Решение по делу № 2-4273/2024 от 28.05.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи    Дурмановой Е.М.

при секретаре                ФИО1,

с участием:

помощника прокурора <адрес> ФИО2 по удостоверению,

представитель ответчика администрации городского округа Тольятти – ФИО3 по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского округа Тольятти об устранении нарушений федерального законодательства о безопасности дорожного движения,

у с т а н о в и л:

Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Центральный районный суд <адрес> с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию городского округа Тольятти устранить нарушения федерального законодательства о безопасности дорожного движения путем обустройства тротуара вдоль <адрес> до поворота на <адрес> в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах <адрес>, в результате чего установлено, что до настоящего времени отсутствует пешеходная дорожка вдоль <адрес> до поворота на <адрес>, что тем самым нарушает требования п.4.5.1.1 «ФИО6 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». На основании изложенного, прокуратурой <адрес> в адрес администрации г.о. Тольятти (от ДД.ММ.ГГГГ ) внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения с требованием устранить выявленные нарушения, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены (ответ от ДД.ММ.ГГГГ ). Прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд на данный участок, установлено, что указанные мероприятия администрацией г.о. Тольятти, до настоящего времени, не выполнены. Выявленные недостатки в содержании улично-дорожной сети <адрес> непосредственно влияют на обеспечение безопасного дорожного движения для жителей <адрес>. В связи с изложенными обстоятельствами прокуратура <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Помощник прокурора <адрес> ФИО2, действующая на основании удостоверения, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила удовлетворить требования в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что прокуратурой не было выявлено факта бездействия администрации по исполнению требований предъявленных к администрации, в связи с чем прокуратура обратилась в суд в порядке 45 ГПК РФ.

Представитель ответчика ФИО3, в судебном заседании поддержала письменные возражения, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Дополнительно пояснила, что администрацией городского округа Тольятти добровольно принимаются меры по устранению выявленных нарушений, в настоящее время нарушение не устранено.

Представитель третьего лица У МВД России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствии, поддержал доводы изложенные в исковом заявлении.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

На основании статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц, дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" ФИО6 50597-93, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221 (далее ФИО6 50597-93), Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденных Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ N 270-ст, СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 "Автомобильные дороги", утвержденных постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 233.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с п. 3, 5, 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

В силу п. 4 ст. 6 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Частью 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах городского округа Тольятти.

Проверкой установлено, что до настоящего времени отсутствует пешеходная дорожка вдоль <адрес> до поворота на <адрес>, что тем самым нарушает требования п. 4.5.1.1 «ФИО6 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Прокуратурой <адрес> в адрес администрации городского округа Тольятти было вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ , где просили принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, рассмотреть вопрос о привлечении руководителя департамента дорожного хозяйства администрации г.о. Тольятти ФИО4 и иных виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Согласно ответа и.о. первого заместителя главы городского округа Тольятти ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ доводы, изложенные в представлении, признаны обоснованными… Для устройства тротуара по <адрес> до поворота на <адрес> необходимо выполнить проектно-изыскательские работы. Администрацией городского округа Тольятти в проект бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 внесено предложение о выделении средств на выполнение проектно-изыскательских работ по устройству пешеходной дорожки вдоль <адрес>. Стоимость работ составляет 1 827,5 тыс.руб. Решением Думы городского округа Тольятти тДД.ММ.ГГГГ до департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации городского округа Тольятти доведены денежные средства в указанном размере, готовится конкурсная документация на проведение закупки. По результатам выполненных проектно-изыскательских работ будет запрошено финансирование на реализацию проекта по устройству пешеходной дорожки. Оснований, достаточных для привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности, не установлено.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Дорожная деятельность согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

На основании п. 1 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Пунктом 4.5.1 ФИО6 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования» установлено, что тротуары следует устанавливать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах 1 -3 категорий, 4 и 5 категорий с твердым покрытием.

В соответствии с п. 4.5.1 ФИО6 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования» пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 метров.

В настоящее время состояние дорожного покрытия проезжих частей улично-дорожной сети <адрес> не соответствует требованиям указанного законодательства и может стать причиной совершения ДТП, связанных с гибелью или причинением вреда здоровью людей.

Обращение прокурора <адрес> в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лица обусловлено тем, что отсутствие вышеуказанных элементов автомобильной дороги нарушает права участников дорожного движения на безопасность, нарушает принцип приоритета жизни и здоровья граждан, число которых определить невозможно.

Доводы администрации городского округа Тольятти о том, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского округа Тольятти ООО «Лавр» заключен муниципальный контракт на выполнение проектно-изыскательских работ по устройству пешеходной дорожки по <адрес> от <адрес> до <адрес>. Срок выполнения работ по контракту – ДД.ММ.ГГГГ. После окончания работ по проектированию администрацией будет подана заявка на выделение дополнительного финансирования для выполнения работ по капитальному ремонту объекта. При выделении финансирования работы по устройству пешеходной дорожки по <адрес> от <адрес> до <адрес> будут организованы не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку до настоящего времени указанное нарушение не устранено. Кроме того, представление в адрес администрации городского округа Тольятти было вынесено ДД.ММ.ГГГГ, тогда как муниципальный контракт был заключен лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, невыполнение администрацией городского округа Тольятти требований законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения создает предпосылки для аварийных ситуаций, возникновению дорожно-транспортных происшествий, опасных для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, что недопустимо.

С учетом изложенного требование прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, – удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа Тольятти (ОГРН , ИНН ) в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения федерального законодательства о безопасности дорожного движения путем обустройства тротуара вдоль <адрес> до поворота на <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.М. Дурманова

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Е.М. Дурманова

2-4273/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Тольятти, действующий в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация городского округа Тольятти
Другие
У МВД России по г. Тольятти
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти
Судья
Дурманова Е.М.
Дело на странице суда
centralny.sam.sudrf.ru
28.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2024Передача материалов судье
30.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2024Подготовка дела (собеседование)
20.06.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.08.2024Предварительное судебное заседание
15.08.2024Судебное заседание
22.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее