Решение по делу № 33-4077/2022 от 21.10.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Наумова А.В..

поступило 21 октября 2022 г.

дело № 33-4077/2022

УИД 04RS0021-01-2022-003046-29

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 ноября 2022 года                                                                                     г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Гончиковой И.Ч.,

судей коллегии: Кушнаревой И.К., Болдонова А.И.,

при секретаре Ринчиновой С.З.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ о ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации г. Улан-Удэ Ардоновой А.В. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 августа 2022 года, которым исковые требования удовлетворены, постановлено:

Возложить на Администрацию г. Улан-Удэ (ИНН <...>) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов:

- с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала <...> на неразграниченной территории, площадью <...> кв. м. по следующим координатам характерных точек:

<...>
<...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>

- с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала <...> на неразграниченной территории, площадью <...> кв. м. по следующим координатам характерных точек:

Система координат МСК-03
X Y
1 530506,55 4141077,06
2 530466,65 4141061,85
3 530479,76 4141041,41
4 530497,33 4141044,78

с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала <...> на неразграниченной территории, площадью <...> кв. м. по следующим координатам характерных точек:

<...>
<...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>

Заслушав доклад судьи Болдонова А.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Советского района г. Улан-Удэ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, требуя обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.

Исковые требования мотивированы тем, что проведенной проверкой выявлены факты несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на пустыре примерно в <...> м. к <...> Скопление твердых коммунальных отходов представлено в виде полиэтиленовых, картонных упаковок, бумаги, пластиковых бутылок, битого стекла, посуды, одежды, старой мебели, сантехники, кусков гипсокартона и прочее. Территории, на которых расположены несанкционированные выявленные свалки, не выделены в виде отдельных земельных участков, имеющих индивидуально определенные характеристики, на кадастровом учете в качестве индивидуально – определенного объекта не значатся, следовательно, права на них не разграничены и земли находятся в ведении органов местного самоуправления.

    Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия.

В судебном заседании представитель прокурора Советского района г. Улан-Удэ Михалева Т.С. требования, изложенные в иске поддержала по указанным в нем доводам.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, ранее в судебном заседании представитель Администрации г. Улан-Удэ Ардонова А.В., действующая на основании доверенности просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав на их необоснованность, представила суду письменное возражение, доводы которого поддержала в судебном заседании.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «ЭкоАльянс» Васильева М.П., действующая на основании доверенности, указала на обоснованность требований прокурора, региональный оператор осуществляет ликвидацию несанкционированных свалок в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, о существовании несанкционированной свалки региональному оператору стало известно из иска прокурора, прокурор, реализуя свои полномочия обратился в суд.

    В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия Ласая Л.И., действующая на основании доверенности пояснила, что иск прокурором заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

    Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации г. Улан-Удэ Ардоновой А.В. не соглашается с решением суда, просит решение суда отменить и вынести новое решение по делу об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что возлагая на ответчика обязанность по ликвидации отходов, суд первой инстанции не учел, что Федеральным законом от 31.12.2017 г. №503-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» внесен ряд существенных изменений. В частности, ст. 8 указанного закона, определяющая полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами, изложена в новой редакции. Данными изменениями устанавливаются пределы и формы участия органов местного самоуправления при осуществлении ими полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами. При этом, измененная редакция ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ вступила в силу с 01.01.2019 г. Законодательством установлен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления не наделены законодательно полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с п. 3 ст. 29.1 Федерального закона № 89 - ФЗ, соглашение между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональными операторами, указанное в п. 6 ст. 24.6 настоящего Федерального закона, заключено 14.05.2018 г. Из указанного Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами № ... от ... г., заключенного между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО «ЭкоАльянс», статус регионального оператора присвоен ООО «ЭкоАльянс». В целях реализации указанного Соглашения региональный оператор обязуется ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в случае обнаружения несанкционированной свалки, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом собственника земельного участка о необходимости ликвидации такой свалки в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Согласно п. 17 указанных Правил, если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию несанкционированной свалки самостоятельно и не заключил соответствующий договор с региональным оператором, последний в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Органы местного самоуправления вправе только предоставлять земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа. Возможность предоставления земельных участков не означает возникновение права собственности у органов местного самоуправления на эти земельные участки. Земельные участки государственная собственность на которые не разграничена всегда находились в государственной собственности, в собственность органов местного самоуправления никогда не переходили.

Согласно ст. 4 Федерального закона №89-ФЗ отходы являются объектом права собственности, которое определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При несанкционированном размещении отходов собственники земельных участков не являются собственниками этих отходов, в связи с чем обязанность, предусмотренная п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», у них не возникает. Истцом не доказано, что Администрация г.Улан-Удэ является собственником отходов. Администрация г.Улан-Удэ полагает, что образовавшееся скопление твердых коммунальных отходов является результатом ненадлежащего исполнений региональным оператором ООО «ЭкоАльянс», предусмотренных действующим законодательством и условиями Соглашения №1 обязанностей по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Отсутствие в едином тарифе норматива на ликвидацию несанкционированных свалок не является основанием освобождения регионального оператора ООО «ЭкоАльянс» от исполнения законодательно возложенных на него полномочий, поскольку региональный оператор производит начисления согласно установленному единому тарифу на услуги регионального оператора по обращению с ТКО всем потребителям муниципального образования, в том числе которые создают несанкционированные свалки, то взимаемая региональным оператором плата является источником финансирования ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО. Поскольку, Администрация г. Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком, оснований для возложения на неё обязанности по ликвидации несанкционированной свалки не имеется.

Представитель истца Сметанина И.Г. просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения. Представители ответчика, третьих лиц ООО «ЭкоАльянс», Министерства природных ресурсов и экологии РБ в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, представитель ответчика просила рассмотреть дело в ее отсутствие, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки установлено наличие несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в виде полиэтиленовых, картонных упаковок, бумаги, пластиковых бутылок, битого стекла, посуды, одежды, старой мебели, сантехники, кусков гипсокартона и прочего, что подтверждается представленными в дело фототаблицами, справкой о результатах спутниковой геодезической съемки границ земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, определены координаты характерных точек границ свалок мусора на местности, ситуационным планом мест несанкционированного размещения отходов

Таким образом, несанкционированные свалки выявлены на:

- земельном участке, расположенном в границах кадастрового квартала <...> на неразграниченной территории, площадью <...> кв. м. по следующим координатам характерных точек:

<...>
<...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>

- земельном участке, расположенном в границах кадастрового квартала <...> на неразграниченной территории, площадью <...> кв. м. по следующим координатам характерных точек:

<...>
<...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>

- земельном участке, расположенном в границах кадастрового квартала <...> на неразграниченной территории, площадью <...> кв. м. по следующим координатам характерных точек:

<...>
<...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>
<...> <...> <...>

По результатам сопоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости и результатов съемки установлено, что указанные свалки расположены в границах кадастровых кварталов <...> и <...>, территория является неразграниченной.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, посчитав надлежащим ответчиком администрацию г. Улан-Удэ, в ведении которой находятся данные земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их законными, основанными на правильном применении и толковании норм действующего законодательства.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что органы местного самоуправления вправе только предоставлять такие земельные участки, расположенные на территории городского округа, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием регулируются Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800.

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (пункт 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель).

Кроме того, согласно п. 1.1, 2.1 Положения об Администрации г. Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29.08.2019 года № 598-55, Администрация города Улан-Удэ является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ», который осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, Уставом города, решениями городского Совета, постановлениями и распоряжениями мэра города.

Пунктом 4 статьи 4 Устава г. Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.04.2019 № 542-52, к вопросам местного значения города отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы об отсутствии у администрации г. Улан-Удэ полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно статье 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в частности: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.

Согласно пункту 4 статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходови.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1).

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).

На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в частности, относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

С учетом приведенных норм закона организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа является прямой обязанностью органа местного самоуправления, т.е. администрации г. Улан-Удэ, в том числе, и, несмотря на то, что ответчик не является собственником данных отходов, администрации делегированы полномочия по сохранению и восстановлению окружающей среды, предотвращению негативного воздействия и ликвидации негативных последствий воздействия хозяйственной и иной деятельности на эту среду путем проведения соответствующих мероприятий на спорной территории.

При таких обстоятельствах доводы заявителя о необходимости возложения обязанности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на рассматриваемых несанкционированных свалках, на орган субъекта РФ, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Ссылка апеллянта на возложение обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на регионального оператора ООО "Эко Альянс" судебной коллегией отклоняется, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Согласно пункту 6 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.

... года заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами N ... между Минприроды республики Бурятия и ООО "Эко Альянс", согласно которому ООО "ЭкоАльянс" присвоен статус регионального оператора.

Вместе с тем, несанкционированные свалки размещены на земельных участках, которыми в силу имеющихся полномочий распоряжается администрация г. Улан-Удэ, а, кроме того, в силу приведенных выше норм законодательства, устанавливающих полномочия и обязанности органа местного самоуправления, именно орган местного самоуправления ответственен за осуществление и выполнение указанных мероприятий.

В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В соответствии с указанными Правилами в обязанность регионального оператора в случае обнаружения несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов входит уведомление в течение 5 рабочих дней собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пункт 16).

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17).

Приведенные положения законодательства свидетельствуют, что обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возлагается на регионального оператора в случае выявления несанкционированной свалки самим региональным оператором, при этом установлено, что деятельность по ликвидации свалки осуществляется им на основании договорных отношений с собственником или органом местного самоуправления, ответственных за ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

При указанных обстоятельствах, следует признать правильным вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по ликвидации выявленных прокурором свалок на орган местного самоуправления, что не препятствует ему в привлечении в установленном порядке регионального оператора ООО «ЭкоАльянс» к ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, кроме того, ответчиком не представлено суду надлежащих достоверных доказательств включения несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов в территориальную схему обращения с отходами.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, также не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, судом были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, имеющиеся в деле доказательства получили оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене либо изменению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

    Председательствующий:

    Судьи коллегии:

33-4077/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района г. Улан-Удэ
Ответчики
Администрация г. Улан-Удэ
Другие
ООО ЭкоАльянс
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Болдонов Алексей Игоревич
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
24.10.2022Передача дела судье
07.11.2022Судебное заседание
10.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2022Передано в экспедицию
07.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее