порядком и сроками составления проекта местного бюджета выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств на основании такого обращения может быть осуществлено только с начала очередного финансового года. На сегодняшний день бюджет округа утвержден на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период ДД.ММ.ГГГГ годы, должен исполняться по установленным расходным обязательствам.
Третье лицо Управление развития инфраструктуры администрации Осинского городского округа Пермского края Ижикова И.Н. с исковыми требованиями не согласна по доводам, аналогичным доводам ответчика.
Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, последний капитальный ремонт дома проведен в ДД.ММ.ГГГГ году.
Правообладателями жилых помещений по адресу: <адрес>, являются: <адрес> – ФИО7, ФИО8, ФИО9; <адрес> – МО Осинский городской округ; <адрес> – МО Осинский городской округ; <адрес> - ФИО10, ФИО11; <адрес> – МО «Осинское городское поселение»; <адрес> – ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15; <адрес> – ФИО16; <адрес> – МО Осинский городской округ; <адрес> – ФИО17; <адрес> – ФИО18; <адрес> – ФИО19, ФИО20, ФИО21; <адрес> – ФИО22; <адрес> – ФИО23, ФИО24, ФИО25; <адрес> – ФИО26; <адрес> – МО Осинское городское поселение Осинского муниципального района; <адрес> – ФИО27; <адрес> – ФИО28; <адрес> – МО Осинский городской округ; <адрес> – ФИО29; <адрес> – ФИО30; <адрес> – ФИО31; <адрес> – ФИО32, ФИО33, ФИО34 ФИО35; <адрес> – МО Осинский городской округ; <адрес> – ФИО36, ФИО37; <адрес> – ФИО38; ФИО39, ФИО40, ФИО41; <адрес> – МО «Осинское городское поселение»; <адрес> – ФИО42, ФИО43, ФИО44
Согласно техническому отчету ООО «Промэнерго-Аудит» №, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, техническое состояние конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в целом, может быть классифицировано в соответствии с ГОСТ 319372011 как ограничено-работоспособное. Дальнейшая эксплуатация конструкций многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, допускается при выполнении рекомендации данного отчета и проведения работ по капитальному ремонту. Физический износ многоквартирного дома на момент проведения обследования составляет 53%.
ДД.ММ.ГГГГ жители многоквартирного дома по адресу: <адрес>, направили в администрацию Осинского городского округа Пермского края коллективное обращение с просьбой создать комиссию для обследования многоквартирного дома на предмет признания дома аварийным, подлежащим сносу.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Осинского городского округа Пермского края в организации работы межведомственной комиссии отказано в связи с не предоставлением собственниками многоквартирного дома необходимого пакета документов, в частности, заключения специализированной организации.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением развития инфраструктуры администрации Осинского городского округа Пермского края рекомендовано собственникам провести за собственный счет обследование многоквартирного дома специализированной организацией.
Из заключения Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у многоквартирного дома по адресу: <адрес>, имеются признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края рассмотрено обращение жителей многоквартирного дома, согласно которому инспекцией проведен осмотр технического состояния многоквартирного дома, по результатам осмотра в администрацию Осинского городского округа Пермского края направлено заключение о техническом состоянии многоквартирного дома для проведения комиссией оценки соответствия помещений, технического состояния строительных конструкцией и жилого дома требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В тот же день Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края направлена главе городского округа – главе администрации Осинского городского округа Пермского края Григорьеву А.В. информация о выявлении признаков аварийности отдельных конструктивных элементов здания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, с просьбой провести межведомственной комиссией оценку соответствия технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно акту обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленному вышеуказанной комиссией, произведен осмотр многоквартирного дома, по результатам которого многоквартирный дом подлежит капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями.
Из заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что комиссия, назначенная постановлением администрации Осинского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», на основании акта межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, составленного по результатам обследования многоквартирного <адрес>, приняла заключение о том, что многоквартирный дом подлежит капитальному ремонту, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Как указано в части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Жилищное законодательство, как указано в части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого, согласно пункту 2 Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения).
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (пункт 42 Положения).
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в том числе:
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения,
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44 Положения).
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя (пункт 45 Положения).
Комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46 Положения).
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в конкретном случае органом местного самоуправления.
Заключение межведомственной комиссии о признании жилых помещений в доме непригодными для проживания, является по своей природе юридическим фактом, влекущим прекращение жилищных правоотношений по пользованию жилыми помещениями и, как следствие, у органа местного самоуправления возникает обязанность по принятию решения о дальнейшей судьбе жилого помещения.
Учитывая, что установленные по делу обстоятельства указывают на наличие признаков аварийности многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, при этом органом местного самоуправления не приняты меры для решения вопроса об обследовании жилого дома специализированной организацией, на основании заключения которой может быть дано, в свою очередь, обоснованное заключение межведомственной комиссией по вопросу аварийности дома, заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение действующего законодательства принято в отсутствие заключения специализированной организации, заявленные прокурором требования суд находит обоснованными, поскольку изложенное свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления норм жилищного законодательства, обязывающих органы местного самоуправления обеспечить условия реализации гражданами права на безопасность жилища.
Доводы администрации Осинского городского округа Пермского края о том, что обязанность по предоставлению заключения специализированной организации лежит на собственниках многоквартирного дома и администрация готова материально участвовать соразмерно доле в праве собственности, правовым основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований не являются, поскольку вопросы признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой органами местного самоуправления, вне зависимости от наличия в них жилых помещений частного жилищного фонда, иного порядка обследования таких домов не предусмотрено.
Вероятность принятия специализированной организацией заключения, аналогичного заключению ООО «Промэнерго - Аудит» ДД.ММ.ГГГГ года, о достоверности указанного не свидетельствует. Сами выводы заключения ООО «Промэнерго - Аудит» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года с учетом давности обследования многоквартирного дома (более четырех лет) не могут быть положены в основу заключения межведомственной комиссии.
Утверждения ответчика о невозможности исполнения судебного решения в заявленный прокурором срок ввиду особой процедуры организации проведения обследования, связанной с планированием и исполнением бюджета Осинского городского округа, отклоняются судом, поскольку сведений о наличии у ответчика реальных препятствий в организации обследования в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу не представлено. Кроме того, если исполнение решения суда в указанный срок будет невозможно по обстоятельствам объективного характера, ответчик не лишен права на подачу заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при условии представления надлежащих и достаточных доказательств совершения им всех возможных с его стороны действий, по исполнению судебного акта в установленные сроки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
исковые требования прокурора Осинского района Пермского края удовлетворить.
Обязать администрацию Осинского городского округа Пермского края (ИНН №) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования многоквартирного дома по адресу: <адрес>, специализированной организацией в целях обеспечения рассмотрения межведомственной комиссией заключения жилищной инспекции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья -