Решение по делу № 2-471/2018 от 29.12.2017

Дело № 2-471/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2018 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Котешко Л.Л.,

при секретаре судебного заседания – Царенко С.С.,

истца – Б.К.Б.

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ - Разумова С.В., действующего на основании доверенности,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ 1 отдел (г. Севастополь) – Пивоваровой В.Е., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика - Министерства обороны Российской Федерации – Журавского К.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Б.К.Г., Б.Д.С., Б.Р.С., действующего в том числе в интересах несовершеннолетней Б.Е.Р., Б.С.Ф. к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ 1 отдел (г. Севастополь), о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просят признать за Б.С.Ф. и членами его семьи: ФИО4, Б.Д.С., Б.Р.С., Б.Е.Р., в порядке приватизации право общей долевой собственности за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (по 1/5 доли) на жилое помещение, расположенное по <адрес> и прекратить право собственности Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации.

Исковые требования мотивированы тем, что Б.С.Ф. с 09 мая 1981 года по 27 ноября 2006 года проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации. Приказом командующего Черноморским флотом от 17.11.2006 года уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с организационно-штатными мероприятиями, в связи с чем приказом командира в от 27 ноября 2006 был исключен из списков личного состава войсковой части. Решением заседания жилищной комиссии от 24 декабря 1998 года Б.С.Ф. и совместно проживающим с ним членам семьи: жене Б.К.Г., сыновьям Б.Д.С. и Б.Р.С. была распределена двухкомнатная квартира по <адрес>. 29 января 1999 года выдан талон к ордеру . Истцы зарегистрированы в указанном жилом помещении с 28 января 2000 года. Приказом командующего Черноморским флотом от 24 мая 2004 года занимаемая истцами квартира исключена из числа служебных. Истцы не участвовали и не реализовали ранее право однократной

бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации, собственниками объектов недвижимого имущества на территории Российской Федерации не значатся. В целях реализации своего права на приобретение в собственность жилого помещения в силу ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» и п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», истец Б.С.Ф. обратился в Министерство обороны Российской Федерации, с заявлением о передаче в собственность жилого помещения. В результате рассмотрения направленных им в Министерство обороны Российской Федерации документов, заявление удовлетворено не было. В связи с чем, истцы вынуждены обратиться в суд за защитой своих законных прав и интересов.

Истец Б.К.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Истцы Б.Д.С., Б.Р.С., Б.С.Ф. в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом, подали в приемную суда заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ Разумов С.В. возражал против удовлетворения искового заявления.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ 1 отдел (г. Севастополь) – Пивоварова В.Е. возражала против удовлетворения искового заявления по основаниям, изложенным в возражениях, указывая, что истец Б.С.Ф. ранее получил жилищный сертификат от Министерства обороны РФ, в связи с чем не может быть дважды обеспечен жильем.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации – Журавский К.В. возражал против удовлетворения искового заявления, право приватизации от Министерства Обороны истцом уже было использовано путем получения сертификата на приобретение жилья.

Представитель ответчика Правительства Российской Федерации в судебное заседание не явился, ранее от ответчика поступило сообщение, согласно которому в соответствии с п. п. 118, 122 и 123 Регламента Правительства Российской Федерации оно просит обеспечить представление их интересов Министерством обороны Российской Федерации.

Истец, с учетом возражений ответчика и третьих лиц, пояснила, что истец Б.С.Ф. ранее получил жилищный сертификат, они купили квартиру, затем продали её и вложили денежные средства в бизнес, на сегодняшний день иного жилья у них нет.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, поданных возражений и мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Б.С.Ф. проходил военную службу в различных должностях, последняя должность, которую он занимал до увольнения – <данные изъяты>.

Из выписки из приказа Командующего черноморского флотом от 17 ноября 2006 года следует, что Б.С.Ф. уволен по <данные изъяты> с выслугой лет: календарная – 25 лет 06 месяцев, обещая – 29 лет 09 месяцев.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Б.С.Ф. на состав семьи из трех человек- Б.К.Г., жена, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б.Д.С., сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б.Р.С., сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании ордера от 29 января 1999 года выдана квартира <адрес>

В соответствии с приказом командующего Черноморского флотом от 24 мая 2004 года указанная квартира была исключена из числа служебных квартир.

Согласно ответов ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ от 25 июля 2017 года, Министерства обороны России от 29 августа 2017 года, спорная квартира находится в собственности Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 19 июля 2007 года. Указанный факт также подтверждается уведомлением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя об отказе в предоставлении государственной услуги от 12 мая 2016 года.

Из выписки из домовой книги квартиросъемщика от 12 декабря 2017 года, истцы зарегистрированы в настоящее время в квартире <адрес>: Б.С.Ф., Б.К.Г., зарегистрированы по указанному адресу с 28 января 2000 года, Б.Д.С. с 26 июня 2001 года, Б.Р.С. с 30 сентября 2005 года, Б.Е.Р. с 13 января 2016 года.

Согласно ч.2 ст.35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии с ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

Согласно ст.217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

В силу положений ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Правовое регулирование порядка обеспечения жильем отдельных категорий военнослужащих осуществляется на основании положений Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) "О статусе военнослужащих"

В соответствии со ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно п.6 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного веления или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

В соответствии с Приказом МО РФ от 18 ноября 2010 года № 1550 «Об организации в Минобороны РФ деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ, жилыми помещениями», на Департамент имущественных отношений МО РФ России возложены функции по закреплению права оперативного управления на приобретенные Минобороны России жилые помещения за федеральным государственным учреждением «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России), организации передачи жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность, ведение реестра жилых помещений Министерства обороны.

Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2014 г. №2580-р, создано федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, основными целями которого определены: выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приказом Министра обороны РФ №110 от 25.02.2014 г. утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Минобороны России, согласно которому Департамент уполномочен, в том числе, от имени Минобороны России заключать договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход прав пользования и (или) владения имущественном Вооруженных Сил.

Пунктом 2 Приказа Министерства обороны РФ от 3 ноября 2010 года «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» установлено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, и через Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п. 14 ст. 15 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 22.04.2005- по состоянию на дату выдачи сертификата) "О статусе военнослужащих" обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.

Таким образом, граждане избирают способ реализации права на жилище путем приобретения или строительства жилья именно за собственные средства, но с учетом предоставления субсидии в виде государственного жилищного сертификата, а не путем получения бесплатного жилья на условиях социального найма. Соглашаясь с условиями Программы, граждане обязаны передать ранее занимаемое жилое помещение в государственную (муниципальную) собственность, независимо от того, на основании чего осуществляется владение жилым помещением.

Следовательно, обязательным условием предоставления жилищного сертификата являлось освобождение ранее занимаемого жилья по договору социального найма, в противном случае предоставление финансовой поддержки за счет средств бюджета исключалось.

Из материалов дела усматривается, что на основании заявления (рапорта)Б.С.Ф. от 28 октября 2005 года (приложение ) в адрес начальника 1997 ОМИС ЧФ РФ, Б.С.Ф. с учетом членов его семьи – Б.К.Г., Б.Р.С. выдан государственный жилищный сертификат – свидетельство серии от 11 октября 2005 года о выделении субсидии на приобретение жилья в <адрес>. При этом, истцы Б.С.Ф., Б.К.Г., Б.Р.С. были ознакомлены под роспись с условиями программы «Государственные жилищные сертификаты» и сведениями, содержащимися в сертификате, о чем в сертификате имеются их подписи.

В судебном заседании истец Б.К.Г. подтвердила получение ее мужем Б.С.Ф. сертификата на приобретение жилья.

Реализация истцами сертификата подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28 ноября 2005 года, из которой усматривается, что Б.К.Г. по договору купли-продажи от 15 ноября 2005 года приобрели в общую долевую собственность (доля в праве каждого по 1/3) квартиру <адрес>

Таким образом, истцы реализовали свое право на получение государственного жилищного сертификата и обеспечение жилым помещением.

Проанализировав указанные выше положения закона, суд приходит к выводу, что реализация права военнослужащего на получение государственного жилищного сертификата напрямую связана с обязательством об освобождении занимаемого им и членами его семьи жилого помещения и прекращении договора социального найма в порядке ст. 83 ЖК РФ. В связи с реализацией полученного государственного жилищного сертификата истцом и членами его семьи, они не имеют права на бесплатную приватизацию жилого помещения, поскольку их право социального найма на занимаемое жилое помещение прекращается, тогда как ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" предусматривает право на приватизацию занимаемых жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма. Следовательно, в случае реализации полученного государственного жилищного сертификата гражданин и члены его семьи не имеют права на бесплатную приватизацию жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

То обстоятельство, что занимаемое жилое помещение не было сдано истцами после реализации сертификата и приобретения квартиры в <адрес>, не свидетельствует о его прекращении, поскольку до настоящего времени данное обязательство надлежащим образом не исполнено.

Как следует из преамбулы Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Между тем, истцом был выбран иной способ удовлетворения потребностей в жилище путем получения государственного жилищного сертификата и использования денежной субсидии с целью приобретения жилья, что свидетельствует о надлежащем исполнении государством социальных обязательств.

При этом обязательство о сдаче занимаемого жилья призвано обеспечить паритет частных и публичных интересов с целью соблюдения прав всех участников указанных правоотношений.

Учитывая, что предоставление истцу государственного жилищного сертификата является социальным обязательством государства перед отдельной категорией граждан, указанное обстоятельство имеет существенное значение для разрешения настоящего спора, поскольку свидетельствует об удовлетворении потребностей истцов в жилье в наиболее приемлемой для них форме.

Социальные обязательства гарантируют реализацию прав и законных интересов граждан в объеме, необходимом для удовлетворения их потребностей и не должны использоваться в целях получения преимуществ перед иными лицами даже при наличии формальных к тому оснований, установленных законом.

В указанном случае применение ст. 10 Гражданского кодекса РФ направлено на предотвращение использования правового механизма, регулирующего приватизацию жилья, в целях, противоречащих задачам социального обеспечения граждан и нарушения законных интересов других лиц.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что члены семьи военнослужащего не обладают самостоятельным правом на обеспечение жильем от военного ведомства. Право членов семей военнослужащих на получение жилого помещения от федерального органа исполнительной власти производно от права на получение жилья самого военнослужащего.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку в ходе рассмотрения дела надлежаще подтверждено, что органом военного управления по жилищному обеспечению военнослужащих предприняты исчерпывающие меры по обеспечению уволенного с военной службы военнослужащего Б.С.Ф. и совместно проживающих с ним членов его семьи, при этом способ реализации права на обеспечения жилищным помещением Б.С.Ф. был избран в виде получения единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

В силу ст. 98 ГПК РФ в связи с отказом в иске судебные расходы возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12.03.2018.

Председательствующий –

2-471/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Березовский Д.С.
Березовский С.Ф.
Березовский Р.С.
Березовский Роман Сергеевич, действующий в том числе в интересах несовершеннолетней Березовской Екатерины Романовны
Березовская К.Г.
Ответчики
Правительство Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ 1 отдел (г. Севастополь)
ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Котешко Людмила Леонидовна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
29.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2017Передача материалов судье
29.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.01.2018Предварительное судебное заседание
05.03.2018Судебное заседание
12.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее