Дело № 2а-6713/2021 24 декабря 2021 года
УИД 29RS0023-01-2021-006853-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Поповой Д. В.,
при секретаре Поливаной Д. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области административное дело по административному исковому заявлению военного прокурора Северодвинского гарнизона в защиту неопределённого круга лиц о признании информации, содержащейся в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
военный прокурор Северодвинского гарнизона Луговцов Д. В. обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределённого круга лиц о признании информации о продаже медицинских справок и медицинских заключений без прохождения медицинского осмотра, размещённой в сети «Интернет» по адресу: https://spravkiblank.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указано, что в ходе проведённого прокуратурой мониторинга сети «Интернет» установлено, что на указанном сайте содержится информация о продаже медицинских справок и медицинских заключений без прохождения медицинского осмотра. Размещенная информация находится в свободном доступе, доступ к ней имеет неопределённый круг лиц. Распространение информации влечет уголовную ответственность, противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере здравоохранения, подрывает авторитет государственной власти.
В судебном заседании военный прокурор Северодвинского гарнизона Луговцов Д. В. требования поддержал. Указал, что принятые меры по установлению собственников сайта результатов не дали. По настоящее время информация на сайте находится в свободном доступе, что подтверждается представленными скриншотами страниц сайта на дату рассмотрения административного иска.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу своего представителя в суд не направила, в представленном суду отзыве указано на отсутствие спорного сайта в Едином реестре и нахождение его в свободном доступе.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав военного прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 1 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Исходя из закреплённого частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (административные дела) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ).
Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ в Кодекс административного судопроизводства введена соответствующая глава 27.1.
В соответствии с частью 1 статьи 265.1 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Часть 2 статьи 265.1 КАС РФ административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.
В силу статьи 265.3 КАС РФ, действующей с 01.10.2019, при подготовке административного дела о признании информации запрещенной к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания. В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика (часть 1).
К участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон о защите информации) в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
В отношении видов информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, указанных в пункте 1 части 5 статьи 15.1 Закона о защите информации, решения о включении в Реестр сведений, позволяющих определить (идентифицировать) сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Согласно пункту 2.2 части 3 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Пункт 6 указанной статьи запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Судом установлено, что военным прокурором проведена проверка, по результатам которой на страницах сайта в сети «Интернет» выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Информация, размещенная на страницах сети «Интернет» по указанному в административном иске адресу, содержит сведения о продаже медицинских справок и медицинских заключений без прохождения медицинского осмотра.
Доступ к сайту открыт для неопределённого круга лиц, возможность просмотра ничем не ограничена.
Как установлено судом, информация, размещённая на вышеуказанном сайте, запрещённой ранее не признавалась, владельца сайта установить не представилось возможным.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьёй 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
Распространение информации о способах покупки документов состоянии здоровья влечёт уголовную ответственность, подрывает социальную стабильность общества, создает угрозу жизни и здоровья граждан, противоречит целям и задачам действующего законодательства, негативно сказывается на нравственном развитии детей и молодежи, подрывает авторитет государственной власти.
За незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, и за подделку штампа, печати, бланка, их использование передачу или сбыт предусмотрена уголовная и административная ответственность, предусмотренная статья 324 УК РФ и статья 19.23 КоАП РФ, соответственно.
В силу пункта 7 Приказа Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 № 441н «Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений» справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
Согласно пункту 12 указанного приказа 12 медицинские заключения выдаются гражданам по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медицинских осмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссией, а также в иных случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается наличие медицинского заключения.
Таким образом, данная информация побуждает неопределённый круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, в том числе о противодействии коррупции. Вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к указанной информации способствует совершению таких правонарушений и преступлений, в связи с чем нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределённого круга лиц.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что указанный сайт содержит информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ основанием для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в данном случае будет являться вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, осуществляет ведение указанного выше реестра.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
По сведениям, предоставленным административным истцом, информация, размещенная на вышеуказанных сайтах, запрещенной ранее не признавалась, владельца сайтов установить не представилось возможным.
В соответствии с положениями статьи 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.
Согласно части 4 статьи 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление военного прокурора Северодвинского гарнизона о признании информации, содержащейся в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://spravkiblank.com/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение суда является основанием для включения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций доменного имени (указателя страниц) сайта в сети «Интернет по адресу: https://spravkiblank.com/, содержащего информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Северодвинский городской суд Архангельской области.
Председательствующий Д. В. Попова
Мотивированное решение изготовлено 24.12.2021.