УИД 91RS0012-01-2024-000662-83
Дело №2-1106/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 июля 2024 года г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи – Киселевича А.А.,
при секретаре судебного заседания – Лебединской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, его отмене, возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель истца ФИО2 – ФИО6, действующая на основании доверенности, обратилась в Керченский городской суд Республики Крым с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по <адрес>), в котором, с учетом поданных уточнений, просит признать незаконным и отменить решение Отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Управления установления пенсий ОСФР по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении ФИО2 страховой пенсии по старости; обязать ОСФР по <адрес> включить в стаж работы ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности следующие периоды: работы в МБДОУ <адрес> РК «Детский сад № «Радуга» в должности воспитателя, когда не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; социального дополнительного отпуска: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; курсов повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; учебных отпусков: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нерабочие (праздничные) дни отдыха, установленные органами государственной власти Республики Крым: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; работы в МБДОУ <адрес> РК «Детский сад № «Радуга» в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ОСФР по <адрес> назначить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях». ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение №, которым в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого льготного стажа с применением положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Из содержания оспариваемого решения следует, что в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ответчиком не были включены вышеприведенные спорные периоды работы и иные периоды. Итоговый размер общего страхового стажа истца, указанного в оспариваемом решении, составил 29 лет 11 месяцев 03 дня (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), в том числе, стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию посчитанный пенсионным органом, составил 20 лет 08 месяцев 01 день. С данным решением пенсионного органа истец не согласен, полагает его необоснованным и незаконным, а вследствие чего подлежащим отмене судом. Согласно записям в трудовой книжке истца, а также сведениям, содержащимся в справках о стаже, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истец осуществляет педагогическую деятельность в МБДОУ <адрес> РК «Детский сад № «Радуга» в должности воспитателя, в связи с чем полагает, что имеет достаточный стаж для досрочного назначения ей страховой пенсии по старости. Изложенное послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ истец и его представитель не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, от представителя истца в адрес суда поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором он также просил удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме (л.д.82).
Представитель ответчика ОСФР по <адрес>, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, ранее направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также просил в удовлетворении исковых требований отказать (л.д.80).
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Частями 1, 5 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Положениями пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ регламентировано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона 2 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список №781).
Вышеуказанным Списком №781 определено, что работа в должности воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речи идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ОСФР по <адрес> с заявлением о досрочном назначением страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ, с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (л.д.32-33).
ДД.ММ.ГГГГ Отделом установления пенсий с учетом специального стажа № Управления установления пенсий ОСФР по <адрес> принято решение № об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости ФИО2 ввиду отсутствия права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого льготного стажа с применением положении части 1.1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ (л.д.31-31 об.).
Из указанного решения ответчика об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ, учтен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за исключением следующих периодов: отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуск без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; социальный дополнительный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; курсы повышения квалификации, так как отсутствуют сведения о сохранении средней заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды, когда не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе отпуска без сохранения заработной платы, курсы повышения квалификации и социальные дополнительные отпуска); учебные отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; нерабочие (праздничные) дни отдыха, установленные органами государственной власти Республики Крым: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица имеются данные только по ДД.ММ.ГГГГ решение принималось без учета периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В части не включения отпуска по уходу за ребенком, а также отпуска без сохранения заработной платы, решение не оспаривается.
Согласно трудовой книжке ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, серии БТ-I №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ, истец ДД.ММ.ГГГГ принята воспитателем в ясли-сад № временно, ДД.ММ.ГГГГ переведена на постоянное место работы воспитателя ясли-сада, откуда ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию. ДД.ММ.ГГГГ ясли-сад № «Семицветик» переименован в коммунальное дошкольное учебное заведение № «Радуга» комбинированного типа управления образования Керченского городского совета Автономной Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец принята на должность воспитателя в Дошкольное учебное заведение №, ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена квалификационная категория «специалист второй категории». ДД.ММ.ГГГГ Керченское коммунальное дошкольное учебное заведение № «Радуга» комбинированного типа Керченского городского совета Автономной Республики Крым переименовано в Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> Республики Крым «Детский сад № «Радуга». ДД.ММ.ГГГГ квалификационная категория истца «специалист второй категории» признана «первой квалификационной категорией». ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена первая квалификационная категория по должности воспитатель (л.д.8-9, 37-38 об.).
Переименования учебного заведения, в котором истец работает с 1992 года по настоящее время, также отражены в исторической справке №, выданной МБДОУ <адрес> РК «Детский сад № «Радуга» ДД.ММ.ГГГГ, данные которой согласуются с записями в трудовой книжке истца (л.д.41).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»? периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории ФИО1 по ДД.ММ.ГГГГ и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
В силу статьи 7 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории ФИО1, засчитываются в стаж педагогической работы.
Принимая во внимание то, что предметом иска является включение в специальный стаж периодов работы, в том числе, выполняемых истцом, до ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым, с учетом положений статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», к спорному периоду подлежат применению нормы материального права, действующие на территории Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует принципу правовой определенности.
В периоды работы ФИО2 на территории Республики Крым действовало законодательство ФИО1.
В соответствии с пунктом «е» статьи 55 Закона ФИО1 «О пенсионном обеспечении» от ДД.ММ.ГГГГ №-ХII, действовавшем в период трудовой деятельности истца, работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с перечнем, который утверждается в порядке, определяемом ФИО1.
Согласно Перечню заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденному постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, воспитателя и учителя относятся к указанной категории работников, а в соответствии с Примечанием 2 к данному Перечню работа по специальности в заведениях, учреждениях, предусмотренных этим перечнем, дает право на пенсию за выслугу лет независимо от формы собственности или ведомственной принадлежности учреждений и организаций.
Согласно справке МКУ <адрес> РК «Централизованная бухгалтерия № Управления образования» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 осуществляла педагогическую деятельность в МБДОУ <адрес> РК «Детский сад № «Радуга» в должности воспитателя (л.д.40 об.).
Согласно справкам о заработной плате для исчисления пенсии МБДОУ <адрес> РК «Детский сад № «Радуга» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 за весь период работы получила заработную плату, на все выплаты были произведены отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд (л.д.41 об.–42 об.).
Из вышеизложенного следует, что ФИО2 осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя в учреждении, осуществляющем педагогическую деятельность, деятельность которого входит в Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет. Несмотря на изменение названия образовательного учреждения, цели, задачи и функции данного образовательного учреждения не менялись, с начала своего создания оно являлось государственным общеобразовательным учреждением для детей, утвержденный постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, требования истца в части включения в педагогический стаж периодов работы истца в МБДОУ <адрес> РК «Детский сад № «Радуга» подлежат удовлетворению.
Положения вышеуказанного перечня не содержат ограничительных условий для зачета периода выполнения данных работ (педагогической или учебной нагрузки) для категории «учителя, преподаватели».
Из вышеизложенного следует, что, действующее законодательство на территории Республики Крым в период работы истца в должности воспитателя не содержало условия о выполнении нормы рабочего времени (педагогической нагрузки) на 1 ставку, таким образом, в стаж истца также подлежит включению период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в педагогический стаж истца.
Необоснованно ответчик не включил в педагогический стаж истца и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебных отпусках являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому они подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Поскольку периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках имели место в период осуществления ФИО2 педагогической деятельности, подлежащий включению в специальный стаж, в данные периоды за истцом сохранялась заработная плата и начислялись взносы в пенсионной фонд, они также подлежат включению в специальный стаж.
По тем же основаниями подлежат включению в специальный стаж истца периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №), периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Таким образом, период нахождения ФИО2 в дополнительном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанный вид деятельности относится непосредственно к профессиональной деятельности истца, в данный период за работником сохранялось место работы и средняя заработная плата, с которой работодатель должен был производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил № предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Прямого указания о порядке включения в «специальный» стаж праздничных дней в Правилах нет. На практике нерабочие праздничные дни, предусмотренные Трудовым кодексом, по умолчанию включаются в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии.
Перечень нерабочих праздничных дней установлен статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом, в статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются, в том числе региональными законами, содержащими нормы трудового права.
Статья 6 Трудового кодекса Российской Федерации, разграничивающая полномочия федеральной власти и властей субъектов Российской Федерации, не относит установление дополнительных нерабочих праздничных дней, а также дополнительных отпусков отдельным категориям работников к исключительному ведению федеральной власти.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе по просьбам религиозных организаций объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на определенных территориях. Право субъектов Российской Федерации устанавливать в своем регионе дополнительные нерабочие праздничные дни подтверждено также Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 21 декабря 2011 года №20-ПВ11).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отсутствие в Правилах №516 прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.
При указанных обстоятельствах, спорные нерабочие (праздничные) дни, установленные органами государственной власти Республики Крым: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, подлежат включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Период работы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не включен в специальный страховой стаж истца по тем основаниям, что в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица имеются данные только по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако невыполнение работодателем как субъектом по обязательному социальному страхованию обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд не может служить основанием для того, чтобы не включать ФИО2 периоды ее работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. Такая правовая позиция была высказана Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 10 июля 2007 года №9-П и в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
По предварительному расчету, произведенному ответчиком, при условии включения в страховой стаж спорных периодов трудовой деятельности ФИО2, ее специальный стаж составит 27 лет 03 месяца 17 дней (при необходимой продолжительности 25 лет), ИПК – 66,688, указано что необходимый льготный стаж 25 лет будет выработан ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).
Право на назначение пенсии, с учетом повышения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ (через 36 месяцев от ДД.ММ.ГГГГ), возникает у ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу, об удовлетворении исковых требований ФИО2
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, его отмене, возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Отдела установления пенсий с учетом специального стажа № Управления установления пенсий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости ФИО2.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> включить в стаж работы ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности следующие периоды:
- работа в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении <адрес> Республики Крым «Детский сад № «Радуга» в должности воспитателя, когда не выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- социальный дополнительный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- нерабочие (праздничные) дни отдыха, установленные органами государственной власти Республики Крым: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ;
- работа в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении <адрес> Республики Крым «Детский сад № «Радуга» в должности воспитателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья (подпись) А.А. Киселевич