Решение по делу № 2-805/2024 от 10.06.2024

77RS0№__-84

Дело №__

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Утиной И.И.,

при секретаре Яковлевой О.Ю.,

с участием представителя ответчика Касиловской К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми

16 октября 2024 года дело по иску и.о. Воркутинского транспортного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на станции Инта 1,

УСТАНОВИЛ:

И.о. Воркутинского транспортного прокурора обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Инта 1 (реестровый номер <....>) путем разработки и направления на утверждение в органы Федерального агентства железнодорожного транспорта плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции, а также течение одного месяца со дня утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение (подразделения) транспортной безопасности для защиты железнодорожной станции Инта 1 (реестровый номер <....>) в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности.

В обоснование требований прокурор указал, что Воркутинской транспортной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на категорированном объекте транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) - станции Инта 1 Сосногорского центра организации работы железнодорожных станций — структурного подразделения Северной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением — филиала ОАО «РЖД» (далее — ____ 1) выявлены нарушения.

Проверкой установлено, что ОАО «РЖД» является собственником категорированного ОТИ - железнодорожной станции Инта 1, которая включена в реестр категорированных объектов за номером <....> от __.__.__, указанному ОТИ присвоена вторая категория, __.__.__ категория объекта - вторая - оставлена без изменений, о чем субъекту транспортной инфраструктуры направлено уведомление УТБ-7/21/00570 от __.__.__, которое получено ОАО «РЖД» __.__.__.

Результаты оценки уязвимости станции Инта 1 утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) __.__.__, результаты дополнительной оценки уязвимости утверждены Росжелдором __.__.__.

План обеспечения транспортной безопасности станции Инта 1 (далее - План) ОАО «РЖД» направлялся на утверждение в Росжелдор, однако __.__.__ в утверждении Плана отказано в связи с неисполнением требований законодательства о транспортной безопасности при подготовке данного документа.

ОАО «РЖД», являясь собственником названного ОТИ, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса.

В нарушение указанных требований законодательства ОАО «РЖД» не обеспечило наличие утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности данной железнодорожной станции. Кроме этого в нарушение подп. «в» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от __.__.__ N 1633, не образовано (сформировано) и (или) не привлечено для защиты указанного ОТИ в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

__.__.__ Воркутинской транспортной прокуратурой для устранения указанных нарушений законодательства начальнику Северной дирекции управления движением - Структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» было внесено представление. Вместе с тем, до настоящего времени указанные нарушения законодательства не устранены.

__.__.__ в Интинский городской суд Республики Коми поступили уточненные требования Воркутинского транспортного прокурора, согласно которым прокурор просит обязать ОАО «РЖД» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение (подразделения) транспортной безопасности для защиты железнодорожной станции Инта 1 (реестровый номер <....>) в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности.

Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился по доводам, отраженным в письменных возражениях.

Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

На основании ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Положениями ст.1 Федерального закона от __.__.__ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» определено, что объекты транспортной инфраструктуры это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, мосты. В свою очередь, субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

К основным задачам обеспечения транспортной безопасности относятся, в том числе: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры (п.3, 4 ч.2 ст.2 Федерального закона от __.__.__ № 16-ФЗ.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ч.1 ст.4 Федерального закона от __.__.__ №16-ФЗ).

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от __.__.__ №16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Во исполнение ст. 8 Федерального закона __.__.__ №16-ФЗ постановлением Правительства РФ от __.__.__ №__ утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В силу пп.в, е п.5 Требований от __.__.__ №__ субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Допускается разработка и представление плана обеспечения безопасности объектов исходя из наивысшей категории объекта транспортной инфраструктуры, входящего в группу объектов транспортной инфраструктуры, при соблюдении следующих условий: субъектом транспортной инфраструктуры в отношении каждого из объектов транспортной инфраструктуры, входящих в группу, является одно лицо; группа объектов транспортной инфраструктуры находится в границах одной железнодорожной станции.

Согласно пп.т п.5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обеспечить внесение изменений в план обеспечения безопасности объекта, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры

В письменных возражениях ответчик выразил несогласие с заявленными требованиями, поскольку распоряжением Правительства РФ от __.__.__ №__-р утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых указанным обществом на ином законном основании. Спорный объект транспортной инфраструктуры- железнодорожная станция Инта-1 не включен в п.п.1-4 постановления, таким образом оснащение ОТИ подлежит реализации с 2025 года. Привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения техническими средствами не будет соответствовать принципу поэтапной реализации транспортной безопасности. Несоблюдение Распоряжения №__-р повлечет нарушение ст.15 Конституции РФ. При подаче иска прокурором не указано, в чем конкретно заключаются интересы лиц, в защиту которых подан иск, какие права нарушены.

Установлено, что __.__.__ план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Инта 1 утвержден Росжелдором (л.д.60).

Ответчиком не оспаривается факт непривлечения подразделений транспортной безопасности для защиты железнодорожной станции Инта 1.

Прокурором заявлены требования в интересах неопределенного круга лиц - пассажиров железнодорожного транспорта, в целях защиты их жизни, здоровья и безопасности, неисполнение требований законодательства о транспортной безопасности создает условия для возникновения угроз совершения террористических актов, которые, безусловно, представляют опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Довод ответчика о том, что спорный объект - железнодорожная станция Инта 1 (реестровый номер <....>) - не включен в первоочередные, в том числе по срокам, этапы оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, и, соответственно, привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения техническими средствами не будет соответствовать принципу поэтапной реализации требований транспортной безопасности, суд отклоняет как необоснованный.

ОАО «РЖД», являющееся субъектом естественной монополии в области железнодорожного транспорта, тем более в Республики Коми, где в большинстве муниципалитетов, в том числе муниципальном округе «Инта» фактически отсутствует возможность передвигаться иными транспортными средствами, как юридическое лицо в ходе выполнения своей деятельности несёт коммерческие и сопутствующие риски, а также ответственность при наличии различных угроз транспортной безопасности.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.13 Федерального закона от __.__.__ №16-ФЗ «О транспортной безопасности» реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности, до __.__.__, за исключением объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, расположенных на автомобильных дорогах федерального значения, объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется организациями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" или используемых этим обществом на ином законном основании, судоходных гидротехнических сооружений, которые расположены на внутренних водных путях, при условии, что оснащение указанных объектов и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.5 Федерального конституционного закона от __.__.__ №__-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановления Правительства РФ. Акты Правительства РФ по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.

Сроки оснащения объектов транспортной инфраструктуры и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности установлены постановлением Правительства РФ от __.__.__ №__, которое принято в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности», в данном случае подлежат применению положения именно Требований №__, утвержденных постановлением Правительства РФ от __.__.__, которое является актом нормативного характера в отличие от распоряжения Правительства РФ от __.__.__ №__-р.

Поскольку ответчиком ОАО «РЖД» не представлено доказательств о надлежащем исполнении требований транспортной безопасности, учитывая, что это может стать причиной негативных последствий, угрозы для неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что требования Воркутинского транспортного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение (подразделения) транспортной безопасности для защиты железнодорожной станции Инта 1 (реестровый номер <....>) в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности обоснованными и подлежат удовлетворению.

Суд полагает достаточным заявленный в уточнении иска от __.__.__ срок в один месяц со дня вступления решения суда в законную силу для образования (формирования) и (или) привлечения подразделения (подразделений) транспортной безопасности для защиты железнодорожной станции Инта-1 (реестровый номер <....>) в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности, учитывая, что План обеспечения транспортной безопасности был утвержден еще в начале II квартала 2024 года.

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение (подразделения) транспортной безопасности для защиты железнодорожной станции Инта 1 (реестровый номер <....>) в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                И.И.Утина

Мотивированное решение составлено 23.10.2024

2-805/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Воркутинская транспортная прокуратура
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Другие
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (РОСЖЕЛДОР)
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Судья
Утина Ирина Ивановна
Дело на странице суда
intasud.komi.sudrf.ru
10.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.06.2024Передача материалов судье
11.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2024Судебное заседание
11.09.2024Судебное заседание
16.10.2024Судебное заседание
23.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее