УИД 05RS0№-77
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2023 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> РД в составе:
председательствующего судьи Мусаева А.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием:
старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,
представителя ответчика - Администрации ГОсВД «<адрес>» ФИО4,
представителя ответчика - МБОУ «СОШ №» ФИО5,
представителя ответчика - МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>» ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>», МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>» о понуждении устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и пожарной безопасности,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ №», Администрации ГОсВД «<адрес>», МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>» об обязании в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Требования заместитель прокурора обосновал тем, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, свидетельствующие о недостаточности мер направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма, и просил об обязании ответчиков в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- школьный объект обеспечить эвакуационным освещением, которое должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 37);
- разработать проектную документацию на установленную автоматическую пожарную сигнализацию (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 83 ч. 1);
- руководителю организации обеспечить объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям № и 2, а также не обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 60);
- руководителю организации обеспечить в полном объеме наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 36);
- имеющиеся планы эвакуации людей на случай возникновения пожара переработать в соответствии с ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ-2009 (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 5);
- на стене здания установить указатели со светоотражающей поверхностью ближайших местонахождений наружных источников противопожарного водоснабжения (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 48);
- определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 43);
- разработать акт проведения обработке огнезащитными составами деревянных конструкций кровли (чердачных помещений) (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 13).
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержал исковые требования и просил их удовлетворить в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчиков - Администрации ГОсВД «<адрес>» по доверенности ФИО4, МБОУ «СОШ №» в лице директора ФИО5, МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>» по доверенности ФИО6 иск заместителя прокурора признали частично.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц - МКУ «Управление образования» Администрации ГОсВД «<адрес>», Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № УНД ПР ГУ МЧС России по РД.
Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ, ст. 113 ГПК РФ, суд находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор, в том числе и его заместитель, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование - помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
В силу с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона, образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> совместно с ОНД и ПР № по <адрес> проведена проверка соблюдения нормативных требований и правил пожарной безопасности в здании и помещениях МБОУ «СОШ №», по результатам которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- объект не обеспечен эвакуационным освещением, которое должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 37);
- отсутствует проектная документация на установленную автоматическую пожарную сигнализацию (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 83 ч. 1);
- руководитель организации не обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям № и 2, а также не обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 60);
- руководитель организации не обеспечил в полном объеме наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 36);
- имеющиеся планы эвакуации людей на случай возникновения пожара требуют переработки в соответствии с ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ-2009 (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 5);
- на стене здания отсутствуют указатели со светоотражающей поверхностью ближайших местонахождений наружных источников противопожарного водоснабжения (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 48);
- не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 43);
- не представлен акт проведения обработке огнезащитными составами деревянных конструкций кровли (чердачных помещений) (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 13);
- не проведены не реже 1 раза в полугодие практические тренировки по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей (акт не представлен) (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № п. 9).
- не ведется журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № пп. 17, 43, 48, 50, 54).
По факту проведенной проверки составлен Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ.
Выявив указанные нарушения, заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с данным исковым заявлением, предъявленным в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно Устава муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» по организационно-правовой форме относится к муниципальным бюджетным учреждениям, по типу - к общеобразовательным учреждениям образования. Учредителем и собственником имущества детского сада является муниципальное образование городского округа с внутригородским делением «<адрес>». Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества учреждения является Администрация ГОсВД «<адрес>».
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).
Согласно ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила противопожарного режима), эвакуационное освещение должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
Согласно ч. 1 ст. 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: 1) расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; 2) устройством для контроля работоспособности установки; 3) устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; 4) устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара; 5) устройством для ручного пуска установки пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара.
Согласно п. 60 Правил противопожарного режима, руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям № и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
Руководитель организации обеспечивает наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения (п. 36 Правил противопожарного режима).
В силу п. 5 Правил противопожарного режима, в отношении здания или сооружения (кроме жилых домов), в которых могут одновременно находиться 50 и более человек, а также на объекте с постоянными рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации организует разработку планов эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах.
В силу абзаца 3 пункта 48 Правил противопожарного режима, направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Согласно п. 43 Правил противопожарного режима, руководитель организации или иное должностное лицо, уполномоченное руководителем организации, определяет порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Очистка вентиляционных систем взрывопожароопасных и пожароопасных помещений осуществляется взрывопожаробезопасными способами.
Пунктом 13 Правил противопожарного режима установлено, что проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования проводится не реже одного раза в год. По результатам проверки составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения. Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений огнезащитного покрытия строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты.
Ответчиком - МБОУ «СОШ №» представлены в материалы дела: акт приемки выполненных работ по огнезащитной обработке деревянных конструкций; акты проведения тренировки по эвакуации; план эвакуации людей и материальных ценностей (поэтажный); фотоматериалы, подтверждающие наличие первичных средств пожаротушения, знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства тому, что на объекте защиты разработана проектная документация на установленную автоматическую пожарную сигнализацию, установки на стене здания указателей со светоотражающей поверхностью ближайших местонахождений наружных источников противопожарного водоснабжения, а также определения порядка и сроков проведения работ по очистке вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта, суду таковые представлены не были.
Таким образом, суд руководствуясь положениями Закона о противодействии терроризму, Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, установив неисполнение образовательным учреждением мероприятий в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов и требований пожарной безопасности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения на МБОУ «СОШ №» и Администрацию ГОсВД «<адрес>» обязанности разработать проектную документацию на установленную автоматическую пожарную сигнализацию, на стене здания установить указатели со светоотражающей поверхностью ближайших местонахождений наружных источников противопожарного водоснабжения, определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта.
Исходя из того, что устранение выявленных нарушений имеющих место и в настоящее время не требует значительных временных затрат, суд считает возможным их устранение в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу, как об этом заявлено в иске заместителя прокурора, находит данный срок отвечающим критериям разумности, достаточности.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований заместителя прокурора <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» удовлетворить частично.
Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №», Администрацию ГОсВД «<адрес>» в срок 180 дней после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности: разработать проектную документацию на установленную автоматическую пожарную сигнализацию, на стене здания установить указатели со светоотражающей поверхностью ближайших местонахождений наружных источников противопожарного водоснабжения, определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес>.
Председательствующий А.М. Мусаев
Решение в окончательной форме составлено 13.10.2023г.