Судья Яньшина Н.В. Дело № 33а-7379/2020
УИД 22RS0069-01-2020-002918-06
Номер дела в суде 1 инстанции 2а-1669/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 октября 2020 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Скляр А.А., Пасынковой О.М.,
с участием прокурора Доровских А.И.
при секретаре Нечай А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ленинского района г.Барнаула на решение Ленинского районного суда г.Барнаула от 31 августа 2020 года
по делу по административному иску федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» к Вигандту В. В.ичу об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение *** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» (далее ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Алтайскому краю) обратилось в суд с административным иском к Вигандту В.В. об установлении административного надзора на срок 8 лет, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Баевского районного суда Алтайского края от 27 октября 2014 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания и административных ограничений в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22:00 часов до 06:00 часов; обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В обоснование требований указано, что Вигандт В.В. приговором Баевского районного суда Алтайского края от 27 октября 2014 года был осужден за совершение 28 июля 2014 года за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве, по отбытию наказания ему был установлен административный надзор. В период нахождения под административным надзором Вигандт осужден за совершение преступления небольшой тяжести при рецидиве преступлений. За время отбывания наказания зарекомендовал себя положительно, взысканий, поощрений не имеет, отбывает наказание в обычных условиях. 19 октября 2020 года подлежит освобождению из мест лишения свободы, в связи с чем имеются основания для установления в отношении него административного надзора и административных ограничений.
Решением Ленинского районного суда г.Барнаула от 31 августа 2020 года административные исковые требования удовлетворены частично.
В отношении Вигандта В.В. установлен административный надзор на срок 3 года со дня постановки на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Баевского районного суда Алтайского края от 20 апреля 2020 года. Установлены административные ограничения: обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.; запрещение пребывания в местах, специализирующихся на продаже и распитии алкогольной продукции. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
В апелляционном представлении прокурор Ленинского района г.Барнаула изменить решение суда, резолютивную часть решения изложить в следующей редакции: административные исковые требования ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по Алтайскому краю удовлетворить. Установить административный надзор в отношении Вигандта В.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, сроком на 8 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Баевского районного суда Алтайского края от 20 апреля 2020 года. Сформулировать административное ограничение в виде запрета пребывания в определенных местах, следующим образом: запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, ссылаясь на то, что по приговору Баевского районного суда Алтайского края от 27 октября 2014 года срок погашения судимости составляет 8 лет, а по приговору от 20 апреля 2020 года – 3 года, судом не учтено, что в силу пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора; при установлении административного ограничения в виде запрета пребывания в определенных местах судом, судом некорректно указана формулировка данного ограничения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Доровских А.И. апелляционное представление поддержала по изложенным в нем доводам, дополнительно указала, что в просительной части апелляционного представления допущена техническая описка, ошибочно указан приговор Баевского районного суда Алтайского края от 20 апреля 2020 года, что не соответствует мотивировочной части представления, в котором просят установить административный надзор по приговору Баевского районного суда Алтайского края от 27 октября 2014 года.
Ииные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не вились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок и основания установления административного надзора предусмотрены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон об административном надзоре).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в частности, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений.
В силу пункта 2 части 2 статьи 3 этого же Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Таким образом, совершение преступления в период нахождения под административным надзором, при опасном рецидиве является достаточным для установления за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость, административного надзора.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Закона об административном надзоре, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Закона об административном надзоре).
Из материалов дела следует, что приговором Баевского районного суда Алтайского края от 27 октября 2014 года Вигандт В.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, и подвергнут наказанию в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Срок наказания постановлено исчислять с 27 октября 2014 года.
При назначении Вигандту В.В. наказания судом принято во внимание, что вышеназванное преступление совершено при опасном рецидиве преступлений.Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Барнаула от 20 августа 2019 года Вигандту В.В. устанавливался административный надзор на три года за преступление, совершенное в период нахождения под административным надзором.
Приговором Баевского районного суда Алтайского края от 20 апреля 2020 года Вигандт В.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, и подвергнут наказанию в виде 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Срок наказания постановлено исчислять с момента вступления приговора в законную силу. В срок наказания зачтено время содержания под стражей с 20 апреля 2020 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день за один день.
При назначении Вигандту В.В. наказания судом принято во внимание, что вышеназванное преступление совершено при рецидиве преступлений.
Решением заместителя начальника полиции (по ООП), утвержденным начальником МО МВД России «Завьялоский» 17 июля 2020 года административный надзор в отношении Вигандта В.В., усыновленный решением Ленинского районного суда г.Барнаула от 20 августа 2019 года, прекращен в связи с осуждением Вигандта В.В. приговором Баевского районного суда Алтайского края от 20 апреля 2020 года и направлением в места лишения свободы.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для установления административного надзора.
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 пункта 3 и части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 этого же Федерального закона).
Приходя к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил только лишь из совершения Вигандтом В.В. в период нахождения под административным надзором преступления небольшой тяжести, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, за которое он был осужден приговором Баевского районного суда Алтайского края 20 апреля 2020 года к лишению свободы и подлежит освобождению 19 октября 2020 года.
Между тем, суд первой инстанции не учел, что в соответствии с абзацем 2 пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона об административном надзоре).
Согласно пункту 32 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания являются основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Федерального закона № 64-ФЗ). С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона об административном надзоре.
После отбытия наказания по приговору Баевского районного суда Алтайского края от 20 апреля 2020 года сохраняется неснятая и непогашенная судимость по приговору Баевского районного суда Алтайского края от 27 октября 2014 года. Сроки погашения судимости, установленные статьями 86 и 95 Уголовного кодекса Российской Федерации, за каждое преступление исчисляются самостоятельно и не прерываются совершением нового преступления. Поэтому сохранение этой судимости также является основанием для установления в отношении него административного надзора.
В соответствии со статьями 15, 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату совершения преступления) преступление, за совершение которого Вигандт В.В. осужден приговором суда от 20 апреля 2020 года относится к преступлениям небольшой тяжести, срок погашения судимости составляет три года; преступление по приговору суда от 27 сентября 2014 года относится к тяжким преступлениям, срок погашения судимости составляет 8 лет.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, в отношении Вигандта В.В. имелось два основания для установления административного надзора, при этом срок административного надзора в связи с наличием судимости по приговору от 27 октября 2014 года более длительный (8 лет), чем по приговору от 20 апреля 2020 года (3 года).
При таких обстоятельствах административный надзор в отношении Вигандта В.В. подлежал установлению исходя из наличия непогашенной судимости по приговору от 27 октября 2014 года, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит изменению с указанием на установление в отношении Вигандта В.В. административного надзора на срок погашения судимости по приговору от 27 октября 2014 года - на 8 лет, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по этому приговору.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, приведен в статье 4 Закона об административном надзоре.
Административные ограничения, подлежащие применению к Вигандту В.В. (обязательная явка три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., запрет пребывания в определенных местах, а именно в местах, специализирующихся на продаже и распитии алкогольной продукции), установлены в соответствии с названной выше нормой, являются необходимыми для предупреждения совершения им преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. При выборе ограничений судом оценены личность лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения.
Между тем, согласно пункту 22 постановления Пленума верховного Суда Российской Федерации № 15 от 16 мая 2017 года с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
При таких обстоятельствах резолютивную часть решения суда следует уточнить указанием на запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Барнаула от 31 августа 2020 года изменить, изложив абзац 2 резолютивной части в следующей редакции:
«Установить в отношении Вигандта В. В.ича, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженца <адрес>, административный надзор сроком на 8 лет, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Баевского районного суда Алтайского края от 27 октября 2014 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по этому приговору, который подлежит исчислению со дня постановки Вигандта В. В.ича на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения».
Абзац 6 резолютивной части решения уточнить указанием на запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: