Дело №3а-90/2019 (№3а-545/2018)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 11 января 2019 года
Брянский областной суд в составе: |
|
председательствующего судьи |
Ильюхиной О.Г. |
при секретаре |
Бердниковой А.А., |
с участием административного истца Шарапкова В.Г., его представителя Коновалова А.М., представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Семиленковой Е.В., представителя заинтересованного лица администрации Брянского района Шапоревой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шарапкова Владимира Геннадьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
Шарапков В.Г. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, ссылаясь, что является собственником ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 50 кв.м с кадастровым номером: №, кадастровая стоимость которого составляет 1 423 727 руб. В соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ № выполненным ООО «РосЭкспертЪ», рыночная стоимость указанного объекта недвижимости составляет 475 154 руб. 50 коп.
Полагая, что кадастровая стоимость завышена, несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости нарушает его права, как плательщика налога, размер которого начисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, Шарапков В.Г. просит суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 50 кв.м с кадастровым номером: № равной его рыночной стоимости, в размере 475 154 руб. 50 коп.
Определением судьи Брянского областного суда от 12.12.2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление имущественных отношений Брянской области, в качестве заинтересованных лиц - администрация Брянского района, сособственник объекта недвижимости – Цыганок Н.Ю.
В судебном заседании административный истец Шарапков В.Г. и его представитель Коновалов А.М. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Семиленкова Е.В. не возражала против удовлетворения иска, пояснив, что право истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и отчет не оспаривает.
Представитель заинтересованного лица администрации Брянского района Шапорева А.Г. оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Дело рассмотрено в порядке ч. 4 ст. 247 КАС РФ в отсутствие заинтересованного лица Цыганка Н.Ю., просившего о рассмотрении дела без его участия, а также представителей административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Шарапков В.Г. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости - жилой дом по адресу: Брянская область, Брянский район, поселок Верный Путь, ул. Центральная, д. 472 общей площадью 50 кв.м с кадастровым номером: № что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах.
Сособственником указанного жилого дома является Цыганок Н.Ю. (1/2 доля в праве).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и составляет 1 423 727 руб., сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости была внесена в Единый государственный реестр недвижимости на основании Приказа Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области» № 1890 от 27.11.2015 года.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу п. 1 ст. 401 НК РФ физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемым объектом налогообложения.
Учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости влияют на права и обязанности административного истца, как плательщика налога, то он вправе заявлять об установлении кадастровой стоимости жилого дома в размере рыночной стоимости.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Исходя из вышеизложенного, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административный истец в обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости представил отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, выполненный ООО «РосЭкспертЪ», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 50 кв.м с кадастровым номером: № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 475 154 руб. 50 коп.
Размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, установленный в отчете, составленном ООО «РосЭкспертЪ», лицами, участвующими в деле не оспорен.
Оценивая отчет об определении рыночной стоимости здания, принадлежащего административному истцу на праве собственности, суд полагает, что он соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 20.05.2014 № 611 от 25.09.2014 №№ 297, 298, 299, и находит его допустимым доказательством по делу, поскольку оценка произведена на дату установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, с исследованием и анализом рынка недвижимости, с применением предусмотренных подходов к оценке.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу о том, что стоимость спорного объекта недвижимости подлежит установлению в размере его рыночной стоимости, определенной в представленном отчете, т.е. исковые требования подлежат удовлетворению.
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Следовательно, решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Поскольку абзацем пятым статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, суд считает необходимым указать дату подачи истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которой в данном случае является ДД.ММ.ГГГГ для определения периода, в котором подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость нежилых зданий. Указанный вывод также следует из положений пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».
Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (п.28 Постановления Пленума от 30.06.2015 № 28).
В силу п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административными ответчиками, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Шарапкова Владимира Геннадьевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению имущественных отношений Брянской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 50 кв.м с кадастровым номером: № в размере 475 154 руб. 50 коп. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Указанную кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости считать на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи Шарапковым В.Г. заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Брянского областного суда О.Г. Ильюхина
Решение в окончательной форме изготовлено 11.01.2019 года.