Дело 2-1541/2020
УИД 04RS0007-01-2020-004720-82
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 сентября 2020 года г. Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия Алтаевой Т.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хархановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Бичурского района Республики Бурятия в интересах Кричигиной Н.А., Смолина И.С., Барсуковой Г.Б., Петровой Н.С. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, пригодного для проживания, взамен ранее предоставленного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, обращаясь в суд в интересах Кричигиной Н.А., Смолина И.С., Барсуковой Г.Б., Петровой Н.С., просит обязать ответчиков Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» (далее - ГБУ РБ «РРЦ «Семья») предоставить истцам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, пригодные для проживания, отвечающие требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленных им ранее жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что истцам в 2014 г. предоставлены вышеуказанные жилые помещения как лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. Однако проживание в указанных жилых помещениях невозможно ввиду того, что жилье не соответствует строительным нормам и техническим требованиям. Согласно заключению эксперта выявленные дефекты являются последствием нарушений, допущенных при строительстве и не связаны с неправильной эксплуатацией жилых помещений, жилые помещения не пригодны для круглогодичного проживания в условиях географического нахождения - с. Бичура Бичурского района Республики Бурятия, отсутствует гарантия экологичности использованного при строительстве дома материала.
В ходе подготовки к судебному разбирательству определением суда от 21.08.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Правительство РБ, ИП Федоров И.И.
В судебном заседании представитель прокурора Васильева А.В., истец Кричигина Н.А. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истцы Смолин И.С., Барсукова Г.Б., Петрова Н.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчиков ГБУ РБ «РРЦ «Семья», Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Иванова М.Э., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором просила в исковых требованиях отказать в полном объеме, поскольку на момент предоставления истцам жилых помещений они являлись пригодными для проживания, соответствовали установленным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, кроме того, жилые помещения не признавались непригодными для проживания в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, и Постановлением Правительства РБ от 28.06.2007г. № 205 Межведомственной комиссией по оценке жилых помещений жилищного фонда РБ.
Представители третьих лиц Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Правительства РБ, ИП Федоров И.И. в судебное заседание не явились, о рассмотрении извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав стороны, изучив представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.9 ст.8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Пунктом 3 ст.8 указанного Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 8 Закона.
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены Законом Республики Бурятия от 11.10.2012 N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия".
В соответствии со ст. 6 данного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.
В соответствии с п.п. 3,4,5 п. 3.21 Положения "О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия", утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 N 88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Учредителем ГБУ РБ «РРЦ «Семья» является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия и выполняет возложенные учредителем функции согласно Устава, утвержденного 29.04.2015, в том числе по предоставлению на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Положением о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 № 102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (пункт 2).
Жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления за ГБУ РБ «РРЦ «Семья» (пункт 3). В течение 20 рабочих дней со дня закрепления жилого помещения на праве оперативного управления за учреждением или высвобождения жилого помещения в соответствии со списком Министерство издает приказ о предоставлении указанного жилого помещения детям-сиротам. Учреждение в течение 5 рабочих дней со дня получения приказа Министерства направляет уведомления детям-сиротам о принятии решения о предоставлении жилого помещения почтой либо вручает их лично под расписку. В уведомлении указываются дата, время и место проведения распределения жилых помещений между детьми-сиротами (пункт 6).
Статьей 109 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Требования, установленные для жилых помещений специализированного жилищного фонда, установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», согласно п.4 которого жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Как установлено судом, истцы Кричигина Н.А., Смолин И.С., Барсукова Г.Б., Петрова Н.С. относятся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривалось сторонами.
Распоряжениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия № ... от 24.11.2014, № ... от 30.07.2014 за ГБУ РБ "РРЦ "Семья" на праве оперативного управления закреплены следующие жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно договору № ... от 02.12.2014, заключенному между автономным учреждением Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья" и Кричигиной Н.А., последней передано во владение и пользование на срок 5 лет жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. 03.12.2019 с Кричигиной Н.А. заключен договор найма специализированного вышеуказанного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Ответчиком ГБУ РБ "РРЦ "Семья" Смолину И.С., Барсуковой Г.Б., Петровой Н.С. предоставлены жилые помещение в <адрес> по аналогичным договорам социального найма истцам: Смолину И.С. – кв. № ... (договор найма специализированного жилого помещения от 01.08.2014 № ..., 02.08.2019 № ...), Барсуковой Г.Б. - кв. № ... (договор найма специализированного жилого помещения от 01.08.2014 № ..., от 02.08.2019 № ...). Петровой Н.С. - кв. № ... (договор найма специализированного жилого помещения от 01.08.2014 № ..., от 02.08.2019 № ...).
В судебном заседании установлено, что истцы обратились с заявлением к прокурору Бичурского района РБ, в котором указали, что им были предоставлены жилые помещения, в которых фактически проживать невозможно, на момент обращения к прокурору жилыми помещениями не обеспечены.
Согласно представленному экспертному заключению № 0140/3-1-2019 от 30.12.2019, полученного в рамках <данные изъяты> дела, <данные изъяты> в отношении застройщика ИП Федорова И.И., жилой дом с расположенными в нем 26 жилыми помещениями, расположенный по адресу: <адрес>, приобретенный Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия у ИП Федорова И.И. по государственным контрактам от 29.05.2014, 01.10.2014, не соответствует строительным нормам и техническим требованиям, выявленные дефекты являются последствием нарушений, допущенных при строительстве и не связаны с неправильной эксплуатацией жилых помещений, жилые помещения не пригодны для круглогодичного проживания в условиях географического нахождения - <адрес>, отсутствует гарантия экологичности использованного при строительстве дома материала.
В соответствии с положениями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследованные судом доказательства в их совокупности свидетельствуют о том, что постоянное проживание в предоставленных истцам жилых помещениях невозможно.
Ответчики в свою очередь в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представили какие-либо доказательства, опровергающие приведенные стороной истца доводы и представленные ими доказательства.
Доводы представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, согласно которым законом предусмотрена обязанность однократного предоставления жилых помещений, а также, что признание жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, судом отклоняются.
Действительно, требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. Однако, в спорных правоотношениях наличие либо отсутствие такого заключения Межведомственной комиссии правового значения не имеет, поскольку юридически значимым обстоятельством при разрешении данного спора является надлежащее либо ненадлежащее исполнение Министерством обязанности по обеспечению лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением, соответствующим установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, для постоянного проживания.
Установленные по делу фактические обстоятельства с бесспорностью свидетельствуют о том, что Министерством возложенная законом обязанность по предоставлению истцам жилых помещений пригодных для постоянного проживания граждан, отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства надлежаще не исполнена. Предоставленные истцам жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, являются непригодными для постоянного проживания. Причинами выявленных недостатков являются нарушение строительных норм и правил, допущенных при строительстве дома.
Предоставлением жилых помещений по договору специализированного найма в 2014 г., не соответствующих установленным строительным и техническим нормам, право истцов на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», осталось нереализованным, поэтому нарушенное право истцов подлежит восстановлению.
Поскольку ответчиками обязанность по предоставлению истцам жилых помещений, пригодных для проживания, не исполнена, истцы фактически жильем не обеспечены, на ответчиков надлежит возложить обязанность по предоставлению истцам благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда, пригодных для проживания, отвечающим требованиям действующего законодательства, строительным и техническим нормам взамен ранее предоставленных жилых помещений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Бичурского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» предоставить Кричигиной Н.А., Смолину И.С., Барсуковой Г.Б., Петровой Н.С. иные жилые помещения специализированного жилищного фонда, пригодные для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен ранее предоставленных жилых помещений, расположенных по адресу:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Т.Н. Алтаева
Решение в окончательной форме изготовлено 06.10.2020