Решение по делу № 33-7194/2022 от 08.06.2022

Судья Кызласова Т.В. № 33-7194/2022, 2.122

24RS0016-01-2021-002961-33

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июня 2022 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Туровой Т.В.,

судей Александрова А.О., Лоншаковой Е.О.,

при ведении протокола помощником судьи Славской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лоншаковой Е.О., гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края в интересах Козловой (Мавленковой) Ольги Александровны к Администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края о предоставлении жилого помещения,

по апелляционной жалобе представителя администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края Кориневской Е.Д.,

на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 28 марта 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора ЗАТО г. Железногорск Красноярского края удовлетворить.

Возложить на администрацию закрытого административно - территориального образования город Железногорск Красноярского края обязанность предоставить Козловой (Мавленковой) Ольге Александровне, <дата> года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по месту проживания на территории ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления общей площади - 33 кв.м., в соответствии с допусками, установленными пунктом 14 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился с указанным иском в суд, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на дополнительную защиту, установлено, что Козлова (Мавленкова) Ольга Александровна, <дата> года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Ее мать – Козлова О.Н., отец – Козлов А.М. заочным решением Железногорского городского суда Красноярского края от 18 февраля 2008 года лишены родительских прав в отношении дочери Козловой (Мавленковой) О.А. Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам от 23 сентября 2014 года Козлова (Мавленкова) О.А. включена в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на территории ЗАТО Железногорск Красноярского края, вместе с тем, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, собственного жилья не имеет, проживает в п. Чулым, ул. Гагарина, 4-1 с малолетним ребенком. Ссылаясь на положения ФЗ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 (в ред. от 20 декабря 2012 года) «О защите прав ребенка», прокурор просит обязать администрацию ЗАТО Железногорск предоставить Козловой (Мавленковой) О.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из общей площади 33 квадратных метра, с допусками, установленными ч. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края Кориневская Е.Д. просит решение отменить. Ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права, указывает, что ни мотивировочная, ни резолютивная часть решения суда не содержит описания и разрешения вопроса о правах и обязанностях соответчика по делу - Министерства строительства Красноярского края. Кроме того, в мотивировочной части решения Министерство строительства Красноярского края поименовано в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Полагает, что в нарушение ст. 4, 5 Федерльного закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, суд установил расходные обязательства администрации ЗАТО г. Железногорск без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться финансирование.

Козлова О.А. (уведомление о вручении, л.д. 92), Администрации ЗАТО г. Железногорск (уведомление о вручении, л.д. 91), Министерство строительства Красноярского края (уведомление о вручении, л.д. 93), Министерство образования Красноярского края (уведомление о вручении, л.д. 87), надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, о причинах своего отсутствия суд не уведомил, в силу положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя процессуального ситца Шадрину Е.А., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу п. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее по тексту статьи - норма предоставления).

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.

С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Козлова (Мавленкова) О.А., <дата> года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, так как ее родители Козлова О.Н. и Козлов А.М. лишены родительских прав в отношении дочери Козловой (Мавленковой) О.А. решением суда от 18 февраля 2008 года.

Козлова (Мавленкова) О.А. жилых помещений, пригодных для проживания, не имеет.

Решением комиссии Министерства образования от 23 сентября 2014 года Козлова (Мавленкова) О.А. включена в краевой список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако жильем до настоящего времени не обеспечена.

Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, установив, что Козлова (Мавленкова) О.А., проживающая на территории г. Красноярска, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрела право на получение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», нуждается в получении жилья, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию ЗАТО г. Железногорска обязанности по предоставлению Козловой (Мавленковой) О.А. жилого помещения на территории г. Красноярска по договору найма специализированного жилого помещения.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.

Как следует из содержания вышеприведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, предусматривающий формирование соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, сам по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Определенные федеральным законодателем основания и условия предоставления жилого помещения Козлова (Мавленкова) О.А. имеет.

При таких обстоятельствах, оснований для отказа в обеспечении Козловой (Мавленковой) О.А. жильем по договору найма специализированного жилого помещения не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в нарушение ст. 4, 5 Федерльного закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 31 Бюджетного кодекса РФ, суд установил расходные обязательства администрации ЗАТО г. Железногорск без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться финансирование, судебная коллегия находит несостоятельными.

В силу ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.22 ст. 17 Закона Красноярского края от 02 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, отдельным законом края.

Законом Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка».

В силу ст. 1 данного Закона государственные полномочия включают в себя, помимо прочего, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом вопросы предоставления денежных средств для исполнения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, относятся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ, а порядок выделения денежных средств для приобретения органами местного самоуправления жилых помещений и предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулирован вышеприведенными законами.

С учетом изложенного вышеуказанные доводы жалобы не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены решения, поскольку они выводы суда не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права.

Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым исправить допущенную судом первой инстанции описку, указав в абзаце втором резолютивной части обжалуемого решения вместо пункта 14 - пункт 24 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Исправить описку в решении Железногорского городского суда Красноярского края от 28 марта 2022 года, указав в абзаце втором обжалуемого решения вместо: пункта 14 - пункт 24 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».

В остальной части обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-7194/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Козлова Ольга Александровна
Прокурор ЗАТО г. Железногорск Красноярского края
Ответчики
Администрация ЗАТО Железногорск
Другие
Министерство образования Красноярского края
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Лоншакова Елена Олеговна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
20.06.2022Судебное заседание
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2022Передано в экспедицию
20.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее