Дело № 2-2685/2021
11RS0005-01-2021-004072-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Берниковой Е.Г.,
при секретаре Говязовой Е.Д.,
с участием истца Смирновой Д.И., представителя ответчика Улановой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ухте Республики Коми 26.08.2021 гражданское дело по исковому заявлению Смирновой Д.М. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании решения незаконным, к администрации МОГО «Ухта» обязании принять на учет,
установил:
Смирнова Д.М. обратилась в суд с иском к администрации МОГО «Ухта», КУМИ МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа в принятии на учет по категории молодая семья на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья истца и членов её семьи С.А.,<...> г. рождения, С.М., <...> г. рождения, С.А., <...> г. рождения, С.Е., <...> г. рождения, обязании принять на такой учет истца с членами семьи, в обоснование требований указав, что 19.06.2019 обратилась к ответчику КУМИ МОГО «Ухта» с заявлением о принятии на учет по категории «молодая семья». Уведомлением КУМИ МОГО «Ухта» от 09.08.2019 истцу в этом было отказано, так как суммарное значение жилых помещений составило значение, превышающее минимальное значение учетной нормы. С таким решением истец не согласна, поскольку собственником жилого помещения, в котором проживает молодая семья, является С.В., отец детей, с которым истец в браке не состояла. Неправомерно учтены также иные помещения, находившиеся в собственности С.В., а также жилое помещение по адресу: ...., находившееся в собственности истца в период с 22.09.2011 по 04.12.2015.
В судебном заседании истец на иске настаивала, пояснила, что продажа жилого помещения по адресу: ...., не является умышленным ухудшением жилищных условий, так как и с учетом этого жилого помещения молодая семья не обеспечена жилым помещением.
Представитель ответчика администрации МОГО «Ухта» по доверенности Уланова О.С. против удовлетворения иска возражала, представила письменный отзыв, в котором полагала отказ в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья законным и обоснованным.
Ответчик КУМИ МОГО «Ухта», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, и суд с учетом положений ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
В письменном отзыве представитель КУМИ МОГО «Ухта» по доверенности Канева М.С. полагала требования не подлежащими удовлетворению по доводам оспариваемого решения.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пп. «и» п.1 ст.1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют молодые семьи, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее - уполномоченный орган).
На основании ст.2 указанного Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств, при этом не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со ст.1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п.13, п.14, п.21 ч.1 ст.38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п.2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от 26.06.2007 года № 44, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».
Установлено, что 11.06.2019 истец обратилась в КУМИ МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», с составом семьи она, ее несовершеннолетние дети С.А., С.М., С.А., С.Е., в качестве места жительства семьи указав квартиру по адресу: ...., находящуюся в собственности отца детей истца. Жилых помещений в собственности, в пользовании на условиях договора социального найма члены молодой семьи не имеют.
Как следует из оспариваемого ответа КУМИ МОГО «Ухта» от 09.08.2019 № 08/9286 «Об отказе в принятии на учет», доводов ответчиков при рассмотрении дела, истцу отказано в принятии на учет по категории «молодая семья», поскольку члены молодой семьи обеспечены жилыми помещениями, и с учетом жилых помещений, которыми распорядились истец и отец детей С.В., уровень обеспеченности жилыми помещениями превысил учетную норму 11 кв.метров общей площади.
Однако такие доводы обоснованными признаны быть не могут.
Пунктами 6, 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050, молодой семьей признается, в том числе, молодая семья, имеющая одного ребенка и более, неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка, где возраст родителя не превышает 35 лет; под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Следовательно, учет жилых помещений, не находившихся и не находящихся в собственности, в пользовании на условиях договора социального найма членов молодой семьи для цели определения права на принятие на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья неправомерен.
Согласно ст.53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О указал, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В собственности истца в период с 22.09.2011 по 04.12.2015 находилось жилое помещение по адресу: ...., общей площадью 16,5 кв.метров.
Таким образом, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения для целей признания имеющими право на улучшение жилищных условий путем получения социальной выплаты как молодой семье на каждого члена семьи истца даже с учетом этого жилого помещения составил бы 16,5 : 5 = 3,3 кв.метров, что менее учетной нормы общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта», установленной п.1 решения Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 года №23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма», - 11 кв.метров на каждого члена семьи, и отчуждение принадлежавшей истцу квартиры умышленным ухудшением жилищных условий признано быть не может.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и истцом доказано наличие у неё права на принятие на соответствующий учет, ответчики же доказательств обратного не представили.
На основании ч.10 ст.2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по результатам рассмотрения запросов граждан о принятии на учет в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья и необходимых документов, уполномоченный орган в течение одного месяца со дня подачи указанных запросов и документов принимает решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья и доводит их в письменной форме до сведения граждан.
При этом согласно ч.11 указанной статьи датой принятия на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья (далее - учет) считается для граждан, принимаемых на учет и ранее не состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в Республике Коми, - дата подачи запроса о принятии на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Поскольку каких – либо иных оснований для отказа в принятии на учет семьи истца не установлено, срок для принятия решения о принятии на учет истек, истец с составом семьи она и её несовершеннолетние дети подлежат принятию на учет по категории «молодая семья» на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья с 11.06.2019.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Смирновой Д.М. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» Смирновой Д.М., выраженный в ответе от 09.08.2019 № 08/9286, в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья» с членами семьи С.А., С.Е., С.А., С.М.
Обязать администрацию МОГО «Ухта» принять Смирнову Д.М. с членами семьи С.А., С.Е., С.А., С.М. на учет по категории «молодая семья» на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья с 11.06.2019.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 02.09.2021.
Судья Е.Г. Берникова