Решение по делу № 2-5521/2021 от 24.06.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2021 года

Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Землемеровой О.И.,

при секретаре Прохорове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давыдова И. В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Министерству социального развития Московской области о признании решения об отказе в выдаче социальных карт незаконным и обязании принять документы и оформить социальные карты, -

УСТАНОВИЛ:

Истец Давыдов И.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2 обратился с иском к Министерству социального развития Московской области о признании решения об отказе в выдаче социальных карт незаконным и обязании принять документы и оформить социальные карты.

В обоснование иска указывает, что с <дата> и по настоящее время он, его супруга ФИО8 и трое несовершеннолетних детей проживают в г. Раменское Московской области. С <дата> все члены семьи имеют регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>. Через портал государственных услуг он обратился в Раменское управление социальной защиты населения по вопросу оформления и выдачи социальной карты жителя Московской области ему и несовершеннолетнему сыну ФИО2, так как их семья является многодетной и являются также получателями льгот, что подтверждается удостоверением многодетной семьи. <дата> Раменским окружным управлением социальной защиты населения принято решение <номер> об отказе ему в предоставлении государственной услуги по причине отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области. С указанным решением он категорически не согласен. В связи с чем вынужден был обратиться в суд.

В судебном заседании истец просил удовлетворить исковые требования.

Ответчик Министерство социального развития Московской области в лице Раменского окружного управления социальной защиты населения явился представитель ФИО9, представил письменные возражения по иску, которым просил отказать в иске.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Давыдов И.В. состоит в браке с ФИО8(л.д.25)

От брака супруги имеют троих несовершеннолетних детей: ФИО2, <дата> года рождения(л.д.22), ФИО3, <дата> года рождения(л.д.23), ФИО4, <дата> года рождения.(л.д.24)

Семья является многодетной.(л.д.21)

В материалы дела представлены свидетельства о регистрации по месту пребывания с <дата> по <дата> по адресу: <адрес>.(л.д.26-28)

Истец Давыдов И.В. обратился за предоставлением государственной услуги «Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя <адрес>».

Решением Раменского окружного управления социальной защиты Министерства социального развития Московской области населения от <дата> <номер> ему было отказано в предоставлении государственной услуги «Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя Московской области».(л.д.19-20)

Как следует из оспариваемого решения, истцу было отказано в предоставлении государственной услуги по причине отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области.

С данным решением истец не согласен.

Проверяя обоснованность заявленных требований, суд исходит из следующего.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждено документально, ранее в суд обращалась ФИО8/супруга истца/ с иском к ответчику о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи ввиду того, что она не имеет регистрации по месту жительства в Московской области, так как согласно паспортных данных зарегистрирована в <адрес>. Решением Раменского городского суда от <дата> иск был удовлетворен, так как у истца и её семьи имелась регистрация по месту пребывания по адресу: <адрес>.(л.д.34-37) Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <дата> решение оставлено без изменения.(л.д.29-33)

Таким образом, Министерство социального развития Московской области уже сталкивалось с разрешением вопроса по многодетной семье ФИО10 и в постановлениях судов, вступивших в законную силу, было указано, что следует при решении возникающих вопросов исходить из фактического проживания семьи.

Между тем, при обращении Давыдова И.В. за предоставлением государственной услуги «Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя Московской области», ему было отказано все по тем же основаниям - по причине отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области.

Разрешая спор, суд руководствуется Законом Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области"/ Законом Московской области от 12 января 2006 года N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее Закон Московской области N 1/2006-ОЗ), регулирующих на территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям.

Согласно положениям ст. 2 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.

Многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (абзац 5 ст. 2 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ).

Согласно положениям ст. 1.1 Закона Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ Закон распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки для многодетных семей.

В ст. 2 Закон Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" указано, что меры социальной поддержки отдельных категорий граждан предоставляются в натуральной и в денежной форме. Документом, подтверждающим право на бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам и на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, служит социальная карта жителя Московской области, являющаяся социальным проездным билетом в случае открытия на ней транспортного приложения (далее - социальная карта жителя Московской области). Форма, порядок оформления и выдачи социальной карты жителя Московской области устанавливаются Правительством Московской области.

    Так, согласно Постановления Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31 (ред. от 27.06.2017) "Об утверждении Положения о социальной карте жителя Московской области" получатель социальной поддержки - гражданин, имеющий место жительства в Московской области и обладающий правом на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области или муниципального образования Московской области.

В п.8.1.1 Постановления Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31 (ред. от 27.06.2017) "Об утверждении Положения о социальной карте жителя Московской области" отражено, что для получения социальной карты получатель социальной поддержки обращается в территориальное структурное подразделение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с анкетой-заявкой на предоставление ему социальной карты, одновременно предъявляет паспорт (иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации), документы о праве на социальную поддержку и цветную фотографию размером 3 на 4 сантиметра. Если в документе, удостоверяющем личность, отсутствуют сведения о месте жительства, получателю социальной поддержки необходимо документально подтвердить наличие места жительства в Московской области. По усмотрению заявителя заявление может быть подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг, Государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области", в порядке, определяемом соответствующими нормативными правовыми актами.Положение о предоставлении документа, подтверждающего место жительства заявителя и детей в Московской области, корреспондирует ст. 1 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ, согласно которой действие указанного закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, что, в свою очередь, обусловлено финансированием мер социальной поддержки, предоставляемых семье и детям в Московской области.

Понятие места жительства гражданина дано в ст. 20 ГК РФ. В силу указанной нормы местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" конкретизирует содержание понятия "место жительства", устанавливая, что это: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В Законе N 5242-1 содержится положение о необходимости регистрации по месту жительства и по месту пребывания.

Регистрационный учет - согласно ст. 3 данного Закона - вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, однако при этом статья устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в Постановлениях: от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П; в определениях: от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О, регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.

Как усматривается из текста пункта 3 Порядка, при обращении не требуется предоставления документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства. Положением предусмотрено предоставление документа, подтверждающего место жительства многодетной семьи, с которым законодательство связывает возникновение и осуществление прав многодетной семьи на получение социальной поддержки за счет средств бюджета Московской области.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из фактического проживания семьи истца на момент обращения к ответчику в жилом помещении по адресу: <адрес>, что подтверждается рождением младшего ребенка в <адрес> ( представлено свидетельство о рождении ФИО4(л.д.24)), решением Раменского городского суда, а также свидетельствами о регистрации по месту пребывания всех членов семьи по адресу: <адрес> (на момент обращения истца к ответчику).

В связи с чем, отказ Раменского окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от <дата> <номер> об отказе в предоставлении Давыдову И.В. государственной услуги « Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя <адрес>», в связи с «отсутствием регистрации по месту жительства в Московской области» нельзя признать законным и обоснованным.

Таким образом, нарушенное право подлежит восстановлению путем возложения обязанности на Министерство социального развития Московской области в лице Раменского окружного управления социальной защиты населения принять документы и оформить социальную карту жителя Московской области Давыдову И. В. с учетом предоставленного им свидетельства о регистрации по месту пребывания, действительного на момент его предъявления, так как на момент рассмотрения настоящего гражданского дела регистрация по месту пребывания уже была недействительна и не продлена.

Между тем, не подлежит удовлетворению требование Давыдова И.В., действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2 о признании решения об отказе в выдаче социальной карты несовершеннолетнему ФИО2 незаконным и обязании принять документы и оформить социальную карту несовершеннолетнему ФИО2, так как доказательств обращения от имени несовершеннолетнего суду в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.

В судебном заседании истец пояснил, что обращался с одним заявлением от своего имени.

Однако, согласно п.8.1.1 Постановления Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31 (ред. от 27.06.2017) "Об утверждении Положения о социальной карте жителя Московской области" для получения социальной карты получатель социальной поддержки обращается с анкетой-заявкой на предоставление ему социальной карты, одновременно предъявляет паспорт (иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации), документы о праве на социальную поддержку и цветную фотографию размером 3 на 4 сантиметра. При этом, социальная карта представляет собой именную пластиковую карту.

В регистре карт собирается и хранится информация о держателях социальных карт: социальный идентификационный номер гражданина и дата его присвоения; фамилия, имя и отчество; дата рождения; пол; адрес места жительства; вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина (наименование, серия, номер, дата и место выдачи); сведения о совместно проживающих членах семьи (фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность); основания для получения социальной поддержки (вид, номер и дата соответствующего документа); перечень категорий получателей социальной поддержки, к которым принадлежит гражданин; информация о форме (натуральная/денежная) получения мер социальной поддержки, входящих в состав социального пакета; перечень видов социальной поддержки, на которые у гражданина есть право (с указанием начала и окончания срока); данные социальных приложений; лицевые счета в системе оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства; дата внесения сведений о гражданине в регистр карт; дата выбытия и причина выбытия из регистра карт; дата внесения в регистр карт последней информации о гражданине.(п.7.2 Постановления Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31 (ред. от 27.06.2017) "Об утверждении Положения о социальной карте жителя Московской области" )

В связи с чем анкета ля получения социальной карты заполняется на каждого получателя социальной карты отдельно.

В данном случае, было обращение с одной только анкетой истца, что было установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждено сторонами по делу.

    При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований о признании решения об отказе в выдаче социальной карты несовершеннолетнему ФИО2 незаконным и обязании принять документы и оформить социальную карту несовершеннолетнему ФИО2, у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Давыдова И. В. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Раменского окружного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области <номер> от <дата> об отказе Давыдову И. В. в предоставлении государственной услуги «Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя Московской области»

Обязать Министерство социального развития Московской области в лице Раменского окружного управления социальной защиты населения принять документы и оформить социальную карту жителя Московской области Давыдову И. В. с учетом предоставленного им свидетельства о регистрации по месту пребывания, действительного на момент его предъявления.

В удовлетворении заявления о признании решения об отказе в выдаче социальной карты несовершеннолетнему ФИО2 незаконным и обязании принять документы и оформить социальную карту несовершеннолетнему ФИО2 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено <дата>.

2-5521/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Давыдов Илья Владимирович
Ответчики
Министерство социального развития Московской области
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Землемерова О.И.
Дело на странице суда
ramenskoe.mo.sudrf.ru
24.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.06.2021Передача материалов судье
24.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.07.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2021Судебное заседание
23.09.2021Судебное заседание
19.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее