Дело № 2-5947/2022
УИД 23RS0040-01-2022-005440-95
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 августа 2022 года г. Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Дордуле Е.К.
при секретаре Швыдченко Г.А.
с участием:
помощника прокурора ЦАО г. Краснодара ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Горячий Ключ в интересах Никитиной О. Алексеевны к Министерству здравоохранения Краснодарского края, третье лицо - ГБУЗ «Городская больница г. Горячий Ключ» Министерства здравоохранения Краснодарского края, об обязании обеспечить лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Горячий Ключ обратился в суд в интересах Никитиной О.А. к Министерству здравоохранения Краснодарского края об обязании обеспечить лекарственными препаратами.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Горячий Ключ проведена проверка по факту обращения Никитиной О.А. о нарушении прав на льготное обеспечение лекарственными препаратами.
Никитина О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «Городская больница г. Горячий Ключ» Министерства здравоохранения Краснодарского края в связи с имеющимися заболеваниями: сахарный диабет 2 типа. Состоит на диспансерном учете врача-эндокринолога, имеет право на обеспечение лекарственными препаратами по рецепту врача бесплатно в рамках регионального бюджета. В период времени с 16.03.2022 врачом терапевтом городской поликлиники ГБУЗ «Городская больница г. Горячий Ключ» Министерства здравоохранения Краснодарского края Никитиной О.А. выписаны рецепты на лекарственные препараты: серия 03-22-04 № 1256830 от 16.03.2022 – «Гликлазид» 60 мг. № 30 – 2 упаковки; № 1256831 от 16.03.2022 – «Дапаглифлозин» 10 мг. № 30 – 1 упаковка. На территории МО г. Горячий Ключ деятельность по обеспечению граждан, имеющих право на льготное обеспечение осуществляет филиал «Аптека № 31» ГУП Краснодарского края «Кубаньфармацея» в г. Горячий Ключ. В связи с отсутствием необходимых Никитиной О.А. лекарственных препаратов в филиале № 31 вышеуказанные рецепты поставлены на отсроченное обеспечение.
Таким образом, имеет место необеспечение лекарственными препаратами Никитину О.А. На основании изложенного, в силу состояния здоровья Никитина О.А. не может самостоятельно обратиться в суд. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора с настоящим иском в суд.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО5 подержала заявленные требования, просила их удовлетворить и обратить решение к немедленному исполнению.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности ФИО6 в судебном заседании просила отказать в исковых требованиях.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Городская больница г. Горячий Ключ» Министерства здравоохранения Краснодарского края по доверенности ФИО7 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Согласно части 1 стать 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Сахарный диабет входит в перечень социально значимых заболеваний.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от РФ от 28.12.2021 № 2505.
Согласно Разделу III данной программы определен перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, к которым отнесены болезни эндокринной системы.
Сахарный диабет входит в Перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», лекарственные препараты: «Гликлазид» и «Дапаглифлозин» включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Судом установлено, что Никитина О. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, группы инвалидности не имеет, подлежит льготному лекарственному обеспечению в рамках территориальной льготы с диагнозом «сахарный диабет 2 типа», наблюдается в ГБУЗ «Городская больница г. Горячий Ключ» Министерства здравоохранения Краснодарского края.
Терапевтом городской поликлиники ГБУЗ «Городская больница г. Горячий Ключ» Министерства здравоохранения Краснодарского края Никитиной О.А. выписаны рецепты на лекарственные препараты: серия 03-22-04 № 1256830 от 16.03.2022 – «Гликлазид» 60 мг. № 30 – 2 упаковки; № 1256831 от 16.03.2022 – «Дапаглифлозин» 10 мг. № 30 – 1 упаковка.
Однако Никитина О.А. по выписанным рецептам серия 03-22-04 № 1256830 от 16.03.2022, № 1256831 от 16.03.2022 лекарственными препаратами не обеспечена.
На территории МО г. Горячий Ключ деятельность по обеспечению граждан, имеющих право на льготное обеспечение осуществляет филиал «Аптека № 31» ГУП Краснодарского края «Кубаньфармацея» в г. Горячий Ключ. В связи с отсутствием необходимых Никитиной О.А. лекарственных препаратов в филиале № 31 вышеуказанные рецепты поставлены на отсроченное обеспечение.
Статьей 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, к которым в числе иных отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечению указных лиц лекарственными препаратами.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Положением о Министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденным Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 N 742, установлено, что Министерство здравоохранения Краснодарского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и координацию деятельности в области охраны здоровья населения в Краснодарском крае. Согласно п. 3.2 на Министерство здравоохранения Краснодарского края возложена обязанность по разработке, утверждению и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
Согласно ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Принимая во внимание то обстоятельство, что обеспечение Никитиной О.А. указанными медицинскими препаратами жизненно важно и необходимо, решение суда следует обратить к немедленному исполнению.
Суд оценивает доказательства, в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора г. Горячий Ключ в интересах Никитиной О. Алексеевны к Министерству здравоохранения Краснодарского края, третье лицо - ГБУЗ «Городская больница г. Горячий Ключ» Министерства здравоохранения Краснодарского края, об обязании обеспечить лекарственными препаратами удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Краснодарского края обеспечить Никитину О. Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами «Гликлазид», «Дапаглифлозин» в соответствии с медицинскими показаниями в необходимом количестве.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.К. Дордуля
Мотивированный текст решения изготовлен 02.08.2022.
Судья Е.К. Дордуля