Дело № 2а-4725/2021
УИД 51RS0001-01-2021-007792-16
Мотивированное решение изготовлено 23.12.2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Хуторцевой И.В.
при секретаре судебного заседания Бутовой Т.Е.
с участием представителя административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат г. Мурманска», призывной комиссии муниципального образования г. Мурманск Рублева В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шевченко Виктора Владимировича о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии муниципального образования г. Мурманск о признании годным к военной службе и призыве на военную службу,
установил:
Административный истец Шевченко В.В. обратился с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии муниципального образования г. Мурманск о признании годным к военной службе и призыве на военную службу. В обоснование административных исковых требований указал, что решением призывной комиссией г. Мурманска он был призван на военную службу.
ДД.ММ.ГГГГ им была получена выписка из книги протоколов призывной комиссии г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ № с указанием категории годности Б-3.
Во время осеннего призыва 2021 года он явился по повестке для прохождения медицинского освидетельствования, озвучивал имеющиеся у него жалобы на состояние здоровья.
На сегодняшний день у него имеется заболевание <данные изъяты>
По своему заболеванию он предъявлял жалобы <данные изъяты>
Также у него имелись жалобы <данные изъяты>
Во время медицинского освидетельствования врач терапевт дал направления на дополнительные обследования по имеющемуся у него заболеванию до ДД.ММ.ГГГГ, из-за очередей он не успел пройти обследование, явившись по дате явки в направлении, попросил перенести дату явки, чтобы надлежащим образом провели обследования здоровья, однако призывная комиссия г. Мурманска ему отказала, признала годным и выдала повестку на отправку на ДД.ММ.ГГГГ.
Просил суд признать незаконным решение призывной комиссии муниципального образования г. Мурманск о признании годным к военной службе и призыве не военную службу.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат г. Мурманска».
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат г. Мурманска», призывной комиссии муниципального образования г. Мурманск с административным исковым заявлением не согласился, представил возражения, согласно которым Швченко В.В. состоит на воинском учете в военном комиссариате города Мурманск <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением призывной комиссии города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) Шевченко В.В. признан «Б-3» годным к военной службе. Согласно документам личного дела призывника Шевченко В.В. ДД.ММ.ГГГГ он прошел медицинское освидетельствование врачами-специалистами, ему установлены категории годности: <данные изъяты>
При осуществлении медицинского освидетельствования в отношении Шевченко В.В. врачами-специалистами приняты во внимание его медицинские документы с результатами диагностических исследований, имевшихся в личном деле призывника.
Шевченко В.В. по результатам медицинского освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ был признан годным к военной службе. Призывная комиссия города Мурманска ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) вынесла решение о призыве его на военную службу. Предполагает, что в действиях административного истца имеется умысел на уклонение от призыва на военную службу, не желая проходить действительную срочную военную службу в Вооруженных силах РФ.
Считает решение призывной комиссии города Мурманска о призыве на военную службу Шевченко В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, занесенное в протокол №, соответствующим требованиям Закона «О воинской обязанности и военной службе», законным и обоснованным, просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.
Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, материалы личного дела призывника, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
По смыслу части 4 статьи 4, части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с административным иском об оспаривании решений, действий органов государственной власти, однако должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым решением или действием должностного лица, указав способ восстановления прав.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 229 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд (обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд);
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемое решение, либо совершивший оспариваемое действие (бездействие)).
Частью 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации провозглашено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, отношение гражданина Российской Федерации к своей конституционной обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы проявляется, в частности, и в его отношении к конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Согласно подпункту «а» пункта 1, пункту 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями, далее – Закон о воинской обязанности) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 25 Закона о воинской обязанности призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 статьи 26 Закона о воинской обязанности призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Как указано в пунктах 1, 1.1, 2 статьи 28 Закона о воинской обязанности при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их, в том числе решения о призыве на военную службу.
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 31 Закона о воинской обязанности граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
В силу статьи 5.1 Закона о воинской обязанности граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Аналогичные положения указаны в пунктах 18, 20, 22 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями и дополнениями, далее – Положение о ВВК).
Также в пункте 20 Положения о ВВК предусмотрено, что при возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
В приложении «Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации» к названному Положению приведено Расписание болезней, которое учитывается врачами-специалистами при определении категории годности к военной службе в отношении каждого призывника.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (с изменениями и дополнениями) утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее – Положение о призыве), в соответствии с пунктами 5, 6 которого призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования.
Согласно пункту 13 Положения о призыве призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В пункте 15 Положения о призыве предусмотрено, что решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.
Как установлено в судебном заседании, Шевченко В.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учете в Военном комиссариате г. Мурманска <адрес>.
В соответствии со ст. 25 Закона о воинской обязанности призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ на основании указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О призыве в октябре-декабре 2021 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» начался призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ «О сознании призывных комиссий» определен персональный состав врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, входящих в состав призывной комиссии г. Мурманска <адрес> в ходе осеннего 2021 года призыва граждан на военную службу.
Согласно документам личного дела призывника Шевченко В.В. ДД.ММ.ГГГГ прошел медицинское освидетельствование врачами-специалистами, которые установили ему категорию годности Б-3, исходя из установленных категорий годности ДД.ММ.ГГГГ терапевтом - категория А-1; <данные изъяты>
При этом призывная комиссия муниципального образования г. Мурманск заседала в составе всех врачей-специалистов, перечень которых предусмотрен в статье 5.1 Федерального закона о воинской обязанности.
Врачи-специалисты руководствовались Положением о ВВК, в том числе Расписанием болезней. При установлении категории годности врачи-специалисты исследовали все медицинские документы, имеющиеся в личном деле призывника.
В ходе медицинского обследования врачами-специалистами Шевченко В.В. предъявлял жалобы <данные изъяты>
Результаты дополнительного медицинского обследования на повторное медицинское освидетельствование призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ Шевченко В.В. не представлены.
По результатам медицинского освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ Шевченко В.В. был признан годным к военной службе.
Решением призывной комиссии муниципального образования г. Мурманск от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № Шевченко В.В. призван на военную службу.
Ему вручена повестка о явке ДД.ММ.ГГГГ в Военный комиссариат <адрес> для отправки к месту прохождения военной службы.
Из пояснений представителя административных ответчиков в судебном заседании следует, что Шевченко В.В. на заседание врачей-специалистов и призывной комиссии какие-либо медицинские документы о состоянии своего здоровья, в том числе от врача-кардиолога, не предоставлял, с письменным заявлением о наличии у него заболевания, которое не было учтено врачами-специалистами, в призывную комиссию не обращался.
Учитывая, что прохождение медицинского обследования призывников проходит в медицинских учреждениях в первоочередном порядке, поэтому доводы административного истца о невозможности пройти медицинское обследование суд полагает несостоятельными.
При этом суд учитывает, что в состав врачей-специалистов призывной комиссии входит врач-терапевт, который является врачом общей практики и в связи с жалобами призывника на состояние работы сердца направил его на дополнительное медицинское обследование в ГОБУЗ «Мурманская городская поликлиника №», <данные изъяты> у Шевченко В.В. не установлено.
Доводы Шевченко В.В. о том, что призывной комиссией муниципального образования г. Мурманск не приняты во внимание его устные обращения о наличии предполагаемого заболевания «Гипертоническая болезнь» ввиду наследственной артериальной гипертензии, препятствующего прохождению военной службы, опровергаются имеющимися в материалах личного дела призывника медицинскими документами, в связи с чем не могут быть приняты судом.
Документами личного дела призывника Шевченко В.В. наличие заболеваний, препятствующих прохождению им военной службы по призыву, не подтверждается.
Действия (бездействие), решение должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Такой совокупности условий, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца судом не установлено и административным истцом суду не сообщено, поэтому административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
С учетом установленных по делу обстоятельств нарушений прав, свобод и законных интересов призывника Шевченко В.В. со стороны призывной комиссии муниципального образования г. Мурманск при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № судом не установлено. При принятии решения призывная комиссия муниципального образования г. Мурманск руководствовалась положениями действующего законодательства о воинской обязанности и военной службе, при установлении категории годности к военной службе ею были учтены жалобы призывника о наличии у него заболеваний, препятствующих, по его мнению, прохождению военной службы.
С учетом имеющихся жалоб в ходе осенней призывной компании 2021 года призывник был направлен на дополнительное медицинское обследование, от прохождения которого уклонился, и на основании имеющихся медицинских документов был признан годным к военной службе и призван на военную службу.
Решение принято призывной комиссией муниципального образования г. Мурманск в пределах предоставленных полномочий, в установленный срок, с соблюдением установленного порядка. Решение доведено до сведения призывника.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения административных исковых требований и распределения между сторонами судебных расходов в виде государственной пошлины, уплаченной при подаче административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Шевченко Виктора Владимировича о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии муниципального образования г. Мурманск о признании годным к военной службе и призыве на военную службу – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Хуторцева