Дело № 2-404/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2020г. г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Нистратовой Т.М.,
при секретаре Мирзакаримове М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воронина Виталия Викторовича к Государственному учреждению - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности разместить извещение о проведении закупки на выполнении работ по изготовлению протеза,
У С Т А Н О В И Л:
Воронин В.В., изменив заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился с иском к Государственному учреждению – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности в течение семи дней разместить извещение о проведении закупки на выполнение работ по изготовлению протеза – предплечья с внешним источником энергии в единой информационной системе в сфере закупок.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец является инвалидом третьей группы бессрочно и на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, действующей бессрочно, ему рекомендовано техническое средство реабилитации - протез предплечья с внешним источником энергии. 12 августа 2019г. истец поставлен на учет по обеспечению протезом в филиале № 46 Фонда социального страхования РФ. При этом в уведомлении о постановке на учет указано на отсутствие действующего государственного контракта на получение технического средства реабилитации и рекомендовано истцу приобретение протеза за свой счет. Кроме того, в адрес истца поступило письмо из филиала № 46 Фонда социального страхования РФ, согласно которому на основании письма Фонда социального страхования РФ от 30 июня 2015г. для обеспечения протезом истцу необходимо заполнить анкету и представить дополнительные документы: справку из лечебно-профилактического учреждения об отсутствии противопоказаний к протезированию с указанием об отсутствии или наличии наркотической или алкогольной зависимости; калькуляцию расходов по изготовлению протезно-ортопедическим предприятием с указанием комплектации протеза и детальной расшифровкой всех статей затрат; заключение медико-технической комиссии протезно-ортопедического предприятия с рекомендациями по изготовлению протеза, а также с указанием результатов ранее проводившегося протезирования инвалида; рентгеновские снимки или их описание. Указанные документы истцом представлены ответчику 20 декабря 2019г. Однако согласно письму ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Московской области» от 10 сентября 2019г. и письму Государственного учреждения - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 20 сентября 2019г. истцу необходимо повторно пройти медико-социальную экспертизу с целью разработки индивидуальной программы реабилитации, поскольку с момента освидетельствования истца произошли изменения в законодательстве. Данные требования ответчика истец считает незаконными, так как у истца имеется действующая индивидуальная программа реабилитации (ИПР) от 10 февраля 2014г., при том что изменений в законодательстве, признающих недействительной либо отменяющих указанную программу не имеется, а ответчик не наделен полномочиями проводить правовую ревизию ИПР на предмет обоснованности предусмотренных программой реабилитационных мероприятий, в том числе, в части технических средств реабилитации. Просил обязать ответчика разместить извещение о проведении закупки на выполнение работ по изготовлению рекомендованного ему технического средства реабилитации.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика против удовлетворения иска не возражал, указывая на невозможность исполнения возложенной на территориальное отделение Фонда обязанности до получения бюджетных ассигнований.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Воронин В.В. является инвалидом третьей группы, бессрочно. Индивидуальной программой реабилитации инвалида от 10 февраля 2014г. № 269, разработанной повторно и действующей бессрочно, истцу рекомендовано техническое средство реабилитации - протез предплечья с внешним источником энергии.
12 августа 2019г. истец поставлен на учет в филиале № 46 Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования РФ для обеспечения, в том числе, протезом предплечья с внешним источником энергии.
Вместе с тем, в уведомлении о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации от 12 августа 2019г. № 1773г. указано на то, что ввиду отсутствия действующего государственного контракта на получение данного технического средства реабилитации в ГУ – МОРО ФСС РФ, направление на получение (либо изготовление) технического средства реабилитации будет оформлено и направлено после заключения государственного контракта на текущий год. При этом предоставлена информация о праве заявителя (инвалида) принять решение о самостоятельном приобретении технического средства реабилитации с дальнейшим получением компенсации денежных средств.
Согласно заключению медико-технической комиссии на оказание протезно-ортопедической помощи от 18 сентября 2019г., калькуляции затрат на выпуск средств технической реабилитации от 31 января 2020г. и техническому описанию, подготовленному ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие», истцу рекомендован протез предплечья с внешним источником энергии стоимостью 5631204 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ).
Согласно ч. 14 ст. 11.1 Закона о социальной защите инвалидов в РФ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.
Пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008г. № 240, предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РФ.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется отделением Фонда социального страхования РФ на основании государственных контрактов, заключенных с организациями, отобранными в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с п. 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении технического средства (изделия) в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства.
Пунктом 16 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с данными Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.
Учитывая имеющиеся рекомендации по протезированию, установленные учреждением медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации истца от 10 февраля 2014г. №224 в виде протеза предплечья с внешним источником энергии, Фонд социального страхования РФ, согласно письму от 16 марта 2020г., считает возможным обеспечение Воронина В.В. данным техническим средством реабилитации.
При этом представитель ответчика в судебном заседании то обстоятельство, что извещение о проведении закупки технического средства реабилитации, рекомендованного истцу, на момент рассмотрения спора в единой информационной системе в сфере закупок не размещено в установленном действующим законодательством порядке, не оспаривал.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в разработанной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы индивидуальной программе реабилитации, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, однако индивидуальная программа реабилитации истца, в части технических средств реабилитации, ответчиком в установленном действующем законодательством порядке не исполнена, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и возложения на ответчика обязанности разместить в единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении закупки на выполнение работ по изготовлению технического средства реабилитации, рекомендованного истцу, с учетом срока, установленного Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Воронина Виталия Викторовича удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации разместить извещение о проведении закупки на выполнение работ по изготовлению технического средства (изделия) – протеза предплечья с внешним источником энергии в единой информационной системе в сфере закупок в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 26 июня 2020г.
Судья Т.М. Нистратова