Судья Голубятниковой И.А. Дело 33-19769/21
Уникальный идентификатор дела
50RS0036-01-2021-001544-52
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Петруниной М.В., Гирсовой Н.В.,
при помощнике судьи Красновой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июня 2021 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Пушкинского городского суда Московской области от 29 апреля 2021 года по делу по иску прокурора г. Ивантеевки Московской области в интересах Т.А.С. к Министерству социального развития Московской области об обязании предоставить меры социальной поддержки,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения истца - прокурора,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Ивантеевки Московской области, действуя в интересах Т.А.С., обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области об обязании предоставить меры социальной поддержки по выплате компенсации расходов по оплате жилого помещения.
Свои требования мотивировал тем, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части 6686 и является ветераном боевых действий, по договору найма служебного жилого помещения предоставлена квартира по адресу: <данные изъяты> 14.04.2014 года. Однако, место регистрации и проживания не совпадают, в связи с чем, он лишен права получать соответствующие льготы.
17.11.2020 года обратился в Пушкинское окружное управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о предоставлении льготы, как ветерану боевых действий в виде оплаты 50% занимаемой общей площади жилых помещений. Ответчиком ему было отказано в предоставлении указанной льготы по причине несоответствия адреса регистрации и адреса фактического проживания, что, по мнению истца, является нарушением требований Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В судебном заседании прокурор заявленные требования и доводы, изложенные в иске, поддержал, просил иск удовлетворить.
Ответчик в судебном заседании доводы, изложенные в возражениях, поддержал, просил отказать в удовлетворении требований истца.
Решением Пушкинского городского суда Московской области от 29 апреля 2021 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ – в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Т.А.С. проходит военную службу по контракту в войсковой части 6686, в связи с чем, он проживает в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты> вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате не имеет, что подтверждается выписками с лицевых счетов (л.д.22-23).
Т.А.С. является ветераном боевых действий, что подтверждено удостоверением серии ВВ № 145432 (л.д. 16).
17.11.2020 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении соответствующей меры социальной поддержки, однако ему было отказано решением об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения от 26.11.2020 года (л.д. 10).
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для отказа ответчиком в предоставлении истцу испрашиваемой им меры социальной поддержки не имелось, поскольку Толстов А.С. имеет право на предоставление ему данной меры социальной поддержки по адресу фактического проживания в служебном жилом помещении по адресу: <данные изъяты> предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, начиная с 01.01.2020 года применительно к п. 19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года № 1082/46, поскольку он обратился с соответствующим заявлением 29.01.2020 года.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, однако исходит из следующего.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива в денежной форме определяются Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017 г. №1082/46.
В силу п. 3 Порядка компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) по месту жительства получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Из материалов дела усматривается, что Т.А.С. проживает в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты> несет расходы по оплате жилого помещения, что подтверждается выписками из лицевых счетов, справкой выданной ТСЖ «Бережок», договором найма служебного жилого помещения от 14.04.2014г. № 126.
Из справки отдела социальной защиты населения района Лефортово г. Москвы от 21.01.2021 года установлено, что Т.А.С., 1987 г.р., не получает социальных выплат в органах социальной защиты г. Москвы, компенсационные выплаты также не выплачивались.
Согласно светокопии паспорта Т.А.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <данные изъяты>А, проживает по договору найма служебного жилого помещения по адресу: <данные изъяты>, состоит на учете в Отделе по категории ветеран боевых действий(п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах»), получателем мер социальной поддержки в виде денежных компенсаций не является.
То обстоятельство, что истец не имеет регистрации по месту жительства на территории Московской области, не может служить основанием для ограничения его права на получение указанной меры социальной поддержки.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Проживание Т.А.С. по адресу: <данные изъяты> обусловлена прохождением военной службы по контракту и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих, п. 106 Административного регламента, и в силу ст. 3 Закона РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что истец не имеет регистрации по месту жительства, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку истец фактически по месту регистрации не проживает, а проживает по адресу: <данные изъяты>.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что основанием к отмене решения суда согласно ст. 330 ГПК РФ не является. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании за истцом право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», при этом учитывает, что подобными мерами социальной поддержки в г. Москве истец не пользуется (л.д. 18).
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пушкинского городского суда Московской области от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Определение в окончательной форме изготовлено <данные изъяты>.