Судья ФИО2 Дело №
(№ дела в суде первой инстанции 2-3451/2019)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 декабря 2019 года город Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Хапачевой Р.А.
судей –Богатыревой Е.В. и Козырь Е.Н.
при секретаре судебного заседания – Блягоз С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Автономная теплоэнергетическая компания», филиал АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» об обязании прекратить начисление коммунальных услуг, погашении выставленной задолженности за отопление и исключении квартиры из числа отапливаемых квартир в многоквартирном доме, отказать.
Заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО7, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» по доверенности – ФИО4, возражавшей против доводов жалобы и полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился с иском в суд к АО «Автономная теплоэнергетическая компания», филиал АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» об обязании прекратить начисление коммунальных услуг, погашении выставленной задолженности за отопление и исключении квартиры из числа отапливаемых квартир в многоквартирном доме. Требования мотивировали тем, что с 2009г. в принадлежащей ему квартире установлено отопительное оборудование индивидуального пользования, данное оборудование установлено и согласованно в соответствии с проектом на демонтаж отопительных приборов в помещениях квартиры по адресу: <адрес>. Данный проект согласован и утвержден соответствующими организациями, демонтаж приборов произведен обслуживающей на тот момент организацией УК ЖЭУ №. В настоящее время, с октября 2018г. ответчик выставляет счета на оплату индивидуального потребления и общедомовые нужды теплоснабжения. Истец обращался к ответчику с требованием о прекращении начисления ему оплаты индивидуального потребления. Ответом от 03.09.2019г. истцу было отказано в удовлетворении требований в добровольном порядке.
Просил суд обязать ответчика прекратить начисление истцу коммунальных услуг по графе отопление на <адрес> по адресу: <адрес>. Обязать ответчика погасить выставленную задолженность и пеню за отопление <адрес> по адресу: <адрес>. Обязать ответчика исключить <адрес> по адресу: <адрес> из числа общих квадратных метров отапливаемых квартир и мет общего пользования в многоквартирном доме по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО7 поддержал заявленные исковые требования, просил иск удовлетворить в полном объеме, пояснив суду, что его доверитель не потребляет тепловую энергию, поставляемую ответчиком.
Представитель ответчика АО «Автономная теплоэнергетическая компания», филиал АО «АТЭК» «Майкопские тепловые сети» по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения исковых требований истца, просила в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО7 просит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменить и направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда. В обоснование жалобы ссылается на то, что тепловая энергия не предоставляется уже 10 лет в принадлежащее истцу жилое помещение, в связи с чем отсутствуют основания для начисления платы за коммунальные услуги.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ФИО1 является собственником <адрес> в <адрес>, в котором, установлено индивидуальное отопительное оборудование.
С октября-месяца 2018 года АО «Автономная теплоэнергетическая компания» «Майкопские тепловые сети» выставляет истцу счета на оплату коммунальных услуг по отоплению и общедомовые нужды теплоснабжения.
В силу требований ст.210 ГК РФ и п.1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы на содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, платы за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за отопление.
Согласно пункта 40 Правил №, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно указанных правил не предусмотрена возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №27197-ЮГ\64 от 21.06.2018 г. действующее законодательство не содержит порядок расчета платы за коммунальные услуги по отоплению в случае, если в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением одно или несколько помещений переведены на индивидуальное отопление.
В соответствии с пунктом 42.1 Правил №354 в редакции действовавшей до 1.01.2019 г. расчет платы за коммунальную услугу по отоплению должен производиться всем собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме совокупно, без разделения платы на индивидуальное отопление и на общедомовые нужды и вне зависимости от наличия в помещении индивидуальной системы отопления.
В соответствии с пунктом 15 ст. 14 ФЗ №190 от 27.07.2010 года «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения Технологическое присоединение к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В определении №1514-0-0 от 17.11.2011 г. Конституционный Суд РФ указал, что указанная норма направлена на обеспечение надежности в безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
В соответствии с положениями ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического. электрического или другого оборудования, требующее внесение изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесение изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и \или\ перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что переустройством и переоборудованием жилых помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
На основании подпункта «д» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 - в состав общего имущества включаются механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно пункту 6 названных Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
По смыслу приведенных выше правовых норм переустройство жилого помещения, предполагающее отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, должно соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, быть выполнено по проекту, согласованному с теплоснабжающей организацией, поскольку затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.
Как установлено судом первой инстанции, 20.04.2009г. ФИО1 обратился с письменным заявлением в ООО «Адыгжилкоммунпроэкт» о воплощении проекта КС-09-21 на демонтаж отопительных приборов в помещениях квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
26.05.2009г. в присутствии истца была проведена проверка объекта, о чем был составлен акт от 26.05.2009г. согласно которому в вышеуказанной квартире в соответствии с проектом КС-09-21 ООО «Адыгжилкоммунпроэкт» демонтированы отопительные приборы, стояки изолированы. Отопление в квартире производиться за счет электронагревателя, по всей квартире. Отопительный прибор в подъезде отсутствует.
Однако истец не обращался в теплоснабжающую организацию с заявлением о выдаче технических условий на отключение квартиры от системы теплоснабжения, не была получена разрешительная документация на переустройство квартиры, не получен документ о согласии собственников других помещений в многоквартирном доме на реконструкцию системы теплоснабжения в доме. Следовательно, истец произвел переоборудование жилого помещения с нарушением требований действующего законодательства.
Действия истца не соответствуют в полном объеме вышеуказанным требованиям закона для переустройства жилого помещения для использования индивидуального источника тепловой энергии.
Из ответа АО «АТЭК» от 03.09.2019г. на заявление истца от 21.08.2019г. следует, что многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> подключен к системе централизованного отопления тепловая энергия в указанный дом подается в необходимом объеме и надлежащего качества.
Существующей схемой теплоснабжения многоквартирного <адрес> в <адрес> не предусматривается возможность установки индивидуального квартирного источника тепловой энергии, согласие собственников помещений в доме на переоборудование общедомовой системы теплоснабжения дома отсутствует, в деле отсутствуют доказательства смены схемы отопления дома и изменения проектной документации необходимой для эксплуатации и обслуживания дома, отсутствует новый техпаспорт дома отражающий факт переоборудования схемы теплоснабжения МКД.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к верному выводу, о том, что истцом не предоставлено доказательств прекращения потребления тепловой энергии.
Кроме того, факт отсутствия в местах общего пользования многоквартирного дома теплопринимающих устройств и приборов не может свидетельствовать о прекращении теплопотребления и не изменяет нормативно введенный порядок предоставления коммунальных услуг и расчета оплаты за данную услугу. Не свидетельствует о том, что тепловая энергия истцом не потреблялась. Поскольку тепловая энергия передается в многоквартирный дом, где распределяется через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом.
В силу положений ст. 30,39 ЖК РФ собственники помещений в доме не могут быть освобождены от уплаты расходов тепловой энергии на общедомовые нужды, даже если жилое помещение переведено на альтернативное отопление.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, руководствуясь изложенными нормами, пришел к верному выводу о том, что и исключение площади <адрес> из расчетов платы за тепловую энергию нарушит права других собственников помещений в указанном многоквартирном доме, поскольку в этом случае, доля расходов тепловой энергии на общедомовые нужды приходящиеся на <адрес>, должна быть распределена между остальными собственниками помещений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что коммунальная услуга по теплоснабжению в спорной квартире не потребляется, в связи с чем взыскание платы за отопление является необоснованным, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные по следующим основаниям.
Согласно п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной или технической документацией на многоквартирный или жилой дом, несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, а также вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
В соответствии с п. 40 Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Таким образом, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность отключения одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением от общедомовой системы отопления, в связи с чем Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Отключение от централизованной системы теплоснабжения с соответствующим изменением порядка и размера оплаты коммунальных услуг возможен в случае определения объема тепловой энергии, потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды. Поскольку применительно к потреблению тепловой энергии в многоквартирных домах действующее законодательство такой возможности не предусматривает, фактическое отключение от системы отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном доме не освобождает собственника такого помещения от оплаты поставляемой централизованно коммунальной услуги отопления.
Начисление истцу платы за услугу отопление предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву жилого помещения, но и нежилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома. В этой связи освобождение собственника жилого помещения от платежей за услугу отопления противоречит жилищному законодательству, нарушает права и законные интересы других лиц, в том числе собственников иных жилых помещений.
Из изложенного следует, что плата за коммунальную услугу тепловая энергия в многоквартирном доме начисляется всем потребителям в одинаковом порядке и зависит только от общей площади занимаемых помещений. Снижение платы за услуги отопления соразмерно уменьшению тепловой нагрузки в жилом и нежилом помещении (при демонтаже, отключении, уменьшении поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении согласно проектной и (или) технической документации на многоквартирный дом, равно как и снижение температуры воздуха в жилом помещении при помощи термостатических регуляторов, ограничивающих количество тепла, поступающего в отопительные приборы) многоквартирных домов, оборудованных общедомовым прибором учета, все или часть помещений, в которых не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, вышеуказанными Правилами не предусмотрено. Услуга отопления не может предоставляться автономно в каждом отдельном помещении многоквартирного дома.
Потребление тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками помещений вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих им помещений.
Таким образом, право потребителей на отказ от предоставления и оплаты услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения принятого по делу постановления, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО7 – без удовлетворения.
Председательствующий Р.А. Хапачева
Судьи Е.В. Богатырева
Е.Н. Козырь