Дело № 2-184 /2023
УИД 89RS0009-01-2023-000214-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2023 года с. Красноселькуп
Красноселькупский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Аликиной Н.А.,
при секретаре Патраваеве Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Красноселькупского района о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Красноселькупского района обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество. Требование мотивированно тем, что недвижимое имущество - сооружение дорожного хозяйства «автомобильная дорога, расположенная по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, с.Ратта, дорога к ТКО», протяженностью 1299 м., с кадастровым номером 89:07:020201:869, поставлено на учёт в качестве бесхозяйного имущества 25.04.2023 года согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28.04.2023. Согласно ответа Управления муниципальным имуществом Администрации Красноселькупского района спорный объект в реестре муниципальной собственности муниципального округа Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальной казне не числится. Согласно ответа ООО «Красноселькупское районное бюро технической инвентаризации» в отношении спорного объекта проектная, техническая и иная документация не изготавливалась, собственники неизвестны. Согласно ответа Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа спорный объект в реестре государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа не числится. Согласно ответа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе спорный объект в реестре федерального имущества Ямало-Ненецкого автономного округа не числится. В течение трёх месяцев с момента постановки бесхозяйного имущества (линейного объекта) на учёт, собственник данного объекта не установлен, никто своих прав на данный объект не заявлял. Просит признать за муниципальным округом Красноселькупский район Ямало-Ненецкого автономного округа право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество - сооружение дорожного хозяйства «автомобильная дорога, расположенная по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, с.Ратта, дорога к ТКО», протяженностью 1299 м.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, при подаче заявления просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя.
Представитель заинтересованного лица Управления муниципальным имуществом Администрации Красноселькупского района в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, в котором поддержал заявленные требования в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица Администрации с.Толька в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, в котором поддержал заявленные требования в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений и ходатайств не представил.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3).
В соответствии с ч. 2 ст. 292 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь рассматривается судом с участием заинтересованных лиц.
Частью 2 ст. 293 ГПК РФ предусмотрено, что суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Таким образом, для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в особом порядке необходима совокупность обязательных условий, перечисленных выше.
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218), действующий с 1 января 2017 г., государственная регистрация права на недвижимое имущество в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Аналогичная норма содержалась в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п.п. 1, 7 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ), автомобильные дороги, как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, относятся к объектам недвижимого имущества. Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст. 6 Закона № 257-ФЗ, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Автомобильные дороги местного значения, общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, согласно ч.8 ст.6 Закона № 257-ФЗ могут находиться в собственности поселения.
Как следует из материалов дела, предметом рассмотрения является объект - сооружение дорожного хозяйства «автомобильная дорога, расположенная по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, с.Ратта, дорога к ТКО», протяженностью 1299 м. поставлено на учёт в качестве бесхозяйного имущества 25.04.2023 согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28.04.2023.
Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Здания и сооружения являются недвижимыми вещами согласно п. 1 ст. 141.3 ГК РФ.
Согласно ответа Управления муниципальным имуществом Администрации Красноселькупского района спорный объект в реестре муниципальной собственности муниципального округа Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципальной казне не числится.
Согласно ответа ООО «Красноселькупское районное бюро технической инвентаризации» в отношении спорного объекта проектная, техническая и иная документация не изготавливалась, собственники неизвестны.
Согласно ответа Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа спорный объект в реестре государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа не числится.
Согласно ответа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, Ямало-Ненецком автономном округе спорный объект в реестре федерального имущества Ямало-Ненецкого автономного округа не числится.
Таким образом, судом установлено, что спорное сооружение дорожного транспорта более трёх месяцев состоит на учете в государственном регистрирующем органе, как бесхозяйный объект недвижимого имущества, собственники которого отсутствуют. Какие-либо права на это сооружение, в установленном законом порядке, не зарегистрированы, притязания на приобретение их в собственность не заявлены. Никем не оспаривается, что указанный объект является бесхозяйной вещью. Отсутствие собственника объекта недвижимости влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению его сохранности, содержанию.
В соответствии с п.п. 3 п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности наряду с другими основаниями возникают из судебного решения, устанавливающего гражданские права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, со дня постановки заявленного объекта на учет как бесхозяйного недвижимого имущество прошло более трех месяцев, в связи с чем данный объект недвижимого имущества, как бесхозяйный, может быть признан муниципальной собственностью.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Администрации Красноселькупского района о признании права собственности за муниципальным образованием на бесхозяйное имущество – удовлетворить.
Признать за муниципальным округом Красноселькупский район Ямало-Ненецкого автономного округа право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество - сооружение дорожного хозяйства «автомобильная дорога, расположенная по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, с.Ратта, дорога к ТКО», протяженностью 1299 м.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в апелляционном порядке через Красноселькупский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.А. Аликина