Судья: Коваленко О.П. адм.дело № 33а- 11484/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2017 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Лазаревой М.А.
судей – Хаировой А.Х. и Яковлевой В.В.
при секретаре – Булановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Якимсевой Н.В. на решение Самарского районного суда г.Самары от 28 июня 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного иска Якимсевой Н.В. к Межведомственной комиссии Администрации Самарского района, Администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара о признании бездействий незаконными– отказать».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Якимсева Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межведомственной комиссии администрации Самарского района г.о. Самара, Администрации Самарского района г.о. Самара о признании бездействий незаконными.
В обоснование иска указала, что она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Жилое помещение-<адрес>, признано непригодным для проживания. В апреле 2017 года Якимсева Н.В. обратилась с заявлением в Межведомственную комиссию Администрации Самарского района г.о. Самара о признании многоквартирного <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Из ответа Администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара от 05.05.2017 года следует, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> находится одна квартира, в связи с чем данный дом не является многоквартирным, соответственно признать его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не представляется возможным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила суд признать незаконным бездействие Межведомственной комиссии Администрации Самарского района г.о. Самара и обязать комиссию рассмотреть заявление Якимсевой Н.В. о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу и реконструкции.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Якимсева Н.В. просит решение суда отменить, как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее требования.
В суде апелляционной инстанции Якимсева Н.В. и ее представитель по доверенности Иевлев А.Г. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель административного ответчика по доверенности Ежова О.И. возражала против доводов жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Постановление Правительства Российской Федерации), которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 1 Положения).
В силу прямого указания, содержащегося в пункте 2 поименованного федерального нормативного правового акта, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства Российской Федерации оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
Согласно п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из материалов дела следует, что Якимсева Н.В. является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается регистрационным удостоверением БТИ.
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара «О признании жилого помещения непригодным для проживания» № 817 от 01.04.2013 года жилое помещение-<адрес> признано непригодным для проживания.
Пунктом 3 Распоряжения Якимсевой Н.В., как собственнику жилого помещения, рекомендовано в срок до 31.12.2013 года принять решение о дальнейшем использовании жилого помещения.
Постановлением Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара от 29.04.2016 № 24 утверждено положение о межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения (кроме жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации) пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Самарского внутригородского района городского округа Самара (далее - Положение).
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
г) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям
и принятия соответствующего решения Комиссией.
д) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Письмом от 22.11.2016 года №16/4441 за подписью главы администрации Самарского внутригородского района г.о.Самара, Якимсевой Н.В. разъяснен действующий порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Протоколом внепланового заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Самарского внутригородского района городского округа Самара №19 от 24.11.2016 года решено ситуацию, сложившуюся в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, признать угрозой возникновения чрезвычайной ситуации. Рекомендовано собственнику оформить необходимые документы для признания жилого помещения аварийным и непригодным для проживания. В Департамент управления имуществом городского округа Самара решено направить письмо с просьбой решить вопрос по расселению жителей указанного жилого дома.
Согласно пункту 3 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, могут быть предоставлены для временного проживания жилые помещения маневренного фонда.
Административным истцом не оспаривалось, что ей было предложено помещение маневренного фонда Департаментом управления имуществом городского округа Самара, от переселения в которое она отказалась.
24.11.2016 года в Администрацию Самарского внутригородского района городского округа Самара в интересах Якимсевой Н.В. поступило обращение Государственной жилищной инспекции по Самарской области исх. № 29321-ц от 11.11.2016 года с приложением заключения органа государственного жилищного контроля от 02.11.2016 года.
В адрес Якимсевой Н.В., прокуратуры города Самара и Государственной жилищной инспекции по Самарской области направлен развернутый ответ с приложением информации, поступившей из Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризации Федерального БТИ» от 16.12.2016.
Пакет документов, прилагаемых к заявлению и поименованных в пункте 45 вышеназванного Положения, на рассмотрение Комиссии Якимсевой Н.В. не предоставлен.
28.04.2017 и 05.05.2017 в Администрацию Самарского внутригородского района городского округа Самара поступили, два одинаковых по содержанию, обращения от Якимсевой Н.В. по вопросу признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Пакет обосновывающих документов не предоставлен.
Согласно ответа Администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара от 05.05.2017 года дом, расположенный по адресу: <адрес> признать аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не представляется возможным, поскольку в жилом доме находится одна квартира, в связи с чем данный дом не является многоквартирным.
Судом установлено, что на обращение Якимсевой Н.В. подготовлен мотивированный ответ, подписанный уполномоченным лицом, заместителем Главы Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара Киреевым В.А.
При таких обстоятельствах, бездействий со стороны административного ответчика, выраженных в нерассмотрении заявления Якимсевой Н.В., судебная коллегия не усматривает. Основания для возложения на Межведомственную комиссии Администрации Самарского района обязанности по рассмотрению вышеуказанного заявления отсутствуют.
Требования административного истца в части признания незаконным ответ от 05.05.2017 года за подписью заместителем Главы Администрации Самарского внутригородского района городского округа Самара Киреева В.А. также удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемый ответ соответствует требованиям закона, и прав административного истца не нарушает.
Заявление административного истца рассмотрено, исходя из приложенных к нему документов.
Установлено, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> находится одна квартира, что следует из технического паспорта на жилой дом по состоянию на 1982 год и на 2008 год. Иных квартир в доме не имеется. Общее имущество с другими собственниками в доме отсутствует, в связи с чем данный дом не является многоквартирным. Таким образом, ответ заместителя главы администрации Самарского внутригородского района г.о. Самара о невозможности признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является обоснованным.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела, требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке, не содержат фактов, которые могли бы повлиять на обоснованность и законность судебного решения.
По мнению судебной коллегии, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и заявленным требованиям. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г.Самары от 28 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: