Решение по делу № 8а-18439/2021 [88а-17615/2021] от 06.09.2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а–17615/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                                 10 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего                       Городкова А.В.

судей                                                       Жидковой О.В., Зеленского А.М.,

с участием прокурора                Яковлевой Н.В.

        рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы избирательной комиссии муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и Рыминой Н. Н. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 2 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 августа 2021 года по административному делу № 2а-7201/2021 по исковому заявлению избирательной комиссии муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области к территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения.

Заслушав доклад судьи Жидковой О.В., объяснения представителей: административного истца избирательной комиссии муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области - адвоката Колесникова А.А., заинтересованного лица Рыминой Н. Н. (далее Рымина Н.Н.) - адвоката Винокурова В.В., заинтересованного лица Аркания Р. Г. (далее Аркания Р.Г.) – адвоката Яковлева С.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Яковлевой Н.В. об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия

установила:

решением территориальной избирательной комиссии (далее также ТИК) Всеволожского муниципального района Ленинградской области          № 3109 от 12 мая 2021 г. признано незаконным бездействие избирательной комиссии муниципального образования (далее также ИКМО) «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в неназначении в сроки, предусмотренные законом дополнительных выборов Совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

На избирательную комиссию муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области возложена обязанность назначить дополнительные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по незамещенным мандатам в срок не позднее 5 дней с момента принятия данного решения.

Оспаривая правомерность указанного решения, 17 мая 2021 года ИКМО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области обратилась в суд с административным иском к ТИК Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании его незаконным и возложении на административного ответчика обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов избирательной комиссии путем его отмены.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемое решение незаконно возлагает на ИКМО обязанность по назначению дополнительных выборов депутатов вопреки требованиям пунктов 7 и 8 статьи 10 и пункта 8 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 67-ФЗ), поскольку дополнительные выборы по одномандатным округам, по которым были досрочно прекращены полномочия депутатов, избранных но одномандатным избирательным округам, должны быть назначены, по его мнению, не ранее 1 июля 2021 года и не позднее 10 июля 2021 года, то есть после истечения срока неназначения дополнительных выборов уполномоченным органом - Советом депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, установленного пунктом 7 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Аркания Р.Г., Бунтов Н.А., Волков Р.Н., Болотовская О.С., Ефимова Е.И., Рымина Н.Н., Семенов Д.Б., Юшин М.А.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 2 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 августа 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

В кассационной жалобе, поданной через Всеволожский городской суд Ленинградской области 2 сентября 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 6 сентября 2021 года, ИКМО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований. Выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств по делу. Настаивает на том, что по состоянию на     18 марта 2021 года были прекращены полномочия только двух депутатов Совета, который в связи с этим являлся правомочным, что не требовало назначения дополнительных выборов. Указывает, что Совет стал неправомочным только с 18 апреля 2021 г., когда в его составе осталось 5 депутатов (Ефимова Е.И., Бунтов Н.А., Болотовская О.С., Волков Р.Н., Семенов Д.Б.), что действительно требовало назначения дополнительных выборов не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, т.е. до 17 августа 2021 г., исходя из положений пункта 8 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ, а учитывая правило пункта 6 статьи 10 этого же закона - не позднее 15 августа 2021 г., в связи с чем на основании пункта 7 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ решение о назначении дополнительных выборов Совет должен был принять не позднее, чем 26 мая 2021 года, соответственно, в действиях избирательной комиссии отсутствовало незаконное бездействие, выразившееся по мнению судебных инстанций и ТИК, в неназначении дополнительных выборов депутатов Совета по срокам, указанным в решении ТИК от 12 мая 2021 г. № 3109 – 7 мая 2021 г. и в определении суда апелляционной инстанции – 30 апреля 2021 г. и 12 мая 2021 г., так как процедура восполнения состава Совета депутатов, инициированная избирательной комиссией в таком случае была бы начата ранее совершения действий предписанных Федеральным законом № 67-ФЗ.

В поданной 10 сентября 2021 г. заинтересованным лицом Рыминой Н.Н. непосредственно в суд кассационной инстанции кассационной жалобе также ставится вопрос об отмене вышеназванных судебных актов по мотиву нарушения судами норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов обстоятельствам дела. Податель жалобы полагает, что судами первой и апелляционной инстанций неверно определен срок, в период которого Совет депутатов муниципального образования остался в неправомочном составе, и срок, не позднее которого ИКМО должна была назначить дополнительные выборы. Кроме того, указывает на нарушение территориальной избирательной комиссией порядка рассмотрения жалобы Волкова Р.Н., установленного статьей 75 Закона об избирательных правах, выразившееся в неизвещении ИКМО о ее рассмотрении.

Кассационные жалобы с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы кассационных жалоб не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.

Порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 131-ФЗ), в соответствии с частью 1 статьи 23 которого в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления проводятся муниципальные выборы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования, а в случаях, установленных федеральным законом, - соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом (часть 2 статьи 23 Федерального закона № 131-ФЗ).

Аналогичные положения закреплены и в пункте 8 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует.

При этом в силу частей 1 и 1.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов, правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования, которое не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

В соответствии со статьей 6 Закона Ленинградской области от 15 марта 2012 г. № 20-ОЗ «О муниципальных выборах в Ленинградской области» выборы депутатов представительного органа назначаются представительным органом соответствующего муниципального образования или избирательной комиссией муниципального образования, если представительный орган не назначит выборы в установленные сроки, а также в случае отсутствия представительного органа.

В силу части 2 статьи 6 Устава муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области муниципальные выборы назначаются советом депутатов, а в случаях, установленных Федеральным законом № 67-ФЗ, муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией или судом.

Согласно пункту 1 статьи 19 Устава, муниципальное образование «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории поселения.

Совет депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов (пункт 3 статьи 19 Устава), заседание совета депутатов правомочно, если на нем присутствуют не менее 50% от числа избранных депутатов (пункт 7 статьи 19 Устава).

Статьей 71 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы.

Дополнительные выборы в федеральный орган государственной власти проводятся в сроки, установленные федеральным законом. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу.

Вместе с тем, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть (пункт 8 статьи 71).

При этом, в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ, решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования (пункт 8 статьи 10 данного Федерального закона).

Как следует из материалов дела, Совет депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области был избран 8 сентября    2019 г. составом 10 депутатов: Черепанова Л.А., Андреев В.В., Рымина Н.Н., Аркания Р.Г., Юшин М.А., Ефимова Е.И., Бунтов Н.А., Волотовская О.С., Маскалик А.С., Семенов Д.Б.

Полномочия депутата Маскалика А.С., были прекращены в связи со смертью, и в результате проведения дополнительных выборов 13 сентября 2020 г. в Совет депутатов был избран Волков Р.Н.

В соответствии со вступившими в законную силу 11 марта 2021 г. решениями суда № 2а-9955/2020 и № 2а-9932/2020 прекращены полномочия двух депутатов из десяти - Черепановой Л.А. и Андреева В.В.

17 марта 2021 депутаты Рымина Н.Н., Юшин М.А. и Аркания Р.Г. представили в Совет депутатов заявления о досрочном прекращении полномочий (вх.№№ 43/1, 43/2 и 43/3 соответственно).

Также, Советом депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района 17 марта 2021 года были изготовлены решения №№ 10, 11, 12 о досрочном прекращении полномочий депутатов «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области Рыминой Н.Н., Аркания Р.Г. и Бунтова Н.А. в связи с утратой доверия, вынесенные во исполнение вступивших в законную силу решений Всеволожского городского суда от 16 ноября 2020 г. № 2а-7028/2020 (в отношении Рыминой Н.Н.) и № 2а-7027/2020 (в отношении Аркания Р.Г.), от 2 октября 2020 г. № 2а-7189/2020 (в отношении Бунтова Н.А.), которыми на Совет депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области была возложена обязанность рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов на основании представления Всеволожского городского прокурора Ленинградской области об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции № 86-104-2020 от 22 июня 2020 г.

Указанные решения 19 марта 2021 г. были направлены Советом в адрес Всеволожской городской прокуратуры и получены последней в тот же день, о чем свидетельствует штамп прокуратуры на сопроводительном письме от 19 марта 2021 г. за подписью председателя Совета депутатов Рыминой Н.Н., копия которого содержится в материалах дела.

11 мая 2021 г. депутат Совета Волков Р.Н. обратился в ТИК Всеволожского муниципального района Ленинградской области с жалобой на бездействие ИКМО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по назначению дополнительных выборов в Совет депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, ссылаясь на то, что с 18 марта 2021 года Совет остался в неправомочном составе ввиду прекращения полномочий 5 из 10 избранных в 2019 году депутатов и размещения сведений об этом в системе ГАС «Выборы», в связи с чем ИКМО в соответствии с пунктом 8 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ обязана была провести дополнительные выборы по незамещенным мандатам в течение 4-х месяцев с указанной даты и с учетом требований пункта 7 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ принять решение о назначении этих выборов не позднее чем за 70 дней до дня голосования, однако указанный срок пропустила, чем допустила незаконное бездействие.

12 мая 2021 г. по результатам рассмотрения указанной жалобы, территориальная избирательная комиссия, установив на основании представленных документов, что с 18 марта 2021 г. Совет депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» остался в неправомочном составе ввиду прекращения полномочий 5 депутатов из 10 избранных на выборах в 2019 года (Черепановой Л.А., Андреева В.В., Рыминой Н.Н., Аркания Р.Г. и Бунтова Н.А.), пришла к выводу, что ИКМО должна была, руководствуясь пунктом 8 Федерального закона № 67-ФЗ, назначить дополнительные выборы по одномандатным избирательным округам не позднее 7 мая 2021 г., в связи с чем приняла оспариваемое решение, которым признала незаконным бездействие ИКМО «Юкковское сельское поселение», выразившееся в неназначении в сроки, предусмотренные законом, дополнительных выборов Совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, возложив на избирательную комиссию обязанность назначить дополнительные выборы депутатов Совета МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по незамещенным мандатам в срок не позднее 5 дней с момента принятия решения, законность которого и оспаривается в настоящем деле административным истцом.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона № 131-ФЗ, Федерального закона № 67-ФЗ, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что Совет муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области с 18 марта 2021 года остался в неправомочном составе, а избирательная комиссия муниципального образования в установленные законом сроки дополнительные выборы не назначила, пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии незаконным.

Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами согласилась, и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, организации, иных лиц, совокупность которых в данном деле судами не установлена.

В соответствии с положениями пунктов 6, 7 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию; бездействие избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Вышестоящая комиссия обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие)

Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 22 февраля 2008 г. № 116/886 полномочия избирательной комиссии муниципального образования Всеволожский муниципальный район возложены на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района Ленинградской области, что свидетельствует о том, что территориальная избирательная комиссия «Всеволожского муниципального района» Ленинградской области является вышестоящей избирательной комиссией, которая в соответствии с Федеральным и областным законами уполномочена рассматривать заявления (жалобы) на решения или действия (бездействие) ИКМО. Решения территориальной избирательной комиссии обаятельны для исполнения ИКМО.

Поскольку территориальная избирательная комиссия установив по результатам рассмотрения жалобы депутата Волкова Р.Н., что Совет муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области с 18 марта 2021 г. остался в неправомочном составе, приняла решение, соответствующее приведенным выше положениям статей 10, 71, 75 Федерального закона № 67-ФЗ, обязав избирательную комиссию муниципального образования устранить допущенные нарушения путем назначения дополнительных выборов и предоставив для совершения необходимых действий пятидневный срок с учетом необходимости принятия срочных мер по обеспечению реализации и защиты избирательных прав, оснований полагать ошибочными выводы судов об отсутствии совокупности условий для признания оспариваемого решения незаконным, не имеется.

Доводы подателей кассационных жалоб, о том, что Совет депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» по состоянию на 18 марта 2021 года являлся правомочным, действуя в составе 8 депутатов, что не требовало назначения дополнительных выборов и свидетельствовало об отсутствии оснований для признания бездействия избирательной комиссии незаконным, не основаны на материалах дела и обоснованно отвергнуты судами обеих инстанций.

Так, суды на основании анализа пунктов 1, 2, 3 статьи 19 Устава муниципального образования «Юкковское сельское поселение», предусматривающих, что Совет депутатов муниципального образования состоит из десяти депутатов и может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов, пришли к обоснованному выводу, что Совет депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее семи депутатов.

Поскольку из материалов дела следует, что в территориальную избирательную комиссию к 12 мая 2021 г. были представлены документы, подтверждающие, что по состоянию на 18 марта 2021 г. были прекращены полномочия пяти из десяти депутатов Совета (Черепановой Л.А., Андреева В.В., Рыминой Н.Н., Аркания Р.Г. и Бунтова), является правомерным вывод судов о том, что Совет депутатов муниципального образования по состоянию на указанную дату остался в составе, не способном принимать решения, требующие квалифицированного большинства, так как оставшиеся депутаты составляют менее двух третей (требуемых составом из семи депутатов) от установленной численности депутатов (десять депутатов), т.е. с указанной даты являлся неправомочным, что требовало назначения дополнительных выборов не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, т.е. до 17 июля 2021 г. по пункту 8 статьи 71 Федерального закона № 67-ФЗ, а с учетом требований, установленных пунктом 6 статьи 10 Федерального закона № 67 о назначении голосования на выборах только на воскресенье - не позднее 11 июля 2021 г., в связи с чем решение о назначении выборов должно было быть принято соответствующей избирательной комиссией не позднее, чем 30 апреля 2021 г.

Поскольку требуемое решение о назначении дополнительных выборов избирательной комиссией муниципального образования в нарушение пункта 8 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ не было принято ни по состоянию на дату, установленную судом – 30 апреля 2021 года, ни по состоянию на дату, указанную территориальной комиссией в своем решении – 7 мая         2021 г., равно как и на дату принятия территориальной комиссией оспариваемого решения – 12 мая 2021 г., оснований полагать ошибочными выводы судов о законности оспариваемого решения, не имеется.

Согласно представленной в материалы дела информации, лишь 10 июля 2021 г. ИКМО было принято решение за № 172 о назначении дополнительных выборов в Совет муниципального образования «Юкковское сельское поселение» на 19 сентября 2021 г.

При этом доводы кассационных жалоб о том, что 17 марта 2021 г. на заседании Совета решения о прекращении полномочий депутатов Рыминой Н.Н., Аркания Р.Г. и Бунтова Н.А. не принимались, не могут быть приняты во внимание, поскольку территориальная избирательная комиссия при вынесении оспариваемого решения руководствовалась поступившими 19 марта 2021 г. из Всеволожской городской прокуратуры документально подтвержденными сведениями о принятых 17 марта 2021 г. в отношении депутатов Рыминой Н.Н., Аркания Р.Г. и Бунтова Н.А. на заседании Совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» решений о досрочном прекращении полномочий, а также сведениями из информационной системы ГАС «Выборы» о прекращении полномочий указанных депутатов.

Ссылка подателей кассационных жалоб на решения Всеволожского городского суда от 19 апреля 2021 года № 2а-5685/2021 и № 2а-3723 о прекращении полномочия депутатов Рыминой Н.Н. и Аркания Р.Г., которыми установлено, что на заседании Совета 17 марта 2021 г. решения о прекращении их полномочий не принимались, также не может быть признана состоятельной, поскольку по состоянию на 12 мая 2021 г. указанные судебные акты не вступили в законную силу и не могли служить основанием для принятия оспариваемого решения территориальной избирательной комиссией.

По аналогичным основаниям не могло быть принято во внимание территориальной избирательной комиссией и решение Всеволожского городского суда от 23 июня 2021 № 3723/2021 по административному иску Бунтова Н.А. об оспаривании решения Совета депутатов муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 17 марта 2021 г. о прекращении его полномочий депутата.

Кроме того, из вышеназванных судебных актов следует, что основанием для их принятия послужили дополнительно представленные Рыминой Н.Н., Аркания Р.Г. и Бунтовым Н.А. сведения: письмо Рыминой Н.Н. во Всеволожскую городскую прокуратуру об отзыве ранее направленных решений Совета №№ 10, 11, 12 от 17 марта 2021 г. о прекращении полномочий депутатов Рыминой Н.Н., Аркания З.Г. и Бунтова Н.А. ввиду допущенной в них технической ошибки со ссылкой на то, что указанные решения не принимались и были подписаны ошибочно, а также на основании пояснений вышеназванных лиц в судебном заседании.

Поскольку указанные сведения в территориальную избирательную комиссию не представлялись, оснований для принятия иного решения у последней не имелось.

Доводы кассационных жалоб об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.

При этом доводы кассационных жалоб о том, что установленные впоследствии судами обстоятельства, свидетельствующие о том, что решения о прекращении полномочий депутатов Рыминой Н.Н., Аркания Р.Г. и Бунтова Н.А. на заседании Совета 17 марта 2021 г. не принимались, свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения и нарушении им прав ИКМО, поскольку оно послужило основанием для расформирования избирательной комиссии на основании вступившего в законную силу 3 сентября 2021 г. решения Всеволожского городского суда от 7 июня 2021 года по административному делу № 3а-309/2021, на правильность выводов судов не влияют, поскольку вопреки доводам кассационных жалоб в основу решения суда о расформировании избирательной комиссии лег не вывод о законности (незаконности) оспариваемого в настоящем деле решение ТИК от 12 мая 2021 г., а установленный судом факт неисполнения данного решения избирательной комиссией в отсутствие судебного решения о признании его незаконным ввиду того, что избирательное законодательство такой отказ от исполнения решения вышестоящей избирательной комиссии не допускает.

Иные доводы кассационных жалоб также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

    решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 2 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 августа 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы избирательной комиссии муниципального образования «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и Рыминой Н. Н. – без удовлетворения.

    Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 2 августа 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 августа 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

    Председательствующий:

    Судьи:

    Кассационное определение в полном

    объеме изготовлено 16 сентября 2021 года.

8а-18439/2021 [88а-17615/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Всеволожская городская прокуратура Ленинградской области
Избирательная комиссия МО "Юкковское сельское поселение" Всеволожского муниципального района
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия МО Всеволожский муниципальный район Ленинградской области
Другие
Волков Руслан Николаевич
Председатель избирательной комиссии МО "Юкковское сельское поселение" Кошнякова А.Н.
Юшин Михаил Александрович
Семенов Дмитрий Борисович
Волотовская Ольга Станиславовна
Бунтов Николай Александрович
Ефимова Екатерина Ивановна
Рымина Наталья Николаевна
Аркания Реваз Георгиевич
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Жидкова Ольга Валерьевна
Дело на странице суда
3kas.sudrf.ru
10.09.2021Судебное заседание
10.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее