Решение по делу № 2-384/2023 от 28.02.2023

(УИД47RS0001-01-2023-000213-90)

Решение по делу № 2-384/2023

Именем Российской Федерации

05 октября 2023 года                                        г. Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Пименовой А.Г.,

при секретаре Телешман И.В.

с участием:

истцов Вальской Н.А., Васильевой Л.А. и их представителя– Костичева Г.В.

      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО6 к администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз) о признании права общей долевой собственности на земельный участок в силу приобретательной давности, установлении границ земельного участка, обязании внести изменения в государственный лесной реестр

установил:

Истцы ФИО1 и ФИО6 обратились в суд с иском к ответчикам администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз) о признании права общей долевой собственности на земельный участок в силу приобретательной давности, установлении границ земельного участка, обязании внести изменения в государственный лесной реестр.

В обоснование иска указано, что ФИО1 и ФИО6 на праве общей долевой собственности, по 1/2 доле в праве у каждой, принадлежит жилой дом площадью 37,8 кв.м, одноэтажный, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>. Год постройки указанного дома - 1956 <адрес> дом расположен на земельном участке, имеющем с ДД.ММ.ГГГГ кадастровый , площадью 1 382 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов.

Указанный дом был приобретен в 1988 году ФИО5 - матерью ФИО1 и ФИО6, предыдущим (до ФИО10) собственником указанного дома являлась ФИО2.

Согласно ст. 37 ЗК РСФСР, действующего в момент приобретения указанного жилого дома ФИО5 у ФИО2, при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пожизненного наследуемого владения или право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.

С момента приобретения в 1988 году ФИО5 у ФИО2 жилого дома, расположенного на указанном земельном участке, ранее находящемся в пользовании ФИО2, ФИО5 открыто владела и пользовалась таковым земельным участком как своим собственным.

По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 передала дочерям: ФИО1 и ФИО6 в общую долевую собственность по ? доле в праве каждой на указанный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым (решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области по делу от ДД.ММ.ГГГГ). С указанного времени право пользования данным земельным участком перешло к ФИО1 и ФИО6

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла. До дня своей смерти она проживала и была зарегистрирована по месту жительства в указанном жилом доме, а также пользовалась земельным участком, на котором он расположен. Также указанным земельным участком и до, и после смерти матери открыто владели и пользовались как своим собственным истцы.

Таким образом, с 1988 г. и до настоящего времени спорный земельный участок находится в открытом владении и пользовании истцов (ранее - их матери ФИО5). В то же время у истцов не имеется какого-либо документа, из которого бы усматривалось кому, когда, на каком основании был предоставлен спорный земельный участок, в том числе на каком основании владела и пользовалась таковым земельным участком ФИО2, в собственности которой до 1988 г. находился жилой дом, в настоящее время принадлежащий истцам.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым имеет площадь 1382 кв.м, категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под фактически занимаемым домовладением, поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок является ранее учтенным, его границы в установленном порядке не определены, сведения о зарегистрированных правах в реестре отсутствуют.

С целью получения надлежащих документов и достаточных сведений о правах на спорный земельный участок, установления оснований для возникновения такового права у предыдущих его владельцев (собственников), ФИО1 и ФИО6 обращались в Администрацию Борского сельского поселения, в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, Управление Росреестра по Ленинградской области с соответствующими запросами, однако необходимых сведений истцам получить не удалось.

Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области уведомлением от 31.05.2016 сообщил, что в ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных правах на спорный земельный участок, правопритязаниях на него, заявленные в судебном порядке требования, аресты и пр.

Бокситогорский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ -исх сообщил, что в Государственном фонде данных Бокситогорского отдела отсутствует землеустроительное дело на спорный земельный участок.

Администрация письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что не располагает документами о том, кому, когда и на каком основании был предоставлен спорный земельный участок, а также отмечено, что на указанном земельном участке расположен жилой дом 1956 года постройки, в котором с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства мать истцов - ФИО5, являющаяся собственником жилого дома.

Факт регистрации ФИО5 по месту жительства в жилом доме, расположенном на спорном земельном участке, подтверждается также сведениями, содержащимися в домовой книге для прописки граждан, проживающих в <адрес>.

Истцы отмечают, что в указанном жилом доме до ФИО5 была зарегистрирована ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеются сведения в домовой книге.

Согласно техническому паспорту на жилой дом индивидуального жилищного фонда по адресу: Ленинградская <адрес>, составленному по фактическому пользованию ГУ Бокситогорское РУТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данный жилой дом, собственником которого являлась ФИО5, расположен на земельном участке, имеющем площадь «по документам» 1500 кв.м, фактическую площадь 1382 кв.м, площадь застройки - 112 кв.м.

ФИО1 и ФИО6 указывают, что они, а ранее их мать - ФИО5, использовали земельный участок в тех границах, в которых он был им передан. Споров по использованию земельного участка со смежными землепользователями не возникало. Требований об изъятии земельного участка ни истцам, ни предыдущим собственникам жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, не поступало.

Из изложенного следует, что на том или ином основании спорный земельный участок был предоставлен правообладателю расположенного на нём жилого дома 1956 года постройки, однако документы, подтверждающие данный факт утрачены.

В то же время, принимая во внимание давность открытого владения истцами, а ранее - их матерью ФИО5, спорным земельным участком как своим собственным (более 34 лет), отсутствие у кого-либо каких-либо правопритязаний на указанный земельный участок, тот факт, что на спорном земельном участке расположен жилой дом 1956 года постройки, право собственности на который с 1988 г. принадлежало матери истцов, а затем - им самим, истцы полагают, что можно сделать вывод о том, что неустановленный на сегодняшний день собственник спорного земельного участка (предположительно - Администрация Бокситогорского района) от своего права на него отказался.

Истцы отмечают, что они, а ранее их мать, производили оплату начисляемого в отношении спорного земельного участка земельного налога.

По мнению истцов, изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что они (истцы) приобрели право общей долевой собственности на спорный земельный участок в порядке приобретательной давности.

Ссылаясь на положения ст. 35 Конституции РФ, ст. 11, 12, 218, ст. 234 ГК РФ, п. 2, 15, 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» истцы указывают, что вправе приобрести права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности, спорный земельный участок является самостоятельным объектом права, истцы открыто владеют и пользуются им в установленном законом порядке как своим имуществом более 34 лет, однако возможности «легализовать» своё право на него во внесудебном порядке не имеют. В то же время, отсутствие зарегистрированного права на спорный земельный участок лишает истцов возможности установить границы участка в соответствии с требованиями земельного законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО6 обратились в Бокситогорский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области с заявлением об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым , уточнении местоположения границ указанного земельного участка, в котором просили установить границы земельного участка в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным ООО «Геопроект» кадастровым инженером ФИО3

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2021-29981141/2 орган государственного кадастрового учета сообщил заявителям о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении указанного земельного участка, поскольку при осуществлении таковых действий было выяснено, что границы уточняемого земельного участка с кадастровым пересекают границы части лесного участка с учетным № /2, отнесенного к землям лесного фонда.

Данное обстоятельство не являлось бы препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка в том случае, если бы заявителями в орган государственного кадастрового учета были представлены документы о правах на земельный участок, которые возникли до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, такие документы у ФИО1 и ФИО6 отсутствуют.

В связи с непредставлением в орган кадастрового учета документов о правах на земельный участок, которые возникли до ДД.ММ.ГГГГ, в осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении указанного выше земельного участка заявителям было отказано.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2023-23783801 земельный участок площадью 6 340 883 646 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский район, Тихвинский район, Бокситогорское лесничество, относится к землям лесного фонда, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Право федеральной собственности на указанный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылаясь на положения п. 1 ст. 209, 301-304 ГК РФ, п. 6 и п. 7 статьи 11.9, ст.6 ЗК РФ, ч. 2 ст. 8, ч. 10, 11 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Федеральный закон № 218-ФЗ), ч. 1 и ч. 3 ст. 6 ЛК РФ, ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», ч. 1 ст. 8, п. 1 ст. 82 ЛК РФ, п. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» истцы полагают, что в настоящее время решение вопросов о принадлежности им прав на спорный земельный участок и об установлении границ спорного земельного участка возможно исключительно в судебном порядке. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного № 218-ФЗ, либо возникли независимо от их регистрации.

На основании вышеизложенных норм права, истцы просят:

Признать за ФИО1 и ФИО6 право общей долевой собственности, по ? доле в праве за каждой, на земельный участок кадастровым , имеющий площадь 1382 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под фактически занимаемым домовладением, находящийся по адресу: <адрес>

Установить границы земельного участка с кадастровым , имеющего площадь 1382 кв.м, категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под фактически занимаемым домовладением, в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным сотрудником ООО «Геопроект» кадастровым инженером ФИО3, в следующих характерных точках:

Обозначение характерных точек границ Уточненные координаты, м
X Y
н 1 387 611,34 3 240 619, 84
н2 387 641, 55 3 240 639, 43
нЗ 387 639, 68 3 240 641,59
н4 387 619,57 3 240 671,95
н5 387 587, 45 3 240 656, 05
нб 387 590, 17 3 240 650, 80
н7 387 599, 29 3 240 636, 00
н 1 387 611,34 3 240 619, 84

Обязать Рослесхоз внести в государственный лесной реестр изменения в сведения о земельном участке с кадастровым номером № , площадью 6 340 883 646 кв.м, в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка с кадастровым .

Представитель ответчика - Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) представил в суд возражения относительно заявленного требования. В обоснование своей позиции указывает, что в целях привлечения Рослесхоза по заявленным требованиям в качестве ответчика, необходимо определить полномочия данного органа исполнительной власти и предоставить суду доказательства объема нарушенных Рослесхозом прав и законных интересов истцов, правовое обоснование нарушения прав со стороны Рослесхоза.

Как следует из искового заявления, истцы имеют в собственности жилой дом 1956 года постройки общей площадью 37,81 кв.м, вместе с тем, не могут надлежащим образом оформить земельный участок под жилым домом. Законность возникновения прав на земельный участок с кадастровым номером площадью 1382 кв.м обосновывают приобретательной давностью. В период 2021 года истцы обращались с вопросом о регистрации прав на спорный земельный участок в Управление Росреестра по Ленинградской области, однако получили отказ со ссылкой на наличие пересечений границ данного земельного участка с землями лесного фонда.

Данный отказ истцы не обжаловали, в период с 2021 по настоящее время претензий к уполномоченному органу государственной власти в области лесных отношений на территории Ленинградской <адрес> не предъявляли.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее — Федеральный закон № 280-ФЗ).

Частью 7 ст. 10 Федерального закона № 280-ФЗ федеральный законодатель установил, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений приводит сведения государственного лесного реестра (далее — ГЛР) в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕРГН), в том числе в части данных об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.

Субъекты Российской Федерации, в рамках своих полномочий, возложенных на них Федеральным законом № 280-ФЗ, обязаны принимать решения о приведении сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН при наличии оснований, установленных указанным законом.

На территории Ленинградской области таким органом государственной власти является Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее — Комитет) (постановление Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ ).

В соответствии с Постановлением Губернатора Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в постановление Губернатора Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ -пг «Об образовании рабочей группы по рассмотрению документов о несоответствии между материалами государственного кадастра недвижимости и государственного лесного реестра в отношении земельных участков, занятых лесами, ранее находившимися в ведении сельскохозяйственных организаций, на территории Ленинградской области», на территории Ленинградской области деятельность по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости и государственном лесном реестре осуществляет Межведомственная рабочая группа (далее - МРГ) под председательством первого заместителя Председателя Правительства Ленинградской области — председателя комитета финансов ФИО11

Комитет является лицом, уполномоченным на ведение ГЛР (материалы лесоустройства), принятия решений об исключении из ГЛР сведений противоречащих сведениям ЕГРН (при наличие оснований).

В состав данной рабочей группы также входят представители Росреестра по Ленинградской области.

Суду не предоставлены доказательства нарушений со стороны Рослесхоза прав и законных интересов истцов по вопросу возникновения прав истцов на земельный участок с категорией земли населенных пунктов под домовладением.

С учетом полномочий, установленных постановлением Правительства РФ № 736 от 23.09.2010 для осуществления возложенных на Рослесхоз функций, Рослесхоз является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, просят исключить Рослесхоз из числа ответчиков.

В данном случае, спорный земельный участок согласно сведений ЕГРН поставлен на кадастровый учет в 2005 году, значится как земли населенных пунктов, разрешенный вид использования — под фактически занимаемое домовладение, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют - при наличие данных сведений в ЕГРН у регистрирующего органа не было оснований для отказа истцам.

Со своей стороны, истцы не обращались в администрацию сельского поселения, в границах которой расположен жилой дом, с заявлением о предоставлении земельного участка, в 2021 году узнали о наличии пересечений с землями лесного фонда, но правом «лесной амнистии» не воспользовались.

В настоящее время приняли решение обойти установленный федеральным законодателем административный порядок оформления прав на земельный участок в рамках «лесной амнистии», инициируя заявленные требования.

Местоположение земельного участка — <адрес> сельское поселение, учитывая изложенное, Рослесхоз полагает необходимым истребование у администрации Борского сельского поселения документов, подтверждающие включение спорного участка в состав земель населенных пунктов, предоставления спорного земельного участка, а также обоснованность заявленной площади земельного участка в размере 1382 кв.м для использования дома площадью 37,8 кв.м (минимальные нормативы использования).

Представитель третьего лица – Комитета по природным ресурсам Ленинградской области представил в суд возражения относительно заявленных требований, согласно которых просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме. В обоснование своей позиции указывает следующее.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и статьями 67-70.1 ЛК РФ.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11.11.2013 года № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр (далее - ГЛР) являются материалы лесоустройства.

Учитывая сказанное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, является информация из ГЛР.

При сопоставлении информации о характерных точках границ спорного земельного участка с материалами государственного лесного реестра, ведение которого осуществляется Комитетом в силу возложенных полномочий и функций, определенных положением о Комитете, утвержденном постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что земельный участок с кадастровым номером 47:18:0503001:118 (в предложенных границах) полностью расположен на земельном участке из состава земель лесного фонда с КН , а именно в границах квартала 19 Бокситогорского участкового лесничества Бокситогорского лесничества Ленинградской области.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Исключительное право собственности Российской Федерации на лесной участок Бокситогорского лесничества Ленинградской области зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ.

В соответствии со статьей 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 утверждены Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Перечень).

В соответствии с пунктом 2.1 Перечня документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие акты:

    акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр;

    акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра;

    акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию

При этом основанием для внесения документированной информации в акты является первичная документация, в том числе распоряжения Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.

Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий», а также в соответствии со ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о переводе спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов. Таким образом, основания для внесения изменений в государственный лесной реестр в отношении спорного земельного участка отсутствуют.

Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из состава земель лесного фонда находящиеся в государственной или муниципальной собственности ограничиваются в обороте. Земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность.

Ограничения в обороте лесного фонда содержал и ранее действовавший ЛК РФ, введенный в действие Федеральным законом от 29.01.1997 № 22-ФЗ, согласно статье 12 которого оборот лесного фонда не допускался. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено настоящим Кодексом. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.

В соответствии со ст. 3 Основ лесного законодательства РФ, утвержденных постановлением ВС РФ от 06.03.1993 № 4613-1 все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.

Статья 3 Лесного кодекса РСФСР 1978 г. регламентировала, что леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.

Кроме того, лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (пункт 2.1 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г № 2284).

Таким образом, законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность нахождения в собственности иных лиц земельных участков из состава земель лесного фонда в связи с чем, заявленные исковые требования являются незаконными и необоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Статья 10 ЛК РФ подразделяет леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Исходя из положений статьи 12 ЛК РФ, именно с соблюдением целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций осуществляется их освоение, а также их использование, являющееся частью освоения лесов.

Виды использования лесных участков определены статьей 25 ЛК РФ.

Вопросы предоставления лесных участков в целях их использования урегулированы, в частности, статьями 9, 21, 22, главой 2 ЛК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Системное толкование законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие законное прекращение права собственности Российской Федерации на земельный участок. Таким образом, спорный земельный участок из состава федеральной собственности не выбывал, в силу закона относился и относится в настоящее время к землям лесного фонда.

В соответствии с положениями части 7 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2026 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.

    В целях исполнения положений указанного федерального закона постановлением Губернатора Ленинградской области от 18.01.2012    № 5-пг была создана Межведомственная рабочая группа по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и ГЛР на территории Ленинградской области (далее - Межведомственная рабочая группа).

В состав Межведомственной рабочей группы, помимо Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, входят в т. ч. Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Федерального агентства лесного хозяйства, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области.

Таким образом, принятие решения межведомственной рабочей группой предполагает разрешение возникшего спора во внесудебном порядке. Истцы в межведомственную рабочую группу для решения вопроса в досудебном порядке не обращались.

Также полагают необходимым отметить следующее.

Частью 4 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» закреплено, что защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии с положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства Российской Федерации (далее - Рослесхоз), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

В соответствии с пунктом 32 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся установление границ лесничеств, лесопарков, а также определение их количества.

Статьей 23 Лесного кодекса Российской Федерации регламентировано, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее - Рослесхоз), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 закреплено полномочие Рослесхоза по определению количества лесничеств и лесопарков, а также установлению их границ.

Приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ определено количество лесничеств на территории Ленинградской области и установлены их границы.

Частью 4 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» закреплено, что защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Таким органом является Рослесхоз в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736. На территории Ленинградской области указанные полномочия осуществляет Департамент Рослесхоза по Северо-Западному федеральному округу, которые является территориальным органом Рослесхоза межрегионального уровня.

В полномочия Комитета, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341, не входит защита имущественных прав и законных интересов Российской Федерации, а также отсутствуют полномочия по установлению границ лесничеств.

Таким образом, в период с 2021 года по настоящее время истцы вышеуказанное решение органа государственного кадастрового учета не обжаловали, в администрацию сельского поселения, в границах которой расположен жилой дом, с заявлением о предоставлении земельного участка не обращались, в Комитет с заявлением о рассмотрении вопроса об устранении противоречий в сведениях ЕГРН и ГЛР в отношении спорного земельного участка не обращался. В материалах дела отсутствуют сведения, подтверждающие включение спорного земельного участка в состав земель населенных пунктов, а также сведения о предоставлении спорного земельного участка истцам, что также не опровергается истцами.

В судебном заседании истцы ФИО1 и ФИО6 и их представитель ФИО13 исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик - представитель администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Ответчик - представитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствии представителя, в удовлетворении иска отказать.

Третьи лица – представитель Управления Росреестра по Ленинградской области, ООО «Геопроект» в лице кадастрового инженера ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Третье лицо – представитель Комитета по природным ресурсам Ленинградской <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассматривать в отсутствии представителя, в удовлетворении иска отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему:

Как усматривается из представленных в суд документов, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 передала дочерям: ФИО1 и ФИО6 в общую долевую собственность, по ? доле в праве каждой, жилой дом, площадью 37,8 кв.м, одноэтажный, кадастровый , расположенный по адресу: Ленинградская <адрес>, год постройки дома - 1956 г.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла.

Переход права собственности не был зарегистрирован в установленном законом порядке.

Решением Бокситогорского городского суда Ленинградской <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный договор дарения был признан заключенным, за ФИО6 и ФИО1 признано право собственности на вышеуказанный объект недвижимости, решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано за истцами в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно техническому паспорту на жилой дом индивидуального жилищного фонда по адресу: Ленинградская <адрес>, составленному по фактическому пользованию ГУ БРУТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, данный жилой дом, собственником которого являлась ФИО12, расположен на земельном участке, имеющем площадь «по документам» 1500 кв.м, фактическую площадь 1382 кв.м, площадь застройки - 112 кв.м.

Как усматривается из представленных в суд документов, ФИО5 в период с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти была зарегистрирована по месту жительства в вышеуказанном жилом доме.

Как следует из домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес>, по указанному адресу имеются отметки о факте прописке в указанном жилом доме с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок, на котором расположен жилой дом, с кадастровым номером 47:18:0503001:118, имеет площадь 1382 кв.м, категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под фактически занимаемым домовладением, поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок является ранее учтенным, его границы в установленном порядке не определены, сведения о зарегистрированных правах в реестре отсутствуют.

Обращаясь в суд с настоящим иском истицы указывают, что с момента приобретения в 1988 году ФИО5 у ФИО2 вышеуказанного жилого дома, ФИО5 открыто владела и пользовалась как своим собственным земельным участком, на котором расположен жилой дом, которым ранее пользовалась ФИО2, споров по использованию земельного участка со смежными землепользователями не возникало, требований об изъятии земельного участка ни истцам, ни предыдущим собственникам жилого дома, расположенного на спорном земельном участке, не поступало, а потому, учитывая давность открытого владения (более 34 лет), наличие на спорном земельном участке жилого дома 1956 года постройки, находящегося в собственности истцов, оплату истцами начисляемого в отношении спорного земельного участка земельного налога, истцы полагают, что за ними может быть признано право собственности на земельный участок в порядке приобретательной давности, в связи с чем обратились с настоящим иском в суд.

В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

В соответствии с п. 3 ст. 234 ГК РФ лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

В разъяснениях, содержащихся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", указано, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 16 вышеуказанного Постановления, по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

Таким образом, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено только на те земельные участки, которые находятся в частной собственности, при условии, что лицо владеет таким участком с соблюдением предусмотренных пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации условий, а также на бесхозяйное имущество.

По сообщению филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных правах на спорный земельный участок, правопритязаниях на него, заявленные в судебном порядке требования, аресты и пр.

Администрация Борского сельского поселения Бокситогорского муниципального района сообщила суду, что похозяйственные книги за период с 1956 по 2005 год по <адрес> в Борском сельском поселении не велись, сведения о жилом доме отсутствуют, а также отсутствуют сведения о том, кому, когда и на каком основании был предоставлен земельный участок площадью 1382 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, имеющий в настоящее время кадастровый . Документы, подтверждающие предоставление земельного участка ФИО2 отсутствуют. Сведения, подтверждающие факт предоставления в аренду ФИО5 земельного участка отсутствуют.

Таким образом, у истцов отсутствует, и судом не установлено наличие какого-либо документа, подтверждающего факт предоставления спорного земельного участка кому-либо и на каком праве.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО6 обратились в Бокситогорский отдел Управления Росреестра по Ленинградской области с заявлением об осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:18:0503001:118, уточнении местоположения границ указанного земельного участка, в котором просили установить границы земельного участка в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным сотрудником ООО «Геопроект» кадастровым инженером ФИО3

При этом, из межевого плана следует, что границы земельного участка с кадастровым пересекают границы части лесного участка с учетным № /2, отнесенного к землям лесного фонда.

Из уведомления Бокситогорского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ -исх следует, что в Государственном фонде данных Бокситогорского отдела отсутствует землеустроительное дело на спорный земельный участок.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ орган государственного кадастрового учета сообщил о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении указанного земельного участка, поскольку при осуществлении таковых действий было выяснено, что границы земельного участка с кадастровым пересекают границы части лесного участка с учетным № /2, отнесенного к землям лесного фонда, а впоследствии, в связи с непредставлением в орган кадастрового учета документов о правах на земельный участок, которые возникли до ДД.ММ.ГГГГ, в осуществлении действий по государственному кадастровому учету в отношении указанного выше земельного участка истцам было отказано.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 6 340 883 646 кв. м с кадастровым номером № , расположенный по адресу: Ленинградская область, Бокситогорский район, Тихвинский район, Бокситогорское лесничество, относится к землям лесного фонда, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Исключительное право собственности Российской Федерации на лесной участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

При сопоставлении информации о характерных точках границ спорного земельного участка с материалами государственного лесного реестра, ведение которого осуществляется Комитетом по природным ресурсам ленинградской области в силу возложенных полномочий и функций, определенных положением о Комитете, утвержденном постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ , установлено, что земельный участок с кадастровым номером 47:18:0503001:118 (в предложенных истцами границах) полностью расположен на земельном участке из состава земель лесного фонда с КН , а именно в границах квартала 19 Бокситогорского участкового лесничества Бокситогорского лесничества Ленинградской области.

Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий», а также в соответствии со ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о переводе спорного земельного участка из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов. Таким образом, основания для внесения изменений в государственный лесной реестр в отношении спорного земельного участка отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, предоставление лесных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда находящиеся в государственной или муниципальной собственности ограничиваются в обороте. Земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность.

Ограничения в обороте лесного фонда содержал и ранее действовавший Лесной кодекс РФ, введенный в действие Федеральным законом от 29.01.1997 № 22-ФЗ, согласно статье 12 которого оборот лесного фонда не допускался. Нахождение в обороте участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд участков лесов, прав пользования ими допускается в той мере, в какой это предусмотрено настоящим Кодексом. Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.

В соответствии со ст. 3 Основ лесного законодательства РФ, утвержденных постановлением ВС РФ от 06.03.1993 № 4613-1 все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации.

Статья 3 Лесного кодекса РСФСР 1978 г. регламентировала, что леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда.

Кроме того, лесной фонд поименован в перечне объектов, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена (пункт 2.1 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г № 2284).

Истцами не представлены доказательства, подтверждающие законное прекращение права собственности Российской Федерации на земельный участок. Таким образом, спорный земельный участок из состава федеральной собственности не выбывал, в силу закона относился и относится в настоящее время к землям лесного фонда. Судом не установлено наличие (издание) соответствующих документов, подтверждающих включение спорного земельного участка в состав земель населенных пунктов, а также сведения о предоставлении спорного земельного участка как истцам, так и предыдущим пользователям, в том числе возникшим до 01.01.2016 (для возможности применения «лесной амнистии»).

Таким образом, законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность нахождения в собственности иных лиц земельных участков из состава земель лесного фонда, в связи с чем заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат, являются незаконными и необоснованными. Системное толкование вышеуказанного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.

При этом суд полагает возможным отметить, что в соответствии с положениями части 7 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2026 года приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах. В целях исполнения положений указанного федерального закона постановлением Губернатора Ленинградской области от 18.01.2012    № 5-пг была создана Межведомственная рабочая группа по рассмотрению вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений ЕГРН и ГЛР на территории Ленинградской области.

При этом, суд не может согласиться с доводами ответчика Рослесхоза о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства Российской Федерации (Рослесхоз), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, который частью 4 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» уполномочен Правительством Российской Федерации на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО6 к администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской <адрес>, Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз) о признании права общей долевой собственности, по ? доле в праве за каждой, на земельный участок кадастровым номером , имеющий площадь 1382 кв.м, находящийся по адресу: Ленинградская <адрес>, в силу приобретательной давности, установлении границ земельного участка, обязании внести изменения в государственный лесной реестр - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Бокситогорский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 09 октября 2023 года.

Судья:

2-384/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Васильева Любовь Александровна
Вальская Надежда Александровна
Ответчики
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)
Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области
Другие
Костичев Георгий Викторович
ООО "Геопроект"
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
Управление Росреестра по Ленинградской области
Суд
Бокситогорский городской суд Ленинградской области
Судья
Пименова Арина Геннадиевна
Дело на странице суда
boksiti.lo.sudrf.ru
28.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2023Передача материалов судье
03.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2023Подготовка дела (собеседование)
15.05.2023Подготовка дела (собеседование)
15.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.06.2023Предварительное судебное заседание
15.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.08.2023Предварительное судебное заседание
05.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее