Решение по делу № 2а-148/2021 от 17.06.2021

Дело № 2а-148/2021 УИД: 14RS0007-01-2021-000263-27

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Верхневилюйск                              09 июля 2021 года                    

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Никифорова А.А., при секретаре судебного заседания Егоровой Н.Е., с участием,

представителя административного истца - помощника прокурора Верхневилюйского района РС (Я) Адамовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Верхневилюйского района РС (Я) Николаева П.Д. в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Далырская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» РС (Я) о признании незаконным бездействие по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание образовательного учреждения и возложении обязанности по установлению пандуса для беспрепятственного доступа в здание маломобильной группы населения,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности прокурора Верхневилюйского района РС (Я) Николаев П.Д. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Далырская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» РС (Я) (далее по тесту – МБОУ «Далырская СОШ»), администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» РС (Я) (далее по тесту – администрация МР «Верхневилюйский улус (район)». В обоснование иска указано, что прокуратурой Верхневилюйского района проведена проверка обеспечения доступа инвалидов и других маломобильных групп граждан к объектам социальной инфраструктуры, по результатам которого установлено, что МБОУ «Далырская СОШ» допускаются нарушения прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов на беспрепятственный доступ в здание образовательного учреждения. Прокуратурой района по выявленному нарушению в адрес главы МР «Верхневилюйский улус (район)» и директора МБОУ «Далырская СОШ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о социальной защите инвалидов, однако надлежащие меры по фактическому устранению выявленных нарушений не приняты.

Административные ответчики, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания явку своих представителей не обеспечили. Представитель МБОУ «Далырская СОШ» заявлением просит рассмотреть дело без его участия, и сообщил о том, что исковые требования прокурора признает. Администрация «Верхневилюйский улус (район)» об уважительности причин не явки представителя суд не известила. При этом на стадии подготовки дела к рассмотрению предоставила в суд письменное ходатайство, которым просит увеличить срок для обустройства объектов социальной инфраструктуры пандусами до одного года, мотивируя это тем, что в бюджете МР «Верхневилюйский улус (район)» на 2021 год на эти цели финансирование не предусмотрено.

При указанных обстоятельствах суд, с учетом мнения представителя административного истца, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителей административных ответчиков.

В судебном заседании представитель административного истца Адамова Л.А. административное исковое заявление поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено право обращения в суд прокурора.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Ст. 45 Конституции РФ гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 181-ФЗ).

Согласно ст. 9 Закона № 181-ФЗ реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.

Согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Сводом правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016 года № 798/пр регламентированы требования, предъявляемые к общественным, жилым и производственным зданиям, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения. К маломобильным группам населения относятся: инвалиды, люди с ограниченными (временно или постоянно) ������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�

Пунктом 5.1.14 Свода правил СП 59.13330.2016 установлено, что в целях беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, лестницы на объектах социальной или иной инженерной инфраструктуры должны быть оборудованы пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного маршрута пандуса не полжна перевышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%).

Пунктами 5.1.15 - 5.1.16 Свода правил СП 59.13330.2016 предусмотрено, что длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5x1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5x1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9-1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. В местах изменения уклонов должны быть установлено искусственное освещение не менее 100 лк на уровне поверхности пешеходного пути.

Из представленных суду материалов установлено, что лестничный переход на входе в здание МБОУ «Далырская СОШ, расположенное по адресу: Верхневилюйский район, село Далыр, улица Титова Н.М., дом 2 не оборудован (оснащен) пандусом либо иным оборудованием для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения. Данное обстоятельство административными ответчиками также не оспаривается.

Установлено, что учредителем МБОУ «Далырская СОШ» является администрация МР «Верхневилюйский улус (район)».

В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества лежит на собственнике имущества. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.

При вышеуказанных обстоятельства и требованиях закона административные ответчики обязаны были создать условия маломобильной группе населения для беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения, путем оборудования на лестничных переходах здания пандусов или подъемных устройств, соответствующих установленным нормативным требованиям.

В результате незаконного бездействия административных ответчиков, безусловно нарушены права граждан с ограниченными возможностями передвижения на равные со всеми гражданами возможности в реализации гражданских прав, в том числе право на посещение и получения услуг в образовательном учреждении.

Анализируя вышеизложенное, суд полагает административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Верхневилюйского района подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Административный истец, учитывая повышенную общественную и социальную значимость, просит установить срок для исполнения решения суда равный трем месяцам со дня вступления решения в законную силу. Между тем, суд считает, что требования истца об установлении срока для исполнения решения суда в пределах трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с учетом с учетом объема, характера мероприятий, которые необходимо будет провести ответчикам, а также особенностей финансирования бюджетных учреждений, является для них чрезмерно коротким для исполнения, потому приходит к выводу необходимости предоставления ответчикам более длительного срока для исполнения решения суда.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно под. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При обращении прокурора в суд с требованиями неимущественного характера в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и при удовлетворении его требований, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором ее должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с заявлением с заявлением, поскольку оно в соответствии с требованиями ст. 39 КАС РФ является истцом по делу.

Требования прокурора заявлены в интересах физических лиц.

При подаче искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для физических лиц составляет 300 рублей (под. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

В силу под. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины. Таким образом, администрация МР «Верхневилюйский улус (район)» РС (Я) от уплаты государственной пошлины освобождена.

Таким образом, государственная пошлина подлежит к взысканию с административного ответчика - МБОУ «Далырская СОШ». Учитывая размер государственной пошлины подлежащей к взысканию с ответчика оснований для применения п. 2 ст. 333.20 НК РФ суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Верхневилюйского района РС (Я) Николаева П.Д. - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Далырская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) по непринятию мер, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения при входе в здание образовательного учреждения.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Далырская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) и администрацию муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) принять меры по оснащению лестничного перехода ведущего к входу в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: Верхневилюйский район, село Далыр, улица Титова Н.М., дом 2 пандусом, соответствующего Своду правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 ноября 2016 года № 798/пр, в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Далырская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (трехсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья:                         А.А. Никифоров

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 июля 2021 года.

2а-148/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Николаев П.Д.
Ответчики
АМР "Верхневилюйский улус (район"
МБОУ "Далырская СОШ"
Суд
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Никифоров Айсен Андреевич
Дело на странице суда
vvilyui.jak.sudrf.ru
17.06.2021Регистрация административного искового заявления
17.06.2021Передача материалов судье
18.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2021Подготовка дела (собеседование)
29.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2021Судебное заседание
12.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее