№ 2-5593/2018
64RS0045-01-2018-006093-80
Решение
Именем Российской Федерации08 ноября 2018 года г. Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Избаш М.В.,
при секретаре Филипповой К.М.,
с участием представителей истца Казлаускас Л.П., Шевякова Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котовой Е.В. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным отказа в постановке на учет, признании права на обеспечение благоустроенным жилым помещением, возложении обязанности включить в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей,
установил:
Котова Е.В. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя требования тем, что 24 июля 2018 г. она обратилась к ответчику с заявлением о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в получении жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области как гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 30 июля 2018 г. ответчик отказал в удовлетворении заявления истца, указав, что после достижения возраста 23 лет на нее не распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, а также что ею не предоставлены доказательства уважительности причин пропуска срока подачи заявления о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет. Котова Е.В. считает данный отказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в родильном <адрес>. Родители Котова В. И. и Котов В. А. отказались от нее, так как она родилась с <данные изъяты>. Доказательством этому является выписка из истории развития ребенка от 17.04.1978г. №, выданная Пугачёвским детским домом ребенка. Органом ЗАГС на основании заявления сотрудника роддома №№ <адрес> была составлена запись акта о рождении истца и оформлено свидетельство о рождении. До совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ) Котова Е.В. росла и воспитывалась в государственных детских учреждениях: Дом ребёнка № <адрес>, Пугачёвский дом ребёнка (<адрес>), Базарно-Карабулакский детский дом (<адрес>), Новочеркасский детский дом - интернат для детей с физическими недостатками (<адрес>). С 1992 года Котова Е.В. проживает в доме своих биологических родителей на правах нанимателя. Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи устанавливаются законом. Так, действовавшим на момент моего совершеннолетия (1991 год) законодательством СССР/РСФСР было установлено следующее. Ст. 127 КоБС РСФСР - детям, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, а также совершеннолетним лицам, нуждающимся в опеке или попечительстве, помещённым в соответствующие учреждения, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагаются на администрацию учреждения, в котором они находятся. Ст. 37 (п.2) ЖК РСФСР было предусмотрено предоставление жилых помещений вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. П. 2 ст.1 Закона СССР от 16.04.1991 №2114-1 «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР» закреплялось, что государственная молодёжная политика в СССР строится на принципах, в том числе обеспечение правовой и социальной защищённости молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленных возрастом недостатков их социального статуса. Из приведённых норм закона следует, что в период пребывания истца в государственных детских и образовательных учреждениях администрации последних обязаны были решить вопрос о постановке Котовой Е.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Но такие действия ни одно из вышеуказанных государственных учреждений не предприняло, истцу никто своевременно не разъяснял право и порядок подачи заявления о постановке на учет как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в результате по окончанию пребывания Котовой Е.В. в детском доме г. Новочеркасска Ростовской области она осталась без какого-либо жилого помещения и без перспектив его получения на территории РФ. Ненадлежащее выполнение образовательными учреждениями обязанностей по защите жилищных прав Котовой Е.В. в тот период, когда она была несовершеннолетней и находилась в этих учреждениях на воспитании, явилось основной причиной несвоевременного, по мнению ответчика, обращения с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. На момент достижения совершеннолетия и оставления социальных государственных учреждений она не знала, что имеет право на получение от государства жилого помещения, для чего должна подавать заявление и своевременно встать на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, у нее нет обеих ног выше колена и правой руки, зрение минус 14 диоптрий, вследствие чего она существенно ограничена в свободе передвижении. В решении её жилищного вопроса биологические родители не участвовали и не хотели ей в этом помогать, так как истец уже стала совершеннолетней, а денежных средств на поездки в государственные учреждения, юридические консультации, общественные приёмные по вопросу жилья они ей не оставляли. Используя ей физические недостатки и плохое зрение, родители не помогали истцу в посещении поликлиники, не вызывали врачей на дом. Таким образом, в связи с тем, что до 1 января 2013 года истцом не было реализовано принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, ей должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако данное помещение до настоящего времени истцу не представлено. Другого жилого помещения, принадлежащего Котовой Е.В. на праве собственности она не имеет, что подтверждается выпиской Росреестра. Учитывая, что истец достигла возраста, по достижении которого ей должно быть представлено жилое помещение, у Котовой Е.В. в силу указанных норм возникло право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не зависимо от иных лиц, состоящих на учете. Фактически с 24 августа 1973 года Котова Е.В. приобрела статус ребенок, оставшийся без попечения родителей. Однако юридический статус лица из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, ей пришлось подтверждать в судебном порядке. Именно после вступления в законную силу решения от 22.06.2018 г. и на его основе она заявила ответчику о реализации своего права на нуждаемость в жилом помещении; с получением её заявления у государства в лице ответчика возникает обязанность по предоставлению ей социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда области.
На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным отказ Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Саратовской области в постановке как гражданина из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, на учёт нуждающегося в предоставлении жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить Котову Е. В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в <адрес>; признать право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого л смещения в <адрес>.
Котова Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, с учетом мнения участников процесса, на основании ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представители истца Казлаускас Л.П., Шевяков Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали, дал пояснения аналогичные изложенным в иске.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказ родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
С 01.01.2013 года вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.1). Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 настоящей статьи, составляет пять лет (п.6). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.02.2012 года № 15 действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Саратовской области от 02.08.2012 № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 1). Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется если имеется хотя бы одно из следующих условий: 1) местом регистрации их рождения является Саратовская область; 2) местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Саратовская область; 3) лица, у которых они находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства, проживали на территории Саратовской области; 4) учреждения, в которых они находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Саратовской области (п.2). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.3). Если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным настоящим Законом, то указанные граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (п.4). Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области для одиноко проживающего гражданина (п. 5).
Вместе с тем отсутствие данных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Таким образом, при разрешении спора об обеспечении указанных лиц жилым помещением подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.
К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, исходя из обязанностей опекунов и попечителей по защите личных и имущественных прав и интересов этих лиц, могут быть отнесены как ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав указанных детей в тот период, когда они были несовершеннолетними, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались, так и иные обстоятельства, объективно препятствующие детям-сиротам обратиться с заявлением о принятии их на соответствующий жилищный учет.
В судебном заседании установлено, что 24 июля 2018 г. Котова Е.В. обратилась к ответчику с заявлением о принятии её на учёт в качестве нуждающейся в получении жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области как гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
30 июля 2018 г. ответчик отказал в удовлетворении заявления истца, указав, что после достижения возраста 23 лет на нее не распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, а также что ею не предоставлены доказательства уважительности причин пропуска срока подачи заявления о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения возраста 23 лет (л.д. 37-38).
Из материалов дела следует, что Котова Е.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в родильном доме №№. Родители Котова В. И. и Котов В. А. отказались от нее, так как она родилась с <данные изъяты>. Доказательством этому является выписка из истории развития ребенка от 17.04.1978г. №, выданная Пугачёвским детским домом ребенка. Органом ЗАГС на основании заявления сотрудника роддома №№ <адрес> была составлена запись акта о рождении истца и оформлено свидетельство о рождении (л.д. 23).
До совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ) Котова Е.В. росла и воспитывалась в государственных детских учреждениях: Дом ребёнка № <адрес>, Пугачёвский дом ребёнка (<адрес>), Базарно-Карабулакский детский дом (<адрес>), Новочеркасский детский дом - интернат для детей с физическими недостатками (<адрес>).
С 1992 года Котова Е.В. проживает в доме своих биологических родителей на правах нанимателя (л.д. 24).
В судебном заседании также установлено, что действовавшим на момент совершеннолетия истца (1991 год) законодательством СССР/РСФСР было установлено следующее. Ст. 127 КоБС РСФСР - детям, воспитание которых осуществляется полностью детскими учреждениями, а также совершеннолетним лицам, нуждающимся в опеке или попечительстве, помещённым в соответствующие учреждения, опекуны и попечители не назначаются. Выполнение обязанностей опекунов и попечителей в отношении этих лиц возлагаются на администрацию учреждения, в котором они находятся. Ст. 37 (п.2) ЖК РСФСР было предусмотрено предоставление жилых помещений вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. П. 2 ст.1 Закона СССР от 16.04.1991 №2114-1 «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР» закреплялось, что государственная молодёжная политика в СССР строится на принципах, в том числе обеспечение правовой и социальной защищённости молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленных возрастом недостатков их социального статуса. Из приведённых норм закона следует, что в период пребывания истца в государственных детских и образовательных учреждениях администрации последних обязаны были решить вопрос о постановке Котовой Е.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Но такие действия, ни одно из вышеуказанных государственных учреждений не предприняло, истцу никто своевременно не разъяснял право и порядок подачи заявления о постановке на учет как лица из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в результате по окончанию пребывания Котовой Е.В. в детском доме г. Новочеркасска Ростовской области она осталась без какого-либо жилого помещения и без перспектив его получения на территории РФ. Ненадлежащее выполнение образовательными учреждениями обязанностей по защите жилищных прав Котовой Е.В. в тот период, когда она была несовершеннолетней и находилась в этих учреждениях на воспитании, явилось основной причиной несвоевременного, по мнению ответчика, обращения с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.
На момент достижения совершеннолетия и оставления социальных государственных учреждений она не знала, что имеет право на получение от государства жилого помещения, для чего должна подавать заявление и своевременно встать на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, у нее нет обеих ног выше колена и правой руки, зрение минус 14 диоптрий, вследствие чего она существенно ограничена в свободе передвижении. В решении её жилищного вопроса биологические родители не участвовали и не хотели ей в этом помогать, так как истец уже стала совершеннолетней, а денежных средств на поездки в государственные учреждения, юридические консультации, общественные приёмные по вопросу жилья они ей не оставляли. Используя ей физические недостатки и плохое зрение, родители не помогали истцу в посещении поликлиники, не вызывали врачей на дом.
Таким образом, в связи с тем, что до 1 января 2013 года истцом не было реализовано принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, ей должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Однако данное помещение до настоящего времени истцу не представлено. Другого жилого помещения, принадлежащего Котовой Е.В. на праве собственности она не имеет, что подтверждается выпиской Росреестра (л.д. 28-33).
Фактически с 24 августа 1973 года Котова Е.В. приобрела статус ребенок, оставшийся без попечения родителей. Однако юридический статус лица из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, ей пришлось подтверждать в судебном порядке (л.д. 35-36). Именно после вступления в законную силу решения от 22.06.2018 г. и на его основе она заявила ответчику о реализации своего права на нуждаемость в жилом помещении; с получением её заявления у государства в лице ответчика возникает обязанность по предоставлению ей социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда области.
В силу положений статьи 15 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" опекуны и попечители выступают законными представителями своих подопечных, оказывают им содействие в осуществлении ими своих прав, охраняют от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства являются, в том числе защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством.
Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отнесены к категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, а также определены основные задачи и меры, направленные на защиту их прав и интересов.
Из системного толкования вышеизложенных норм права следует, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства не вправе действовать во вред законным интересам данной социально незащищенной категории детей, лишая их тех прав, которыми они обладали в силу закона.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем, ни одно из учреждений, в которых она воспитывалась и обучалась, постановкой ее на квартирный учет не занималось, возможность получить жилье на льготных условиях ей не разъяснялась, в связи с чем, было нарушено ее право на обеспечение жильем.
Какое-либо жилое помещение после окончания обучения в образовательных учреждениях за истцом не было закреплено.
То обстоятельство, что она не была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в органах местного самоуправления, свидетельствует о нарушении органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями требований п. 3 ст. 36 ГК РФ в отношении Котовой Е.В.
Суд приходит к выводу, что бездействие руководства организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как законного представителя истца во время пребывания его в детском доме, так же как и бездействие органа опеки и попечительства, привело к нарушению прав Котовой Е.В., имевшей законное основание на получение жилого помещения для постоянного проживания в порядке статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
Суд отмечает, что правовой статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в части жилищных прав предполагает соблюдение законодательно закрепленных условий реализации прав в сфере жилищного обеспечения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании незаконным отказа Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Саратовской области в постановке Котовой Е.В. как гражданина из числа лиц, оставшихся без попечения родителей, на учёт нуждающегося в предоставлении жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области.
Соответственно требование истца о возложении обязанности на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить Котову Е. В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в <адрес> подлежит удовлетворению.
В остальной части требований, а именно, в части признании у Котовой Е.В. права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого л смещения в <адрес>, суд считает необходимым отказать, поскольку требование заявлено преждевременно, так как на момент разрешения спора Котова Е.В. не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, и ответчик не нарушал прав Котовой Е.В. в части предоставления вне очереди жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 15 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░