Судья Климович Т.А. Дело *** –180 - 22 (2-428-21)
22RS0***-44
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 января 2022г. Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И
судей Белодеденко И.Г., Дубовицкой Л.В.
при секретаре Сафронове Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
ответчика краевого государственного казённого учреждения «Региональное жилищное управление» на решение Смоленского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. по делу по иску прокурора <адрес> Алтайского края, в интересах Казанцева А. С. к краевому государственному казённому учреждению «Региональное жилищное управление» о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
<адрес> Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Казанцева А.С. к краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» (далее по тексту – КГКУ «Региональное жилищное управление») о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Караваевой А.А. по вопросу обеспечения жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлено, что Казанцев А.С., ДД.ММ.ГГг.р., относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать и отец истца – Казанцева О.В., Казанцев А.С. решением Смоленского районного суда от ДД.ММ.ГГ лишены родительских прав.
Постановлением администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ над несовершеннолетним Казанцевым А.С. установлена опека.
В соответствии со справкой администрации Линевского сельсовета Казанцев А.С. проживает по месту жительства по адресу: <адрес>.
На основании приказа управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГ *** истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по дате поступления заявления - по состоянию на ДД.ММ.ГГ реестровая запись ***.
Однако до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просил суд обязать предоставить Казанцеву А.С. благоустроенное жилое помещения из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью 33 кв.м., а если оно представляет однокомнатную квартиру, то площадью не менее 28 кв.м.
Решением Смоленского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. исковые требования удовлетворены в части.
Краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление» обязано предоставить Казанцеву А.С. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью в размере не менее 33 квадратных метров, если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 квадратных метров.
В апелляционной жалобе ответчик краевое государственное казённое учреждение «Региональное жилищное управление» просит об изменении решения в части указания муниципального образования, в котором необходимо предоставить истцу жилое помещение, указывая на то, что действующим законодательством предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика участвовавший в деле прокурор просит решение суда оставить без изменения.9. Обстоятельством, имеющим значение для рассмотрения дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений, является правильное определение судом места жительства лиц указанной категории.
В судебном заседании в апелляционной инстанции прокурор Фонова Г.В. просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела по правилам ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно и обоснованно.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ № 159-ФЗ; Закон), являющегося базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке имеют также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
В силу ст. 10 названного Закона, прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 1 статьи 8 вышеуказанного Закона (в редакции от 17.02..2021), предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ ***ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 данной статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 данной статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На территории Алтайского края вопросы обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края».
В соответствии со ст. 17-1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным краевым учреждением в порядке, установленном Правительством Алтайского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, предусмотренный статьей 17-2 настоящего Закона, по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края в другом муниципальном образовании.
Согласно п. 3.1. Порядка обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, обеспечение жилыми помещениями детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем: строительства жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории Алтайского края; приобретения жилых помещений для детей (лиц), оставшихся без попечения родителей, на территории Алтайского края.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что Казанцев А.С., ДД.ММ.ГГ г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители истца Казанцева О.В., Казанцев С.В. решением Смоленского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ лишены родительских прав, (л.д.21-23).
Постановлением администрации <адрес> Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ Ивина Т.И. назначена опекуном Казанцева А.С. (л.д.24).
Согласно ответу КГКУ «Региональное жилищное управление» от ДД.ММ.ГГ ***, приказом КГКУ «Региональное жилищное управление» от ДД.ММ.ГГ *** Казанцев А.С. включен в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по дате поступления заявления – ДД.ММ.ГГ.
Из уведомления филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ *** следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Казанцева А.С. на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества отсутствует.
В судебном заседании установлено, что Казанцев А.С. в настоящее время проживает в квартире своего опекуна, собственного жилья не имеет.
Сведений о том, что истец улучшил свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления ему жилого помещения, ответчиком в судебное заседание не представлено.
Таким образом, поскольку Казанцев А.С., имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно в установленном порядке обратился с письменным заявлением за реализацией своего права на обеспечение жилым помещением, он был включен в список на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На данный момент истец не исключен из указанного списка. Органы власти в нарушение действующего законодательства своевременно не исполнили своих обязательств, не обеспечив истца Казанцева А.С. жилым помещением, в связи, с чем исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что согласно постановлению Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** было принято решение о создании КГКУ «Региональное жилищное управление», в качестве основной цели деятельности которого определено сопровождение организации обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда могло быть прекращено только в случае предоставления ему жилого помещения на законных основаниях.
Решение суда в этой части участниками по делу не оспаривается.
При этом удовлетворяя иск, суд в мотивированной части решения высказал суждение, что требования прокурора об обеспечении жилым помещением именно в границах муниципального образования <адрес> Алтайского края признает излишне заявленным, поскольку у материального истца имеется право на свободу передвижения, и он может быть обеспечен жилым помещением на территории субъекта Российской Федерации в любом населенном пункте, как житель Алтайского края.
Между тем, согласно материалам дела, в том числе искового заявления, прокурор таких требований не заявлял.
Однако условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений имеют юридическое значение для рассмотрения настоящего спора, и для исполнения судебного акта.
Федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как следует из абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ, указанным в этом абзаце лицам жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства данных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Действующим законодательством Алтайского края, а именно Детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края предоставляются по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в список, по месту их жительства в границе соответствующего муниципального образования с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края в другом муниципальном образовании.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГ, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Аналогичная позиция отражена Обзоре практики по этой категории споров, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГ.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
Как следует из материалов дела, местом жительства Казанцева А.С. является жилое помещение, расположенное в <адрес>, Алтайского края, где в ко он зарегистрирован по месту жительства.
Следовательно, на ответчике лежит обязанность предоставить истцу жилое помещение в границах муниципального образования <адрес> Алтайского края. Невозможность предоставления жилого помещения в границах указанного муниципального образования в рамках настоящего дела не была установлена.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит необходимым дополнить указанное решение указанием о предоставлении жилого помещения в границах муниципального образования <адрес> Алтайского края.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Смоленского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГг. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика краевого государственного казённого учреждения «Региональное жилищное управление» - без удовлетворения.
Дополнить это решение указанием о предоставлении жилого помещения в границах муниципального образования <адрес> Алтайского края.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГг.